Смекни!
smekni.com

Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции (стр. 67 из 83)

Средства глобальной интеграции могут выполнить стандартизация, унификация, универсализация, диалоги педагогических культур. Стандартизация направлена на выработку единых норм, правил, требований к тому или иному образовательному объекту. Например, это относится к установлению единых дипломов, единых требований к содержанию подготовки и др. Унификация способствует уменьшению числа образовательных объектов функционального назначения путем их сведения к единым образцам. Так, в пределах ЕЭС установлены унифицированные квалификационные требования для специалистов различного профиля. Универсализация связана с наделением образовательного объекта системой свойств, способствующих его полифункциональному проявлению в рамках единого мирового образовательного пространства. Например, в настоящее время создаются многофункциональные информационные технологии на базе обучающих компьютеров, действующих в различных языковых и дисциплинарных сферах.

Понятие "диалог педагогических культур" восходит к категории "диалог культур", достаточно глубоко разработанной в литературоведении и педагогике (М.Бахтин, В.Библер, С.Курганов). Центральная идея диалога культур - благоговение перед индивидуальной неповторимостью культурных миров, личностных кругозоров, признание их равнозначности и равноценности - нашла отражение в размышлениях М.Бахтина о творчестве Ф.М.Достоевского: "Роман Достоевского диалогичен. Он строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно объектом другого не стало до конца"... "мир частушки сочетается с миром шиллеровского дифирамба, кругозор Смердякова сочетается с кругозором Дмитрия и Ивана" (33. С.20-21, 18). Эта же идея находит свое выражение в концепции жизненного пути культур и цивилизаций (Н.Я.Данилевский, А.Д.Тойнби, Т.Шпенглер). В качестве педагогической модели рассматриваемой идеи могут послужить слова В.Я.Стоюнина о том, "что живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим опытам, потому что эти опыты делались в известной среде и в известное время... не из подражания кому-нибудь, а вызвались требованиями времени, согласно с его духом" (450. С.149). Диалог педагогических культур исходит из понимания мира как системы, допускающей в себе "сосуществование противоположных и взаимоисключающих способов бытия" (548. С.111).

С опорой на выше приведенное нами сформулированны основные положения диалога педагогических культур:

1. Ядром любой национальной образовательной системы выступает исходная интеллектуально-духовная основа, заключающая в себе "сплав" традиций, нравов, обычаев народа, гением которого создана эта система. Такое понимание дает право назвать историю педагогики "историей развития одной стороны народной души - педагогического народного самосознания" (П.Ф.Каптерев).

2. Педагогическая культура как составная часть культуры народа идеографина и в принципе не тиражируема. Вследствие чего, например, невозможно дуальную систему обучения, впитавшую в себя специфический дух немецкой культуры "пересадить" на инородную почву.

3. Уникальность педагогических культур обусловливает их несоизмеримость и несопоставимость как ценностных образований: педагогические культуры несравнимы с точки зрения их развитости или иных качественных показателей - они оптимальны для своей среды, времени и места.

Главный вывод, следующий из данных положений, это признание многообразия (плюралистичности) форм существования педагогических культур. Из чего в свою очередь вытекает потребность в "мирном сосуществовании" образовательных систем, создающим условия для их взаимообогащения, а в необходимых случаях - для их взаимоуподобления. Примером реализации идей диалога педагогических культур можно назвать сотрудничество ученых Уральского государственного профессионально-педагогического университета (Россия) и Центра сравнительных исследований в области образования Рурского университета (ФРГ). Плодом этого сотрудничества стали русско-немецкий и немецко-русский глоссарии, вобравшие в себя интеллектуальные ценности двух национальных образовательных школ Европы - России и Германии.

Средством глобальной интеграции являются также международные образовательные проекты, международные образовательные центры (комитеты, общества и т.д.). В качестве примера здесь можно привести проекты URAL-INFO и URAL-ELECTRO, центр информационных технологий, действующий под рук. проф. Уральского гос.проф.-пед. университета В.М.Ларионова, Комитет по образованию стран ЕЭС и т.д.

