Смекни!
smekni.com

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве (стр. 4 из 54)

2. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М., 1968.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

4. Габдреева Г.Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. – Казань, 1981.

5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.

6. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Из опыта работы. - М., 1980.

7. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. – М., 1997.

Артеменко О.Н.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА

Сущность педагогического творчества часто трактуют как про­цесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меня­ющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая дея­тельность является творческой по своей сути.

Любая творческая деятельность, в конечном счете, всегда замы­кается на личности, на индивидуально-творческих способностях человека, который ее выполняет. Поэтому, для того чтобы под­нять педагогическое ремесло на уровень педагогического искусст­ва, прежде всего, необходимо раскрыть и развить творческий по­тенциал личности педагога. Творчество, так же как индивидуаль­ность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педа­гогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя.

В связи с этим необходимо выявление ин­дивидуально-творческих способностей студентов и создание ус­ловий для их актуализации и развития в педагогической деятель­ности. Этому могут способствовать: задания, позволяющие на основе самоанализа и самооценки выявить индивидуальный потенциальный и реальный уровни сформированности творческих способностей; задания на развитие интеллектуально-творческих способностей, таких как: зоркость в поисках проблем, целостное восприя­тие (способность систематизировать и обобщать, способность ви­деть новое в привычном), критичность, гибкость, оригинальность мышления, легкость генерирования идей; задания, формирующие качества, присущие творческой лич­ности; задания, формирующие направленность на творческую педагогическую деятельность.

Асланова Д. Т.,

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет

ПОНЯТИЕ О НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ

В настоящее время понятие «идентичность» в различном контексте используется в таких областях социогуманитарного знания как: социальная психология, социология, философия, этнология, политические науки. Каждая из перечисленных наук, несомненно, вносит свой, уникальный вклад в изучение идентичности как социально значимого объекта исследования, но процесс развития и функционирования идентификации как социально-психологического механизма социализации и становления идентичности личности – предмет психологического знания.

Человек становится «вполне человеком», когда осознает свою идентичность. Мы знаем, кто мы, осознаем свою идентичность в мире людей, профессий, наций. Понятие «идентификация» впервые введено в научный оборот З. Фрейдом в 1921 году в эссе «Психология масс и анализ Я». Каждый индивид, по мнению З. Фрейда, есть частица множества масс, связанных посредством сети идентификаций. Идентификация это «ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя». Идентификация включена в процесс социализации и выполняет защитную (адаптивную) функцию. Разрыв идентичностей, даже их ослабление преобразует повседневное окружение человека в чужой, непонятный и враждебный мир. У человека создается впечатление, что он один перед лицом опасности, он превращается в антисоциальное существо, руководствующееся в поведении формулой «каждый за себя!». Это состояние З. Фрейд назвал «психологической нищетой масс» (В.А. Ачкасов, 1999).

В психологии в качестве объекта исследования могут выступать различные виды идентичности: личностная, групповая, социальная, профессиональная, гендерная, этническая, национальная и др. Под социальной идентичностью понимают процесс стихийно формирующегося самопричисления и самоотождествления индивида с той или иной социальной группой или общностью (классом, этносом, нацией), в результате чего происходит усвоение норм и ценностей этой группы (общности). Наиболее общей идентичностью для современного человека выступает национальная. В современной отечественной науке в содержание национальной и этнической идентичности включается разное понимание. Понятием нация определяется обычно государственная форма объединения людей. Нация понимается как согражданство. «Эта трактовка в современный политический дискурс России пришла из стран Западной Европы. Этническая идентичность задается человеку фактом рождения и воспитания в этнической среде, где формируется умение говорить (на родном языке), определяются нормы поведения, ценности и установки. В этом плане этничность выступает как аскриптивная, т.е. приписанная, унаследованная рождением характеристика личности» (Денисова Г.С., Радовель М.Р., 2000).

Системный кризис, переживаемый Россией после распада СССР, вызвал кризис идентичности в общественном сознании населения республик Северного Кавказа: на первое место в иерархии идентичностей вышла этническая, существенно потеснившая гражданскую (национальную) (2).

Гражданская (национальная) идентичность формируется в процессе социализации личности и требует применения способов воспитательного, педагогического сопровождения.

Литература:

1.Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора//Журнал социологии и социальной антропологии. Том II. Выпуск 1, 1999.

2. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 280 с.

Баранова Е.В.

Ставрополь,

Ставропольский государственный университет,

студентка 4 курса

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент

Эм Е.А.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

В последнее время актуальной проблемой является формирование графо-моторного навыка у младших школьников со стертой формой дизартрии. Особенностью данных расстройств является недоразвитие двигательной сферы, которое приводит к трудностям формирования графо-моторного навыка при обучении письму. Нарушения письма является наиболее распространённой формой речевой патологии у учащихся начальных классов и, по данным разных авторов, становятся причиной неуспеваемости у 25-30% младших школьников (М.М. Безруких, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, М.С. Грушевская). Нарушения письма создают существенные препятствия в освоении учебной программы по родному языку и приводят к стойким трудностям обучения (О.Б. Иншакова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф.Спирова, Л.В. Ястребова и другие).

Начало изучению психологической структуры письма положили труды А.Р. Лурия. Его исследования создали представление о письме как о целостной, самоорганизующейся функциональной системе, которая характеризуется многозвеньевым строением, иерархической организацией, пластичностью.

Графический навык - начертание письменных или печатных знаков, букв, совокупность всех средств какой-либо письменности, степень совершенства определяется тем, насколько точно буквы письма соответствуют звукам речи.

Каллиграфический – (от греч. kalligraphia) – красивый и четкий почерк.

Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека. Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (И.П. Павлов).

Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал анализ ряда работ (С.М. Блинкова, Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф и других), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.

Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребёнок что-то рисует (домик, солнце, дерево), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Эти занятия подготавливают руку и глаз ребёнка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить её.

Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребёнка в какой-то степени готовы к овладению письмом. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.