Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 14 из 32)

Все должностные лица выборные, мужчины старше 40 лет, избирательные права с 20. Высший орган власти – парламент, который законодательствует, осуществляет контрольную деятельность, рассматривает судебные споры при отсутствии закона. На местах управляет сенат, осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц, подготавливает дела на рассмотрение парламента.

29. Обоснование «Славной Революции» 1688 года в учении Дж. Локка о государстве и праве.

Джон Локк (1632- 1704) родился в пуританской семье образованного юриста. Из Вестминстерской аббатской школы поступил в Оксфордский Университет. Стал домашним секретарем лорда Эшли, воспитывал его сына. 5 лет жил в Голландии, спасаясь от преследований английского правительства, сблизился с Вильгельмом Оранским. А когда тот стал королем, Локк вернулся в Англию.

1689 год «2 трактата о правлении»: обоснование Славной Революции.

В ее ходе (1688-1689) на престол были воздвигнуты супруги Оранские – Вильгельм и Мария. Революция называется «славной», т.к. не было пролито ни капли крови.

Происхождение государства.

Обращается к естественному состоянию людей. «Это состояние полной свободы, когда каждый делает все что хочет, но с тем, чтобы оставаться в границах закона природы». Люди не могут вредить имуществу, жизни и здоровью других людей.

Чтобы закон природы не нарушался, каждому дано право наказывать обидчиков, т.к. в естественном состоянии нет власти, которая бы разрешала споры людей. Это неизбежно ведет к состоянию войны. Чтобы избежать этого, люди учредили государство. Таим образом, государство образуется там, где свободные люди отказываются от своего права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей, предоставляя это публичной власти.

Отличие от Гоббса в том, что Гоббс рисует картину войны всех против всех, оправдывая деспотизм. Локк же считает целью государства не столько избавление от анархии, сколько спасти естественные права, защитить личность и собственность. Локк не согласен, что граждане должны отказываться от всех своих прав, они отказываются лишь от части своих прав в той мере, в которой это нужно государственной власти для выполнения ее задач.

Итак, произвольной власти над подданными у Локка правительство не получает, т.е. власть государства не имеет абсолютного характера. Абсолютная власть монарха совершенно не совместима с гражданским порядком и неправомерна, т.к. здесь фактически продолжает оставаться «естественное состояние».

Государственный порядок –это такой порядок, при котором для разрешения всех споров о праве, кого бы они не касались, имеется беспристрастный, высший судья. Отсюда Локк выводит «внутреннюю форму государства». В соответствии со своим назначением государство получает:

1) Власть издавать законы, определяющие размер наказания за различные преступления т.е. законодательная власть

2) Власть наказывать за совершенные преступления членами союза (государства) т.е. исполнит власть

3) Власть наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами т.е. право войны и мира

Законодательная власть является верховной, т.к. она повелевает всеми остальными. Но она не безгранична:

1) Она не имеет абсолютной и произвольной власти над имуществом подданных

2) Законодатель не может действовать путем частных и произвольных решений, а на основе постоянных законов, одинаковых для всех

3) Верховная власть не имеет право взять у кого-либо часть его собственности без его согласия, т.к. люди соединились в государство для охраны собственности- для взимания податей надо согласие государства.

4) Верховная власть (законодатель) не может передать свою власть в чужие руки. Только народ может установить законодателя.

То, что Локк называет «верховной властью» таковой на деле не является, т.к. над ней возвышается еще более верховная власть- власть самого народа. Здесь Локк стоит на идее левеллеров о неотчуждаемости народного суверенитета. В хорошо организованном государстве законодательная власть вручается собранию лиц, которые сами подчиняются законам. Но !!! Верховный исполнитель может действовать и помимо закона: «Есть много вещей, которые законодатель не может предвидеть и предопределять и которые должны быть предоставлены усмотрению верховного исполнителя- короля».

Исполнительную власть надо вручить постоянно действующему органу. 3-я власть- федеративная, обладающая правом войны и мира, правом заключать союзы и договоры. Союзная, как и исполнительная власть, требует постоянного применения силы государства.

На вопрос, может ли завоевание быть правомерным основанием власти, Локк отвечает, что даже справедливая война не может, т.к.

1)Завоеватель имеет право поработить только тех, кто действительно затеял несправедливую войну, а никак не народ, который не давал правителям такого права.