Коммуникативные средства (средства коммуникативной интеграции) - это совокупность способов, приемов и форм организации коммуникативной среды в ходе осуществления образовательно-воспитательной деятельности, обеспечивающие: а) межличностную интеграцию (учащихся и педагогов, учащихся и родителей, педагогов и родителей, учащихся и учащихся, педагогов и педагогов); б) внутриличностную интеграцию - интеграцию человека с самим собой; в) социальную интеграцию - интеграцию личности и коллектива, личности и среды обитания (общества), личности и культуры, в том числе иноментальной и т.д. В качестве средств здесь может быть использован инструментарий социальной психологии и психотехники, а в некоторых случаях те или иные элементы психотерапии, психологические внушения, деятельность представителей современной зарубежной (А.Маслоу, К.Роджерс) и отечественной (Ш.Амонашвили, А.Белкин, В.Шаталов) "понимающей" и "сотрудничающей" педагогики, свидительствует о накоплении в данной области огромного теоретического и практического опыта. Это, например, внешнее "поглаживание" Ш.Амонашвили и приемы глубинной терапии К.Роджерса, педагогическая модель глобального сотрудничества А.Маслоу и как бы исходящим из самого мира детства, вытекающие из природы ребенка "формы совместной деятельности" педагога с младшими школьниками А.Белкина (опека, наставничество, партнерство, сотрудничество, содружество, сотворчество). В качестве конкретных средств коммуникативной интеграции можно назвать ситуации и приемы, представленные в курсе "Основы возрастной педагогики". Это ситуации "Сбывшаяся радость", "Неожиданная радость", "Общая радость", "Семейная радость" и др.; приемы "Лестница", "Даю шанс", "Следуй за мной", "Обмен ролями", "Заражение" и др. Большой набор средств коммуникативной интеграции представлен в программе курса "Педагогические коммуникации", вышедшей под нашей редакцией в рамках выполняемой под нашим руководством научно-исследовательской темы: в "Сборнике интегративных педагогических задач" (69), в работе В.Д.Шартова (525).

Образовательно-дидактические средства педагогической интеграции в нашем случае представлены компонентами педагогического процесса, состав которых разнится у различных авторов. Например, Ю.К.Бабанский в их число включает цель, содержание, формы, методы и результат. В.С.Безрукова, со своей стороны называет шесть компонентов: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы. Несколько видоизменив распорядок расположения компонентов, мы выбираем последнюю классификацию: цель, принципы, содержание, средства, формы и методы. При анализе образовательно-дидактических средств мы исходим из принципа двойного толкования. С одной стороны мы признаем, что все они, без исключения, обладают иллюстративным потенциалом; с другой, - допускаем наличие собственно интегративных средств, разработанных в процессе специально-организованной интегративно-педагогической деятельности. Прежде всего это касается форм организации обучения, где сегодня мы имеем интегративный урок, а также содержания образования, где широкое распространение получили интегративные программы, курсы, дисциплины и т.д.

Педагогические цели являясь исходной основой осуществления всякой деятельности по образованию и воспитанию человека, аккумулируют в себе весь набор составляющих этой деятельности. В цели "сходятся" интеллектуально-идейные, мотивационные, содержательные, процессуальные, структурноморфологические и результирующие характеристики педагогической деятельности. Целью задаются принципы, содержание, методы, средства и формы педагогического процесса. Интегративность педагогической цели определяется и тем обстоятельством, что она выражает важнейшие структурные составляющие деятельности личности. Это хорошо иллюстрируется на примере таксономии целей, разработанной Б.Блумом и его учениками (Д.Кратвел и др.), где педагогические цели отражают три основные области человеческой деятельности - когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-целостную), психомоторную. Например, на уровне когнитивной области рекомендуется применение целей от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которых необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий, включая создание нового.

Интегративность педагогической цели обусловливается ее двусторонним характером: педагог не просто ставит собственные цели, но стремится к тому, чтобы эти цели были осознаны и приняты учащимися; воспитатель не просто ищет способы достижения поставленных целей, но и работает над тем, чтобы эти способы были освоены учащимися, стали для него "своими".

Значителен интегративный потенциал педагогических принципов. Будучи "регулятивами практики", педагогические принципы способствуют объединению, а в конечном счете синтезу, различных составляющих педагогической деятельности. В особенности это относится к принципам политехнизма, профнаправленности, преемственности, культуросообразности, природосообразности. По сути интеграция является их ведущей функцией. Так, "реализация политехнического подхода призвана обеспечить общность подхода к анализу различных технико-технологических объектов (308. С.20). Одним из основных требований принципа профнаправленности является "формирование у учащихся системы понятий на основе единого подхода к организации усвоения знаний, приемов и способов их усвоения по основам наук, предметом профтехцикла и производственного обучения..." (308. С.14). При реализации принципа преемственности необходимым требованием является "соблюдение логики преподавания учебного предмета на основе взаимосвязи тем, разделов курса, систем формируемых поняитй, достигнутого уровня обученности учащихся на каждом этапе обучения..." (308. С.32). Принцип культуроцелесообразности в современных условиях служит целям меж (внутри)-культурной и меж (внутри)-региональной интеграции, а также интеграции образования и культуры, образования и конкретных условий обитания обучамого (воспитуемого). Принцип природосообразности является основанием для реализации на образовательном уровне древней идеи единства макро- и микромиров, человека и природы.