Смекни!
smekni.com

Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве (стр. 28 из 54)

В философии традиция рассматривать феномен отношения к себе (самоотношения) в виде иерархии уровней восходит к Г.В.Ф. Гегелю, выделившему три ступени развития самосознания: единичное, познающее, всеобщее. В единичном самосознании индивид осознает собственное существование в виде самостоятельной, отличающейся от других людей, сути; в познающем самосознании он осознает свои особенности, существуя для других в связи с другими; во всеобщем самосознании человек осознает свое тождество с другими через усвоение нравственных принципов.

В этике самоотношение рассматривается как этическая категория, отражающая один из видов моральных отношений человека. Способы отношения к себе в сознании выражаются посредством целого ряда понятий – стыд, гордость, честь, достоинство, совесть и др.

Согласно теории формирования нравственного сознания, простейшими типическими категориями, характеризующими отношение личности к себе, являются понятия стыда и гордости. Чувства стыда и гордости, испытываемые индивидом, вбирают в себя общественное осуждение или одобрение и потому их можно рассматривать в качестве проводников требований социума. Потребность в безопасности диктует личности относиться к своим действиям так, как к ним относятся другие, и заранее предполагать, какова будет реакция других. Именно это позволяет избегать наказания и предугадать, как вообще могут быть оценены собственные действия. От оценок своих действий человек может перейти к обобщенной оценке своего личного облика, который затем становится для него ориентиром, подобающей мерой и образом для выбора единичных поступков.

В философии и этике отношение личности к себе также описывается через категории «достоинство» и «честь». В этих понятиях выделяется мотивационный компонент, который определяет механизм саморегуляции поведения человека. Для человека с развитым чувством чести и достоинства нравственное действие выступает как следствие собственного интереса. Оно сохраняет и поддерживает его репутацию и самоуважение. Честь и достоинство – это обобщающие понятия с точки зрения их социальной значимости и нравственной воспитанности личности. В индивидуальном сознании они выступают как результат самооценки конкретным индивидом своей жизнедеятельности в целом.

Рассматриваемые категории имеют исторический характер. Однако категория «честь» в историческом отношении старше категории «достоинство». В этической литературе «честь» отражает положительные стороны человека, признание его заслуг и авторитета. С этих позиций честь характеризует нравственную направленность прошлой и настоящей жизни человека, она же определяет меру отвественности и доверия, возлагаемых на него в будущем.

Структурный элемент чести – осознание и самооценка человеком своего общественного положения, тех нравственных норм, которые предъявляются к его поведению.

Категория достоинства более высокого порядка, она характеризует «самоценность» человека как таковую.

В русском зыке первоосновой понятия «достоинство» является «достояние»: обладать достоянием, значит, иметь нечто ценное, полезное и необходимое для себя и других людей. Достойный человек – это прежде всего уважаемый и ценимый за его жизненные достижения (В.Даль).

В этике категория достоинства рассматривается как ценность, приобретаемая и сохраняемая человеком в процессе жизни. Нравственное значение этого понятия выражается как совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Субъективно-личностный аспект понятия заключается в осознании своих человеческих прав, своей значимости, моральной ценности и уважения их в себе, а также внешнее проявление такого уважения.

Таким образом, важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных качеств.

Следует отметить, что честь как нравственное качество – это внешний по отношению к человку феномен, достоинство – феномен внутреннего происхождения. Достоинство носит всеобъемлющий характер. Оно относится к любому индивиду «без различия его лица, прежде всего за то, что он человек, а потом уже за его личные качества» (В.Г.Белинский). Честь определяется общественным положением человека, родом и качеством его деятельности. При характеристике достоинства личности следует исходить из принципа равенства всех людей в моральном отношении, оно ориентировано на внутреннее самоуважение.

Вместе с тем в анализируемых категориях есть и общее, которое выражается в характере их направленности – переживаниях своего «Я», связанных с удовлетворением потребности личности видеть себя на определенной высоте во мнении окружающих людей и самого себя, т.е. переживаниях отношения к самому себе и общественной сущности понятий, определяющих связь в обществе с оценочными отношениями.

