Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 27 из 32)

Герцен уделял внимание способу осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежном насильственном низвержении капитала, но он не являлся сторонником обязательного насилия. В период подготовки крестьянской реформы в колоколе высказывал надежд на отмену крепостного права правительством на выгодных условиях для крестьян. Эти надежды на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражение других революционных социалистов. Но Герцен отвечал, что «нужно призыв не к топору а к метле чтоб вымести сор из избы».

Герцен разрабатывал идею избрания и созыва Великого собора- учредит собрания для отмены крепостного права, узаконения пропаганды социалистических идей, борьбы с самодержавием. Эта идея стала частью идеологии России. Герцен обращал особое внимание на международное соединение работников (интернационал) как первый всход будущего экономического устройства.

В теории русского социализма Герцена проблемы государства и права рассматриваются как второстепенные, подчиняющиеся экономической и социальной проблемам. Он писал что «государство, как и рабство, идет к свободе, к самоуничтожению. Будущее общества- союз объединений самоуправляющих общин.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889гг.) один из руководителей журнала «Современник». В нем он посвятил ряд статей изложению идеи перехода к социализму через крест общину. В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» он стремится доказать на основе гегелевского закона отрицания необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию.

В статье «Капитал и труд» излагает план организации производственных товариществ при помощи ссуды от правительства, назначающей на 1 год опытного директора. Герцен назвал Чернышевского представителем теории «чисто западного социализма» т.к. он ссылался на идеи Фурье, Прудона, Луи Блана. Однако стержнем его теории является идея общинного социализма в России.

Основная идея Чернышевского – развитие общинного землевладения в общинное производство, а затем и потребление. Он считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений посредством реформ, но для России считал реформы невозможными т.к. самодержавие когда-то породило крепостничество, а теперь пытается лишь изменить его форму, сохранив сущность. В публицистических изданиях он вел антиправительственную пропаганду, использую эзопов язык, намеки, исторические параллели. Об устройстве власти, которая свергнет самодержавие говорилось в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней одобряются страны, в которых народный староста (президент) избирается на срок, а также царства, где царь не смеет ничего сделать без народа и всему народу оказывает послушание. Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена конфликтом, обусловленным несоответствием между уровнем производства и потребностей люд. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям исчез конфликт между людьми, а тем самым надобность в государстве. После длительного перехода общество сложится в федерацию, основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик перешедших в собственность рабочих. Он в статье «Экономическая деятельность и законодательство» критикуя теорию буржуазного либерализма, доказывает, что невмешательство государства в экономическую деятельность обеспечивается только заменой частнособственнического строя общинным владением.

В «Современнике» критиковались западноевропейские либеральные теории и развивающийся конституционализм. Ссылаясь на экономическую зависимость, он утверждал, что права и свободы, провозглашенные западом, являются обманом.

57. Либерализм во Франции в 1-ой половине 19 века (Б. Констан).

КОНСТАН (1767-30) Первый критик конституционного права. Основание его политич6еского учения является начало свободы. Еще 1797 году он издал два памфлета «О действиях террора», «О политических реакциях». В первом он восстает против крайностей революций и диктатуры якобинцев. Во втором он выступает против крайностей реакции, стараясь противостоять реакционным стремлениям во французском термидорианского переворота.

При Наполеоне он был вынужден покинуть Францию и написал произведение «О духе завоеваний» и «О похищении престола», выступая против правления Наполеона. Здесь он пытается найти гарантии как против произвола толпы, так и против произвола власти. Эти гарантии он находит в конституционной монархии. Именно с помощью Констана Наполеон издал в период своего 100-дневного правления «Дополнительный акт» от 1815 года. Комментарием к нему стал его труд «Начала политики».

Считал, что начало народного верховенства составляет основание всякого закона о правительстве. Но устанавливая начала народного верховенства, надо определить его границы, чтобы оно не превратилось в такой же деспотизм, как и произвол человека. Права принадлежат человеку независимо от государственной власти, которая устанавливается, чтобы их охранять, а не уничтожать. Свобода заключается в том, чтобы власть находилась в руках народа, вне зависимость от государственной власти.

