Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории политических и правовых учений (стр. 18 из 32)

Руссо требует, чтобы народное собрание сопровождалось 2 предложениями:

- нужно ли сохранить образ правления

- угодно ли оставить управление в руках этих лиц.

Итак, правители всегда могут быть удалены.

Другое средство воздержания правительства - установление трибуната, т.е. учреждения, которое должно быть хранителем законов и законодательной власти. Но если он получит лишнюю власть, то станет тиранистическим, т.к. заберет в свои руки исполнительную власть. Руссо не ставит ограничений в компетенции исполнительной власти, не допускает разделения светских и духовных властей, т.к. это нарушает общественное единство.

Подчинения государству церкви недостаточно, чтобы народ был религиозным законодателем, чтобы в обществе не возродилось двоевластие.

Религия: Руссо отвергает язычество, которое хотя и привязывает граждан к Отечествуву, но коренясь в заблуждениях, вводит людей в обман. Христианство отстраняет людей от земных дел. Придумывает чисто гражданскую религию, где верховная власть требует от граждан только то, что требуется для общественной пользы, предоставляя гражданам в остальном верить так, как им хочется.

Догматы:

1. Признание божества, бессмертия души, будущих наград и наказаний

2. Святость общественных договоров и законов. К вере никого принуждать нельзя, но каждый неверующий должен изгоняться из государства как враг общества, как неспособный искренне любить правду, уважать законы и жертвовать собой для правды общества.

В теории Руссо много противоречий:

1. Как представитель индивидуалистической школы, он предписывает человеку неограниченную свободу. Но в тоже время указывает, что гражданский порядок предполагает подчинение индивидов обществу. Но, обретая новую природу, человек должен повиноваться только своей собственной воле. Отсюда и предоставление всем гражданам политического голоса, устранение представительственных начал.

2. «Народ-самодержец» у Руссо с одной стороны настолько полновластен, что может менять правителей, но с другой стороны он связан по рукам и ногам и вынужден вверять управление правительству. Т.е. граждане должны подчиняться общественной пользе.

3. Для личной свободы уже не остается места: вводится даже обязательная религия. Личность теряется в массе.

Человек 18 века на это бы не согласился. Идеалы Руссо навеяны не только античностью, но и Женевой, в которой были установлены подобные порядки, но затем они выродились. Учение Руссо повлияло на Канта, Фихте, Мирабо, Робеспьера, Вашингтона и других. Наполеон: «Если бы не было Руссо, не было бы Французской Революции».

37. Политические и правовые идеи Мелье и Мабли.

МЕЛЬЕ 1664-29

Француз. Родился в Шампании. Стал священником. Поссорился с дворянином, началась его травля- покончил жизнь самоубийством, уморив себя голодом. В 1762 году Гольдбах издал его произведение «Завещание». Появляются новые произведения - теоретические рассуждения о необходимости построенного коммунистического общества.

В мире царит неправда, два основных зла правят былом: частная собственность и сословное неравенство. Разоблачение ложной религии занимает важное место в его трудах. С особой силой критикует паразитизм служителей церкви. Чтобы уйти от этого, одного просвещения масс недостаточно, мало полагаться на мудрое законодательство, силу духовных и светских князей, надо противопоставить силу самого народа.

Призывает к насильственному свержению тирании, богатых, духовенства и королей.

Он рисует картину нового общественного строя, не знающего угнетения, частного присвоения земельных благ и дающего счастье всем людям. Это должно быть «общинным коммунизмом»: сельский приход и городская община составляют производственно-потребительскую группу, члены которой живут одной братской семьей, пользуются одинаково хорошей одеждой, питанием, жильем. Труд обязателен – этим ведуют Выборные старейшины.

ГАБРИЕЛЬ БАННО ДЕ МАБЛИ 1709-85

Родился в дворянской семье, был аббатом. Религиозное образование. Один из основателей учения о правах человека. В сочинении «О природе и обязанностях гражданина» обосновал необходимость радикальных преобразований общества. Восхваляет коммунизм, порядки древних..

