Смекни!
smekni.com

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве (стр. 49 из 54)

При проведении медицинского наблюдения и реабилитации часто болеющих детей целесообразно придерживаться следующих принципов: прогнозирование синдрома частой заболеваемости и устранение управляемых факторов риска; адекватность используемых методов реабилитации степени выраженности морфофункциональных нарушений в организме ребенка; приоритетность в использовании щадящих немедикаментозных методов реабилитации перед медикаментозными; непрерывность и достаточная продолжительность реабилитационных воздействий.

Харечкин А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

ДИДАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

История военной педагогики - это частица истории вооруженной борьбы нашего народа за свою свободу и независимость. Возникнув у древних славян, учение о военной подготовке прошло длительный путь развития и с XVIII века, т.е. с момента создания регулярной армии начало превращаться в самостоя­тельную отрасль знаний, являющуюся неотъемлемым элементом обеспечения высокой боевой готовности вооруженных сил.

Становления научно-практических основ военной подготовки осуществ­лялись в тесном единстве с происходившими в стране преобразованиями, под воздействием множества факторов социально-экономического, политического, демографического, культурного, научного и собственно военного характера. Влияние наиболее существенных из них приводило к образованию устойчивых связей, обуславливало подчиненность военно-педагогического процесса дейст­вию законов и закономерностей различных уровней и порядков; воздействие других носило временный, случайный характер.

Определяющую роль играли социологические закономерности: зависи­мость теории и практики подготовки войск и военных кадров от социально-экономических отношений; от идеологии и политики правящих классов, от идеологической обстановки и нравственной обстановки в обществе; от уровня развития науки и техники и степени их влияния на военное дело; от состояния отечественной педагогической мысли и др..

Особенно рельефно прослеживается зависимость всех сторон военного обучения и воспитания от уровня развития военного дела. Обладая известной самостоятельностью и в отдельные периоды, даже влияя на это развитие, воен­ная педагогика в то же время была постоянно ориентирована на реализацию требований боя, учитывала нужды армии и флота, особенности эксплуатации состоящих на вооружении техники и оружия, используемые формы ведения боевых действий и другие факторы.

Разработка и реализация конкретных педагогических программ осущест­влялась посредством субъективной деятельности людей по разрешению прису­щих процессу военного обучения и воспитания противоречий, отражающих действие названных групп закономерностей. Успехи в развитии практических основ подготовки войск и офицерских кадров были связаны с именами извест­ных политических и военных деятелей: Петра I, П.А. Румянцева, А.В. Суворова, И.И. Бецкого, П.С. Нахимова и др., благодаря деятельности, которых получили развитие прогрессивные подходы к обучению и воспитанию, определились ценностные ориентации и характерные особенности военной подготовки. Во второй половине XIX века усилиями большой группы прогрессивно мыслящих офицеров стали интенсивно развиваться теоретические основы военной подго­товки, началось превращение военной педагогики в самостоятельную науку.

Подготовка войск в ее историческом аспекте является предметом исследо­вания истории военной педагогики, традиционно выполняющую познаватель­ную, воспитательную и развивающую функции. В настоящее время имеются все предпосылки к формированию цельной теории истории военной педагоги­ки, опираясь на которую можно придать историко-педагогическим исследова­ниям прогностическую направленность и осуществить реализацию прогности­ческой и теоретико-эвристической функций, в связи, с чем важное научное зна­чение приобретает дальнейшая разработка принципов истории педагогики и особенно принципа преемственности.

Харечкин А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННЫХ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Становление принципиальных подходов военного обучения и воспитания относится к периоду создания практических основ боевой подготовки русской армии и флота (начало XVIII в.), когда определились ее приоритеты. Во второй половине XVIII - первой четверти XIX веков усилиями прогрессивных деятелей страны эти приоритеты оформились в характерные для отечественной военной педагогики черты, важнейшими из которых были обращенность к человеку, гу­манизм, в рамках, которых впоследствии сформировался личностный подход к подготовке войск и военных кадров.

Оформление боевой подготовки в организованную на государственном уровне систему было осуществлено на рубеже XVII - XVIII веков и включало: а) разработку документальной базы обучения и воспитания; б) их практиче­скую организацию; в) формирование военной школы.