Написал работу «О свободе древних по сравнению со свободой новых народов». Свобода древних была свободой политической. Право каждого гражданина участвовать в осуществлении государственной власти, образовании законов, отправлении правосудия, решение вопросов войны и мира, изобретение для лиц и т.д. Но этим свобода древних исчерпывалась. Индивид был сувереном в отношении общественных дел и рабом в отношении дел частных. Свобода же новых народов – преимущественно личная. Гражданская свобода, свобода состоящая в известной независимости личности от власти. Индивид, будучи свободным в частной жизни, ограничен как суверен.

Граждане могли найти гарантии против произвола власти только в признании неприкосновенных для этой власти прав личности: личная свобода, свобода совести мнений, право собственности и другие.

Власть, посягающая на эти права, уничтожает свое собственное основание. Ну как помешать ей делать это ?

Гарантии против возможных злоупотреблений может быть:

1) Сила общественного мнения, т. е. Установление представительного правления

2) Разделение властей, уравновешивающих друг друга

Сторонник конституционной монархии. В отличии от Монтескьё, считает, что эти три власти могут придти в столкновение, необходима сдерживающая всех их четвертая власть – королевская, задача которой – приведение к согласованной деятельности. Законодательную власть делит на две.

Всего выделяет 5 властей:

1. Королевская

Констан впервые осознал необходимость согласования действий всех ветвей власти. «Эта роль должна принадлежать королю»

2. Исполнительная власть министров

Министры подлежат ответственности:

- за дурное употребление своих законных прав

- за беззаконные действия, противные общему благу

- за беззаконные действия, нарушающие личные права граждан

За деяния последней категории министры подсудны обычным судам. Но обычным судам нельзя предоставить разрешение первых двух категорий правонарушений. Объективным и беспристрастным политическим судом для них будет ПАЛАТА ПЭРОВ, независимая ни от народа, ни от правительства. Монарх же тут может участвовать лишь правом помилования.

Ответственность низших чиновников, исполняющих незаконные предписания - не могут ссылаться на приказание начальника, т.к. лично отвечает за свои действия. Это относится и к военной дисциплине, ибо человек – не машина, он должен осмыслять свои действия.

3. Власть, представляющая постоянство в виде наследственной палаты

В наследственной монархии необходимо высшее сословие, которое будет составлять верхнюю палату. Именно наследственность дает ей независимость. Выборность ее уничтожит элемент постоянства. Но чтобы наследственная палата не стала замкнутой аристократией, необходимо чтобы число пэров не было ограниченно.

«Теоретически, аристократия составляет самую крепкую основу конституционной монархии, но она возможно лишь там, где ее создала история, т.е. принадлежать определенной традиции, крупные имения и т.д., в противном случае вместо могущественной независимости сословий, это будет либо лагерь, либо передняя (комната для прислуги)».

4. Власть, представляющая общественное мнение в виде выборной палаты

Только прямые выборы могут обеспечить прямую связь избираемой палаты с народом, но необходим имущественный ценз. Самая крайняя демократия исключает иностранцев и лиц, не достигших определенного возраста. Беднота ничуть не лучше их- нет интереса и нет разумения (ввиду отсутствия собственности). Только собственность делает человека несобственники,

имеющие политические права, захотят с помощью законодательных мер захватить чужую собственность. Начнутся смуты и гражданские войны. Поэтому представительские собрания должны состоять из собственников. Но каковы должны быть размеры собственности? Оптимальным размером считается доход, который дает человеку существовать в течении одного года без необходимости работать на других. Гарантией для исполнителя, ослушавшегося приказания начальника, должен быть суд присяжных.

5. Судебная власть

Особо выделяет муниципальную власть (общинную), которая должна быть независимой, однако она не входит в состав верховной власти.

Земельная собственность обладает перед промышленной собственностью следующими преимуществами: в силу своих знаний земледелец приучается к правильной жизни, не зависит от других людей, поэтому имеет чувство безопасности, любовь к порядку, своему делу.