Смекни!
smekni.com

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве (стр. 12 из 54)

Но, к большому сожалению, проблема экологической культуры ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово «культура» происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом.

Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.).

Наука экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций привело к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Газина О.М., Боев О.И.

Москва,

Московский педагогический государственный

университет им. В.И. Ленина,

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЛАСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естественных закономерностей. В связи с этим возникает необходимость, помимо устранения причин экологического кризиса, выработать такую форму общественного сознания, которое бы обладало необходимой компетентностью и научной базой для адекватного восприятия и понимания экологической проблемы и для ее решения, как на обыденном, так и на научном уровне.

Такая постановка экологической проблемы стала действительно актуальной с 60 - 90-х гг. ХХ в., когда с особенной силой заявило о себе новое направление в общественном сознании, получившее названия «инвайроментализм» и «экологизм». Иделогия инвайроментализма заставила понять, что экология из узких рамок биологической отрасли переросла в действительно междисциплинарную науку, в той или иной мере связанную с политикой, экономикой, социологией и правом.

Факт междисциплинарности экологических исследований доказывается тем, что авторитетные ученые всех отраслей гуманитарного знания обращают свой взор на проблемы экологии. Существует необходимость создания новой парадигмы общественного развития, ставящей во главу угла отказ от технократических установок и аксиомы человеческой исключительности и принятие органической встроенности человека в биосферу и экосистему.

Постановка такой задачи несет все большую смысловую нагрузку, так как задача сохранения экологической устойчивости является не просто деятельностью по преобразованию природы, но и накладывает печать на процесс мыслительной деятельности и мировоззренческих установок. Настает время говорить о феномене экологического сознания, который во многом зависит от политической организации общества, от социального устройства, от всей суммы данных, накопленных человеческой культурой.

Экологическое сознание выступает не просто как отдельная форма общественного сознания, а вбирает в себя целый комплекс различных элементов, формирующихся через государственную политику в области охраны окружающей среды, деятельность различных экологических партий, движений, через экологическое просвещение и образование.

Литература

1. Дерябо С.д., ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-дону, 1996.

2. Леонтьев А.Н. проблемы развития психики. - М., 1972.

3. Хесле В. Философия и экология. - М., 1993.

4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М., 1980.

5. Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., 1993.

Глушкова Н.И.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМОЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Современная ситуация в обществе приводит к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы. Исследователи подросткового возраста (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам, находящимся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития, поэтому необходима своевременная психологическая помощь.

У оценивавшего собственное состояние одиночества имеется та внутренняя субъективная информация о расхождении в качестве имеющегося и желаемого уровней связей (эмоциональных, когнитивных, психосоциальных и др.), которая и вызывает у личности именно оценку актуальности переживания одиночества. Многочисленные исследователи говорят о том, что одиночество - это тя­желое эмоциональное переживание, овладевающее чувствами, мыслями, по­ступками личности. Исходя из положения о том, что одиночество есть состояние, испытываемое человеком в результате осознания им недостатка отношений различных уровней, оценка эмоционального фона возможна лишь в спектре отрицательных эмоций (тос­ка, страх, ощущение покинутости, ненужности и др.), а высказывание челове­ка "Я одинок" может быть воспринято как информация о неблагополучии: "Мне плохо, тяжело, горестно..." Депривация потребностей личности, характеризующейся ситуацией внешне­го отчуждения, которая приводит к внутренней отчужденности (как специфичес­кой защитной реакции) и чувству одиночества, может быть вызвана неудовлетворенностью потребностей на трех уровнях: эмоциональном, ког­нитивном и психосоциальном. Эмоциональная депривация может быть рассмотрена как недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобных эмоциональных связей, если таковые уже были созданы: эмоциональная холодность родителей, отвержение со стороны сверстников, потеря друга и т.д. Депривация когнитивная определяется как результат изменчивости, хаотичности структуры внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне: социально-политическая нестабильность общества, неустойчивость родительских требований, резкая смена приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Депривация социальная возникает как результат ограничений возможностей для усвоения автономной социальной роли: зависимость от семьи и школы, проблема удовлетворения профессиональных притязаний и т.д.