Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 8 из 32)

2) Теократическая теория богоустановленности царской власти. В письмах Курбскому он пишет, что «царская власть от бога и сопротивляться ей - божьему повелению сопротивление». Ссылается на текст Священного Писания и утверждает, что царь не отвечает в своей деятельности ни перед Богом, ни перед подданными, а потому выше закона.

И. Грозный отвергает коллективное начало в организации верховной власти. Только Бог может быть помощником царю в выполнении его миссии. Истинным государем является только тот монарх, который может указать на исконно древнее происхождение своей династии и полноту своей власти над подданными внутри государства. Безусловное право царя – право жизни или смерти подданных. Судить и наказывать царь может не только за дела, но и за помыслы.

Отношения государственной власти с церковью: духовные лица не должны вмешиваться в светские дела. Четко ограничивает сферу действия церкви- только духовная область. Таким образом, царская власть не ограниченна никем и ничем. Иван Грозный настаивает на непосредственной связи царя с Богом, минуя церковь.

Переписка И.В. с Курбским – отражение острой идейной борьбы вокруг социальных и политических преобразований Ивана Грозного, а также лютых казней и злодеяний, совершенных по приказу царя.

17. Средневековые ереси в России.

Ереси представляли собой религиозную форму протеста народных масс, ведь именно церковь освещала существующие тогда порядки. С церкви надо было сорвать покров святости. Достоверные данные о довольно широком распространении ересей в России относятся к XIV– XV вв., когда возникли псковско-новгородские ереси “стригольников”, а затем “жидовствующих”. Отрицая основные догматы христианской религии о божественном происхождении Христа, его втором пришествии и др., еретики требовали отмены права церкви брать плату за совершение религиозных обрядов, осуждали строительство дорогостоящих храмов, поклонение иконам, накопление церквями богатств. По своему социальному содержанию эти ереси были близки к бюргерским ересям в Западной Европе. Часть “стригольников” шла дальше, осуждая богатство и имущественное неравенство вообще, проповедуя имущественное и социальное равенство людей, аскетический образ жизни. Еретические движения формировались в острой критике недостойного поведения служителей культа: плохое знания Писания, казни еретиков.

В 14-16 века среди посадских людей Новгорода и Пскова зародилось учение стригольников против взымания платы за посвящение в сословия => за отмену платы за все церковные обряды. Они выступают против поборов духовенства, против монастырского землевладения. Представители крайнего крыла течения даже призывали к раздаче имущества нищим. Отрицание церковной иерархии, требование уничтожения церковных чинов, выдвигали идею дешевой церкви и упрощенного богослужения. Идеал - свободная община верующих, основанная на самоуправлении. Новая волна еретического движения прокатилась в 16 веке в связи с неудачами Ивана 4 во внутреннем управлении, которое охватила не только Посад, но и сельское население.

Дьяк Матвей Башкин требовал от духовенства, что бы оно показало пример апостольской жизни. Холопство противоречит Христианству. Вся сущность истиной религии - возлюби ближнего своего как себя самого. Башкин своих холопов отпустил на волю. Был осужден к вечному заточению церковным сбором в 1553 году.

Феодосий Косой выражал интересы крестьянства. Был холопского происхождения, но бежал на Белое озеро, где вступил в монастырь. Он отрицал сотворение человека Богом, отрицал догматическую Троицу, считал, что Христос - простой человек. Поклонения достоин один бог, отношения с которым дело личное и не требует никаких атрибутов. Говорил о необходимости упразднения всей церковной организации. Негативно относился и к светлой власти папы и власти единой. «В своем корыстном стремлении, они совместно осуществляют насилие над людьми». Он - за самоуправляющуюся трудовую общину, где будет полная общность имущества, братство, свобода всех членов. Был арестован и привлечен к ответственности по делу Башкина, но бежал в Литву.

18. Учение Макиавелли о государстве и праве.

Н. МАКИАВЕЛЛИ (1469-27). 16 век в истории Европы - это окончательное формирование центральных государств. Важная роль в оформлении политических идей сыграл Макиавелли, написав труды «Рассуждения на 1-ю декаду Тита Левия» и «Государство» .

По его мнению, люди по природе злы и склонны предаваться дурным наклонностям при всяком удобном случае. Правитель должен исходить из того, что люди неблагодарны, трусливы, падки на прибыль => кто полагался на добрые качества - был обманут. Главное в достижении основной цели - общественное благо, для этого можно пойти на любые меры. Успех любой ценой. Его идеал - республика в Риме.