Анализ документов петровской эпохи, регламентирующих военную под­готовку, свидетельствует о том, что она изначально была подчинена интересам боевой практики, ориентирована на максимальное раскрытие способностей лю­дей в интересах боя, учитывала национальные особенности русского народа, отвечала представлениям своего времени о гуманности.

Единство обучения и боевой практики способствовало быстрому разви­тию практических основ военной подготовки, обеспечивало высокую эффек­тивность применения вооруженных сил, предопределило активность зарож­дающейся военно-педагогической мысли в достижении побед русского оружия.

Развитию индивидуального мышления офицерского состава способство­вала тактическая подготовка, которая проводилась в форме двусторонних уче­ний и маневров. В ходе ее отрабатывались задачи наступления, преследования противника, преодоления водных преград, взятие крепостей и т.п.

В процессе становления практических основ подготовки войск постепенно формировались общие положения теоретического плана, выполняющие в ста­рой русской армии роль принципов обучения и воспитания. Применительно к военному обучению в первой четверти XVIII века ими являлись: непрерывность обучения, его последовательность, активность, дифференцированный подход к подготовке молодых и старослужащих солдат, наглядность.

Глубокий смысл дифференцированного обучения заключался не только в возможности скорой постановки рекрутов в строй, но и в развитии интереса к учебе у сол­дат, освобожденных от бесконечного повторения уже известных им приемов.

Развитию личностных качеств солдат и офицеров способствовала воспи­тательная система Петра I. В ее основе лежало формирование чувства патрио­тизма, идея служения Родине, идеалам православной церкви. Доминирующей категорией нравственного воспитания выступала воинская честь, составляющая фундамент для развития других морально-боевых качеств.

На формирование личностных качеств была направлена система методов воспитания. Она предполагала развитие у воинов стремления добросовестно выполнять свой воинский долг и включала разъяснение обязанностей, поощре­ние, личный пример начальника и принуждение. Как средство воспитания ши­роко использовались воинские ритуалы.

Обязанности по обучению и воспитанию личного состава были возложе­ны на офицеров. При этом они должны были «быть примером доброго бытия и смелого сердца», так как, по мнению Петра I, «военный командир как душа в теле человека, без которой никакой уд сдвинуться не может». Только национальные командные кадры могли иметь столь высокие морально-боевые, профессиональные и личностные качества, и это прекрасно понимал царь, создавая систему их подготовки.

Помимо названных учебных заведений в первой четверти XVIII века в стране были созданы две артиллерийские и две инженерные школы, гардема­ринская рота, хирургическая школа, школа переводчиков, военные школы для подготовки унтер-офицерского состава и специалистов по обслуживанию раз­личных видов вооружения.

Таким образом, цель - создание в стране системы подготовки националь­ных кадров - была достигнута Петром I за четверть столетия. Военные школы России давали хорошее, по тому времени, специальное образование и служили образцом для многих западноевропейских государств. Работа военно-учебных заведений способствовала укомплектованию армии и флота национальными командными кадрами, положительно сказалась на росте профессионального мастерства офицерского корпуса.

Литература:

1 Барабанщиков А.В., Котов П.Ф. Кравчук Н.С. Основы военной педагогики. - М., 1963.

2 Драгомиров М.И. Избранные труды. - М., 1956.

3 Колпачев В.В. Развитие отечественной военно-педагогической мысли в дореволюционный период. - Ставрополь, 1992.

4 О долге и чести воинской в российской армии. Сборник документов. - М., 1990.

Харечкин А.Н.

Ставропольский государственный университет

г. Ставрополь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВКЛАД П.А. РУМЯНЦЕВА И А.В. СУВОРОВА В РАЗРАБОТКУ ПРАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВО­ЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вторая половина XVIII - первая четверть XIX вв. - звездная эра в военной истории России. На полях сражений с Пруссией, Турцией, Францией и другими противниками немеркнущей славой покрыли свои боевые знамена русские вой­ска. Успехи в боях были результатами массового героизма русского солдата, показателями блестящей полководческой деятельности военачальников, выра­жением высочайшего уровня развития отечественной военной науки. Вместе с тем, эти успехи базировались на боевой готовности полков, являлись следстви­ем кропотливой работы по обучению и воспитанию личного состава.