2)Завоеватель приобретает только право на жизнь, но не на имущество побежденных

3)Потомки побежденных уже рождаются свободными, на них не распространяется право завоевателя на жизнь.

Локк считает, что позволительно сопротивление законному носителю власти, если он нарушает закон во вред гражданам. Т.е. нарушение общественного договора есть основание возвращения народу его прав и он может учредить новую власть. Защищая право народа на восстание, Локк оправдывает совершившийся в ходе Славной Революции переворот, приведший иноземного правителя.

Таким образом, это теория конституционной монархии.

30.Обоснование российского абсолютизма в произведениях Феофана Прокоповича и Татищева. (не лекция)

Появилась новая идея - идея Великой России. Возникает новая интеллигенция, далекая от церковного учения. Сама личность Петра 1 способствовала этому.

Феофан Прокопович (1681-36). Отрицал духовенство как учительское сословие, требовал свободного критичного отношения ко всем вопросам и выступал против приоритета духовной власти над светской. По заказу Петра 1 пишет политический трактат "Правда воли монаршей", где теоретически обосновал петров указ о престолонаследии. "Слово о власти и чести царской". Здравый разум побудил человека сменить состояние привольности на государство. Народ 1 раз передал власть монарху и не может требовать ее назад. Наиболее приемлемой для России - наследственная монархия как более стабильная по сравнению с выборной. Но передача по наследству может отдать власть в руки лица неспособного управлять. Это устраняется при монархии, при жизни назначенного наследника. Монарх имеет право высшего суда и издавать высшие повеления. Отмечал, что монарх несет ответственность только перед богом. Не может быть судим подданными, если не будет избран под каким-либо условием.

Татищев (1686 50). Он сторонник теории естественного права. Начальным состоянием человека была свобода, но ей люди пользоваться не умели , пришлось укротит, надев узду. Это может быть в 3-х формах:

1) естественной - власть отца

2) договорной - власть монарха

3)отношения найма между хозяином и слугой.

Крепостничество рассматривается как отношения найма. Осуждая крепостничество в теории, оправдывал его на практике – «без мудрого помещика мужик обленится и умрет».

Государство - результат общественного договора. Форма правления зависит от места положения страны, размера территории, состава населения. Демократия возможна в малых государствах не подвергающихся нападению, аристократия - в странах, состоящих из нескольких городов, защищенных от нападения. Но большие и не защищенные от соседей государства без монархии не проживут, особенно когда народ недостаточно просвещен и повинуется только из-за страха. Общество должно направляться законом: понятным, выполнимым со стороны лиц, которым он адресован, не содержать противоречий, должен быть известным всем.

Он сторонник просвещенного абсолютизма и развития книгопечатания: это должно открыть дорогу к просвещению, за сословные перегородки. Дворянство должно было обучаться в закрытом учебном заведении. Они изучали иностранные языки, историю, философию. Крестьянство обучалось грамоте и закону Божьему. При правлении Анны предложили создать двухпалатный орган: сенат (21 человек), собрание (100дворян) для облегчения монархического управления.

31. Отражение интересов нарождающейся российской буржуазии в политической программе И.Т. Посошкова.

Развитие ремесла и торговли привело к росту числа влиятельных промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса являлся Посошков. Он занимался предпринимательством и торговлей, написал несколько произведений («Книга о скудности и богатстве»). В ней излагаются программа действия абсолютизма, какой ее хотел видеть купец. Все надежды возлагал на царя.

Посошков сторонник государственной регламентации производства, труда и многих сторон быта для увеличения общественного богатства. Он считал, что царь должен своим указом заставлять всех работать. Много внимания уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому. Сословное деление общества объясняет разделение труда, государство возлагает на каждое сословие работу в определенной сфере. Он не выражает сомнение о необходимости дворянства и его привилегий, но делает упор более на обязанности, чем на права.

Посошков понимает, что крестьяне- основной производительный класс, его тревожит бедственное положение крестьян ( нищета, беззащитность), но он считает, что все их беды от лени. Также он не противник крепостного права, а выступает за его расширение. Наряду с этим он предлагает меры по защите крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов. Для защиты крестьянского хозяйства от разорения, он предлагает ограничить царским указом крестьянские повинности в польз помещиков и государственной казны. Размер повинности должен определяться специально созванным съездом дворян, а после утверждаться царем. Размер – чтоб крестьянину было нетягостно, а самое главное чтобы помещики не имели право требовать больше.