«Рассуждения на 1-ю декаду Тита Ливия» начинаются с размышлений о формах правления. Здесь он следует Полибию. Наилучшее правление - смешанное (монархия+аристократия+демократия). Из чистых форм предпочитает демократию - хорошо устроенная и связанная законами народа, разумнее и постояннее всякого правителя. Необходимое условие демократии - гражданская доблесть. Развращенному народу не удержать свободы, его спасение в монархии; свобода может удержаться и у народов, не испорченных деспотией.

Аристократическое устройство - для небольших замкнутых государств, но не для государств, которые постоянно воюют, где необходима поддержка народа. Средства, способы поддержки республиканского строя - указание на религию, это для него чисто пол оружие.

Хорошим средством воздействия на народ считает религию. Религиозным народом легче управлять, христианская религия в отличии от язычества ослабила волю и стремление к свободе. «В христианских народах находиться в упадке любовь к свободе и республиканский дух». Т.е. религия может использоваться для воспитания рабской покорности (христианство) и гражданской доблести (как это было в древнем Риме).

В республике следует обуздывать сильных личностей, не допускать их выдвижения - они опасность для народного правления. Необходимо дать народу право обвинения против таких лиц Опасно и сосредоточение власти в руках одного лица - диктатора. В Риме он был необходим лишь на время опасности и назначался на 6 месяцев, не мог сделать ничего дурного республике, после устранения опасности - ликвидировался. В республике необходима строгость нравов, считает необходимым учреждение цензоров, надзирающих за гражданами.

Для увеличения своего внешнего могущества у народа 3 пути:

1.Союз равносильных государств (хорош для обороны, т.к. нет единства воли и возможны разногласия, завоевания в пользу союза а не в свою собственную не так заманчивы)

2.Главенство над союзниками (наиболее приемлемый – оставляя другим народам-союзникам права и самоуправление, делясь добычей, Римляне сумели завоевать мир)

3. Совершенное покорение других народов (ненадежно, т.к. трудно долго удерживать в подчинении).

"Государь" Макиавелли начал писать не закончив 1-ю книгу. Противоречия с первой книгой: выступает в пользу деспотизма. Он говорит, что развращенный народ спасет только монархия - это наиболее приемлемая форма. Понимая, что свое отечество может спасти только через монархию, пишет "Государя".

«Главная основа всех государств - хорошие законы и войско» (не наемное, а свое). Законы ничто без войска- поэтому государь должен опираться на свое войско, ибо наемное войско не имеет не любви к отечеству и правителю- оно бесполезно и опасно. Одна из причин гибели Рима- использование наемников. Союзнические войска также опасны для государя, поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело, и кто ей пренебрегает, тот рискует лишиться власти.

Гражданские средства укрепления государства

Кто поступает добродетельно, тот обязательно будет обманут => правитель должен быть скуп, чем щедр / его должны больше бояться, чем любить (это в человеческой природе). Любят государя по своему усмотрению, а бояться по его усмотрению. Но не надо, чтобы государя ненавидели, чтобы не наживать внутренних врагов. Поэтому надо воздерживаться от жен и имущества своих подданных.

Слово надо держать, когда это выгодно. Государь должен сочетать в себе силу льва и хитрость лисицы. Для достижения своей цели он может прибегнуть ко лжи и вероломству, к жестокости. Выбирать советников надо глядя на их мудрость. Он должен избегать льстецов, и окружать себя теми, кто высказал всю правду, но их должно быть несколько человек, т.к. если все будут говорить правду, то перестанут выказывать уважение. Заканчивает свою книгу

Это сочинение было переведено на многие языки. «Макивеаллизм» теперь в политике означает политику циничную, направленную на сохранение власти любой ценой. Приверженцы Макиавелли считают, что политику вообще нельзя подвести под точку зрения безусловной направленности, т.к. цель в политике – общее благо, и эта цель нравственна. Для спасения же народа можно жертвовать иными, более важными нравственными соображениями. Макиавелли в холодных и жестких аксиомах лишь фиксирует современную ему эпоху, порядки Италии. Кончается «Государь» призывом к Медичи освободить Италию от варварства. До конца жизни он остается патриотом страны.

19. Учение Ж. Бодена о государстве и праве.

Ж. БОДЕН (1530-96) Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции. Он творец государственного права. "6 книг о республике". Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.