Нравственная категория совести характеризуется критическим отношением личности, не удовлетворяющейся достигнутым, к себе; ощущением разлада с собой. Совесть составляет самую высокоразвитую в рамках морали способность личности контролировать свое поведение, отражать в своем самосознании те наиболее высокие общественные требования, какие могут быть предъявлены к человеку. Будучи результатом предельной «интериоризации» моральных запросов и требований к человеку, совесть в то же время является «взращением» личного сознания.

Рассмотренные нами этические категории, характеризующие отношение личности к себе, необходимо рассматривать как систему ценностей, выступающих ориентирами в системе воспитания.

Логинова Виктория Сергеевна

научный руководитель: Эм Елена Александровна

г. Ставрополь, СГУ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Проблема невербальных средств общения является мало изученной как с теоретической, так и с экспериментальной сторон. Практически отсутствуют исследования в области изучения онтогенеза невербальных средств, его особенностей у детей с ОНР. Однако наукой накоплена определённая система знаний по данной проблематике. По мнению большинства исследователей, невербальные средства играют огромную роль не только в общении, но и в процессах речепорождения и речевосприятия (А.А. Бодалёв, И.Н. Горелов, В.И. Жельвис, К. Изард, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, М.Argyale, R. Birdwhistell, P. Ekman и др.). Вербальная и невербальная система знаков взаимосвязаны таким образом, что в рамках речевой деятельности они достигают своего значения и ценности только в условиях взаимной интеграции и взаимного присутствия. Рассматривая место невербальных компонентов в процессе порождения и восприятия речи, большинство отечественных учёных (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Сахарный и др.) отмечают, что мысль никогда не равна прямому значению слов. В исследовании Л.М. Сухаревского «Мимика психических больных» (1968) представлены сведения о возможности использования мимического кода для дополнительной диагностики психических заболеваний - данную функцию мы обозначили как диагностическую. И.Ю. Кондратенко (2001), используя в коррекционной педагогике в качестве одного из блоков развитие невербальных средств у детей дошкольного возраста с ОНР при формировании эмоциональной лексики, подтвердила существование функции невербальной коммуникации - коррекционной.

Таким образом, невербальные коммуникации выполняют все основные функции языковых знаков: дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания; интонация выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции.

Экспериментально-опытная работа, проведённая нами, позволила выявить следующие особенности развития невербальных средств общения у детей дошкольного возраста с ОНР.

1. Детям с речевыми нарушениями трудно мимическими средствами передавать эмоции гнева, страха, удивления. По - видимому это связано с характерным проявлением гипомимии – бедностью эмоций, что объясняется особенностями моторики. У детей экспериментальной группы наименьшие трудности вызвали задания изображения на лице радости и грусти. При необходимости выражения на лице гнева, страха, удивления дошкольники с нарушениями речи испытывали значительные трудности. Это можно объяснить и трудностями в дифференцировании этих эмоций.

2. Количественные показатели определения и называния детьми эмоционального состояния по фотографиям и графическим изображениям лучше у дошкольников контрольной группы. Определение и называние эмоционального состояния радости не вызвало затруднений в обеих группах; эмоциональные состояния страха и удивления вызвали наибольшие трудности у дошкольников экспериментальной группы.

Качественный анализ результатов обследования позволил выявить следующие особенности испытуемых экспериментальной и контрольной групп: дети смешивали эмоциональные состояния «грусти» с «гневом», «страхом»; «удивления» со «злостью». Максимальная успешность достигнута ими в определении эмоциональных состояний радости и грусти. Самые низкие результаты испытуемые показали при определении эмоций страха и удивления.

3. Качественный анализ выявил многочисленные ошибки при подборе синонимов к словам с эмоциональным значением у дошкольников экспериментальной группы. Частота употребления эмоциональной лексики в устной речи детей в экспериментальной группе ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

В соответствии с этим были определены уровни сформированности невербальных средств общения. Мы исходили из того, что наименьший балл при выполненных всех заданий составляет – 0 баллов, наивысший – 16 баллов. Исходя из выше изложенного, нами было получено количественное выражение каждого из уровней. Следовательно, очень низкому уровню соответствует - 0-3 балла, низкому - 4-7 баллов, среднему – 8-14 баллов, высокому – 15-16 баллов. Перейдём к качественной характеристике уровней.