Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 28 из 32)

Промышленная собственность более искусственна и подвижна, здесь больше зависимость от других людей. Возбуждается тщеславие.

Земельная собственность привязывает человека к месту, создает ему родину, а для промышленной собственности все страны одинаковы. Тут нет патриотизма.

Выделяет он и «умственную собственность». Но обладание действительно умственным капиталом доказывается успехом, успех ведет к обогащению. Умственные профессии не дают практического опыта. Таким образом только поземельная собственность дает избирательное право.

Но позднее Констан изменил свое мнение: рядом с поземельной собственностью, как условие политических прав, он допустил и промышленную собственность, с которой платятся соответствующие подати.

Констан выступали за независимость местной власти. Все что касается интересов данной местности должно быть решено представителями этой местности, а превращение местной власти в агентов правительства приведет или к не исполнению общих законов, или к пренебрежению местными нуждами, а чаще- и то и другое.

Для внутреннего управления требуется известный федерализм, допускающий определенное подчинение членов целому. Это подчинение касается общих интересов. Все, что относится к местным нуждам, должно подлежать верховению местных органов.

Учение о правах личности

Личные права не подлежат ведению государственной власти - это частная жизнь людей.

Констан не причисляет право собственности к личным правам, изъятым из действия власти:»Своим происхождением собственность обязана обществу ,но все же она священна и неприкосновенна». Он восстает против коммунизма, обрекающего человечество на неподвижность.

С другой стороны, собственность так сильно связанна с личностью, что ее нарушение неизбежно влечет нарушение личной свободы.

Поэтому Констан категорически против конфискации и других мер, лишающих человека законной собственности.

Нарушение личной свободы человека является посягательством на главное условие и цель гражданского порядка. Поэтому Констан считает, что против произвола власти существует только одно средство-соблюдение установленных законом форм и ответственности чиновников. Всякие аресты и ссылки без суда должны быть запрещены. Еще более важна свобода совести. В государстве должна быть полнейшая веротерпимость. Умножение конфессий, которого все опасаются, напротив, полезна и для религии и для государства. Государству легче иметь дело с многочисленными, но слабыми религиозными союзами, нежели предотвратить столкновение немногих и крупных.

Важна и свобода печати. Долговременное лишение свободы ведет к революции, а не свобода печати. В современных государствах свобода печати- единственное средство гласности.. И все гарантии при отсутствии ее становятся призрачными. Писатели должны отвечать перед судом за свои сочинения, носящие преступный характер, всякие предупредительные меры вредны для государства.

С личной свободой связана свобода промышленности. Вмешательство государства сюда возможно только когда есть определенная несправедливость, соперничество и обман. Поэтому государство должно охранять только свободное соперничество. Всякое установление привилегий есть притеснение.

Личный интерес без всякой поддержки правительства совершенно достаточен.

Главная гарантия личных прав заключается в судебной власти, судьи должны быть несменяемы, независимы от народа и правительства. Судьи в Конституционной монархии назначаются королем.

Констан против всякого нарушения конституционных положений «во имя спасения» страны. Это средство не может служить поддержанием правительства, ибо беззаконие со стороны самой власти возбуждает стремление к беззаконию в гражданах.

К развитой Монтескьё теории властей, Констан присоединил необходимость их согласования. Он разработал учение о королевской власти как высшей нейтральной силе, уравновешивающей другие власти. Именно Констан создал современную концепцию конституционной монархии.

58. Бентам о праве и государстве.

БЕНТАМ (1747-32) родился в семье адвокатов, не стал заниматься практикой а интересовался вопросами фсф права.

"Отрывок об управлении", "О лучшем состоянии и обработке законов".

Он основатель современного утилитаризма. Он решает построить фсф права опытным путем и найти верховный принцип, которым должен руководствоваться законодатель в своей деятельности.

Различал 3 возможных принципа нравственности:

1.Аскетичность (отвержение чувственных удовольствий, основа морали в лишениях и отказе от материальных благ). Это принцип ханжей. Не имел никакого влияния на правотворчество.

2.Произвольность (симпатии/антипатии) - имеют большое влияние на деятельность, но его несостоятельность доказывается разнообразием суждений человека о добре и зле.

