Смекни!
smekni.com

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве (стр. 42 из 54)

Дети, отнесенные к среднему уровню (11-21 баллов) владения словарным запасом имели значительно меньший объем актуализируемых лексических единиц, употребляли слова, наиболее часто встречающиеся в общении, но затруднялись в употреблении менее частотных слов; ассоциативные связи более ограничены, в ряде случаев наблюдалась ориентация на случайные связи слов. Отмечались ошибки при подборе слов в группировках, иногда новое слово не было связано семантически с предыдущим.

Дети, отнесенные к низкому уровню (0-10 баллов) владения словарным запасом, имели очень маленький объем актуализируемых лексических единиц, с трудом вспоминали и употребляли слова, даже часто встречающиеся в общении, ассоциативные связи лексических единиц у них ограничены, немногомерны, в основном отмечалась ориентация на случайные связи слов. Подбор слов в группировках немотивирован, каждое новое слово не связано семантическими связями с предыдущим.

Таким образом, проведённое исследование показало, что в контрольной группе 10 человек (100%) отнесены нами к высокому уровню, а в экспериментальной группе 10 человек (100%) - к среднему уровню. Подобные результаты могут быть объяснены тем, что у детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы степень выраженности нарушений лексической стороны речи коррелирует со степенью тяжести проявления ОНР различного уровня.

Экспериментально-опытная работа, проведённая нами, позволила выявить следующие особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

1.Ограниченность словарного запаса, что проявляется в резком расхождении объема активного и пассивного словаря.

2.Трудности при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных).

3.Неточное употребление слов, что выражается в вербальных парафазиях.

4.Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков.

5.Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова.

6.Многочисленные вербальные парафазии, которые обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структурации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

7.Самые большие трудности вызывает у детей с общим недоразвитием речи группировка глаголов.

Рогожина О.А.,

Ставрополь

Ставропольский государственный университет

ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому реги­ону ежегодно выявляется от 2 до 4 тысяч детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторич­ные нарушения физического, психического и социального характера (Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; B.C. Мухина, 1991; Е.А. Стребелева, 1998; И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1991; А.Г. Рузская, 1990).

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. достигало по официальным данным 685,1 тыс. человек. При этом ежегодный при­рост численности таких детей составляет сегодня or 3 до 4% (Е.М. Рыбинский, 2004). Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распростра­няться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попе­чительство), передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему значительная часть сирот (25-30%) находится в различных государственных интернатных учреждениях. Только в Ставро­польском крае, согласно отчету Министерства труда и социальной защи­ты населения, таких детей в домах-интернатах различного типа на начало 2004 г. насчитывалось 360 человек.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирую­щие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потен­циальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго раз­рушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации.

В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального пси­холого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей психологии, а также в ряде других отраслей научного по­знания. Дети данной категории стали объектом изучения пси­хологов, педагогов, врачей.

Психолого-педагогические основы формирования и развития личнос­ти даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Н.Н.Волосковой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами - С.Д. Забрамной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, А.М. Прихожан, А.Г. Рузской, П.Н. Толстых, Л.М. Шипицыной и др.

Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков, А.Б. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, В.Я. Ядов и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы оказывают воздействие на структуру личности в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества - детей-сирот (Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Рогожина О.А.).

Изначально неполноценная индивидуально-типологическая основа человека (различные формы недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами социальной среды, детерминируют более адекватные или менее адекватные личностные реакции ребенка (Л.С. Выготский, 1960; Б.М.Теплов, 1961; В.М. Русалов, 1979; В.В. Ковалев, 1985).

Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции у подростков-сирот может быть астеническая, тревожная, дистимическая или иная декомпенсация в рамках структуры психотипа (Э.Г. Абакарова, 2002); конституционально-типологическая органическая предиспозиция ВНД в виде дизонтогении (Г.Е. Сухарева. 1955; Г.Д. Смирнов, 1972; Н.В. Черепкова, 2003), расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И. Захаров, 1986), нарушения общения и патология личности (Ж.М. Глозман, 2002).

В связи с этим возникает необходимость выявления признаков конституционально-типологическом органической и психотипологической предиспозиции у подростков, лишенных родительского попечения. Объективная регистрация закономерностей формирования конституционально-психотипологической изменчивости воз­можна при условии многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), междисциплинарных исследований, отве­чающих принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; В.Ф.Ломов. 1994, после чего возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи подросткам, воспитанникам детских домов.

Садовничий К.С., Золотарев С.В.

Ставрополь,

Кафедра психиатрии, психотерапии, медицинской

психологии с курсом неврологии ФПО СтГМА,

ГУ Клиника пограничных состояний

РЕАКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССИВНОЙ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ

В период оказания специализированной психолого-психиатрической помощи пострадавшим в результате террористического акта в г. Беслан в сентябре 2004 года, специалистами ГУ Клиника пограничных состояний было выявлено 12 пострадавших в возрасте от 18 до 45 лет (8 женщин 4 мужчины), 1 ребенок в возрасте 12 лет с реактивными психопатологическими расстройствами психотического уровня.

Развитие реактивного психотического состояния характеризовалось 2 основными психопатологическими вариантами.

При первом варианте (6 женщин и 1 мужчина) развитие психотического состояния характеризовалось внезапностью возникновения бредовых идей (по типу «озарения»), отличалось выраженной остротой психопатологических расстройств. В клинической картине наблюдались эпизоды измененного сознания, растерянность, на фоне бредового симптомокомплекса по типу острого чувственного бреда, были выражены проявления напряженного аффекта в виде состояния тревоги, страха, паники, больные продолжали переживать ситуацию заложничества. В структуре бредовых расстройств отмечались симптомы ложного узнавания, когда в окружающих и мед. персонале больные видели переодетых «загримированных террористов», находясь в здании больницы пациенты по прежнему считали что находятся в школе и им грозит смертельная опасность, состояния психомоторного возбуждения по типу «двигательной бури» сменялись субступорозным расстройством на фоне которого нарастали проявления депрессивного аффекта. При данном варианте реактивного психотического состояния, заболевание развертывалось в период от нескольких часов до 4-5 суток после окончания трагедии. В клинико-терапевтическом отношении данный вариант реактивного состояния отличался благоприятным прогнозом. Больным назначались сложные фармакологические композиции на основе нейролептиков, ангиопротекторов, церебропротекторов. Выход из психотического состояния носил критический характер, сопровождался продолжительным медикаментозным сном. В дальнейшем клиническую картину определяли астено-субдепрессивные расстройства, воспоминания о пережитом в остром периоде психоза носили отрывочный характер. На данном этапе психофармакотерапии в схему лечения добавлялись антидепрессанты.