3.Принц пользы - верховный принцип всей человеческой жизни - основным двигателем всей политической жизни является заложенное в человеке чувство удовольствия и страдания, т.о. удовольствие - высшее благо, поэтому максимальная польза – в достижении максимальной суммы удовольствия. Человек, стремясь к личному счастью, может увеличить счастье других. Наибольшее количество счастья для наибольшего количества людей - руководящий принцип утилитаризма.

При издании закона надо взвешивать все вытекающие отсюда удовольствия и страдания, вычесть - итог. Для измерения - своя теория морального счета: наши ощущения разнообразны => необходимо их делить на

1- Простые (неделимые удовольствия и страдания)

2- Сложные (состоящие из нескольких удовольствий и страданий)

15 групп простых удовольствий - общение, надежда, дружба, власть, богатство...

11 групп простых страданий - неловкость, вражда, страх...

Цена страданий и удовольствий определяется следующими признаками:

1.Интенсивность

2.Продолжительность

3.Прочность

4.Близость

5.Плодотворность

6.Чистота

7.Распространенность по числу причастных лиц.

Основными различиями чувственности служат темперамент, здоровье, сила, уродство и увечье, степень умственного развития, религиозные чувства ...

Если закон причиняет страдания и не причиняет удовольствия, он должен быть отменен. Предлога для вмешательства законодателя в жизнь граждан нет и не может быть, закон в любом случае - зло, т.к. он ограничивает свободу и его существование может быть оправданно, когда он запрещает еще большее зло, чем установлено законом, стесняющим свободы. Преступление - зло и наказание – зло.

Нравственность охватывает все действия человека: публичные и частные. Закон не может идти так далеко и не должно этого делать, т.к.:

1.Законодатель может влиять на поведение людей посредством наказания, а это зло и может быть оправдано лишь когда им устраняется большее зло. Дело в средствах: право - принуждать, нравственность опираться на другие санкции. Когда нравственную норму следует переводить в юридическую - это вопрос целесообразности. Нравственная обязанность - на обязанностях к себе в отношении других => может быть отрицательная ( в воздержании от посягательств на другое счастье) и + (содействие умножению чужого счастья). Благоразумие не нуждается в содействии закона: себе вред не причинишь - только по недостатку ума или по ошибке. Общее правило - предоставляя людям самые широкие свободы во всем, они могут вредить только сами себе. Достаточно лишь установление штрафа, когда дело получит огласку. В отношении благодеяния следует различать содействие общему благу и благу отдельных лиц. Обязанности по содержанию общественному благу должны быть законодательно установлены (дело общественного призрения). Содействие личному благу должно быть предоставлено нравственностью. В некоторых случаях ( неоказание помощи гибнущему) устанавливается исключение.

Отношение к учению естественного права

Существования естественных прав он не признавал, т.к. оно предполагает природу человека началом повелевающим, устанавливающим закон, чего в действительности нет. В человеке есть только чувства, удовольствия и страдания, но и они регулируются определенными нормами.

Таким образом, все законы устанавливаются правительствами, а все существующие правительства были установлены путем насилия, а затем стали привычкой и обычаем. Действительно право создается правительством, а естественное право - химера.

Форма правления: государственная власть всегда будет заботиться о своей пользе и эксплуатировать граждан. Власть должна находиться в руках народа и чистая демократия - наилучшая форма правления. Большинство имеет право требовать, чтобы меньшинство ему подчинялось.

59. Вопросы государства и права в «Манифесте Коммунистической партии» (не лекция)

В "Манифесте коммунистичес­кой партии" изложена программа пролетарской революции: «Пер­вым шагом в рабочей революции является превращение пролета­риата в господствующий класс, завоевание демократии».

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централи­зовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролета­риата, организованного как господствующий класс, и возможно бо­лее быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи дес­потического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения". Там же перечислены конкретные мероприятия, необходимые для переворота во всем способе произ­водства (отмена права наследования, высокий прогрессивный налог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополизация государственного банка, подчинение производства плану, учрежде­ние промышленных армий, в особенности для земледелия, и др.).