Источник всех несчастий- частная собственность, приведшая к неравенству, нищете, рабству и порокам. Свою задачу видит в приближении общества к утраченному раю коммунистического века. В отличии от Морелли, сознает что в настоящее время при нынешнем состоянии умов нет возможности вернуться в тот коммунистический рай, а можно только в пустынных края из диких племен. Поэтому все, что пока можно сделать законодатель- обуздать жадность и стараться принять начала равенства к уже искаженному естеству человека.

В книге «О законодательстве и принципе законов» (1776) подробно излагает, которые будут направлены на искоренение двух главных пороков общества: жадность и стяжательство граждан и честолюбие сановников. Законы должны способствовать устранению простых потребностей.

1. Законы против роскоши должны распространяться на все имущество- жилище, мебель, одежду, слуг. Чем суровее они будут, тем более опасным будет неравенство имущества

2. Законы о порядке наследования, отмена завещаний и дробления состояний между наследниками.

3. Аграрные законы об ограничении величины земельных владений

4. Законы об отказе государства от покровительства торговле и купечеству и т.д.

Итак, Мабли осознавал невозможность установления коммунизма и отказывался от идеи общности имущества. Считает, что установление самой детальной регламентации всех сторон жизни, не оставляющей выбора, может обеспечить равенство при сохранении контролируемой и строго ограниченной частной собственности.

Личные претензии на счастье устраняются как абсолютное требование.

Дегтярева: У всех свобода человека, личности подчинена задаче всеобщего равенства. Требуется жесткая регламентация всех сторон жизни. Уничтожается свободный труд, блага распределяются государством. Создается «прокрустово ложе».

38. Политико-правовые идеи Морелли.

Написал «Кодекс природы или истинный дух ее законов», но издал это произведение анонимно в 1754 году. Он считает, что у человека нет ни врожденных идей, ни врожденных наклонностей. Все пороки человека кроются в неправильной организации общества. Корень зла – в невежестве людей и в неумении первых создателей письменных законов обеспечить сохранение естественных порядков. «Просвещение и мудрые законы могут вернуть человека к золотому веку».

Морелли предлагает программу законодательства. Это 3 основных закона «священного общежития»:

1. Отмена частной собственности

2. Установление того, что каждый гражданин рассматривается как лицо общественное, содержимое и занятое на счет общества.

3. Всякий гражданин обязан по мере сил и талантов содействовать общей пользе.

Для удовлетворения общественных нужд все граждане распределяются по занятиям и ремеслам. В пределах одного ремесла работники разделяются на группы во главе с начальниками, которые определяют часы труда и отдыха, назначают каждому его норму. Ничто не продается и не обменивается. Все выработанные продукты поступают на склады для распределения по потребностям. При недостатке возможно распределение.

Земельные угодья приписываются к каждому городу и в обязательном порядке обрабатываются всеми гражданами, достигшими 20 лет в течении 5 лет. Труд обязателен. От него освобождаются дети до 10-летнего возраста. До 5 лет дети живут в семье, затем переводятся в общие дома, где получают образование. В 10 лет они распределяются в мастерские и до 20 лет обучаются ремеслам. С 20 до 25 обрабатывают землю. С 25 до 40 лет работают в мастерских. С 40 делают то, что считают интересным. Рабочая неделя – 4х дневная.

Брачно-семейные отношения. Традиционная моногамная семья, каждый гражданин с 15 до 18 лет должен вступить в брак. Развод допускается лишь через 10 лет совместной жизни. Виновные в разводе не могут вступать в брак с лицами, более молодыми по возрасту, а также ранее не состоявшими в браке. Количество людей, посвящающих себя наукам и искусству определяется для каждой отрасли. Для остальных – только после 30 лет.

Законодательно ограничивается роскошь. Только с 30 лет можно одеваться по своему вкусу. Дома одинаковой формы.

Организация власти

Отсутствует выборность для лица, т.к. выборность нарушает принцип равенства. Государство делится на провинции, которые включают в себя города. Города делятся на трибы. Каждый гражданин- отец семейства, достигший 50 лет становиться членом Сената своего города. Отцы семейств по очереди управляют делами в трибах и городах. Из членов городских сенатов формируется верховный сенат- Сенат Нации. Каждая провинция поочередно дает главу государства.

Преступление и наказание.

Законы о наказаниях немногочисленны, т.к. мало преступлений – только 14 законов из 118 предусматривают наказание. Нет имущественных преступлений. Такие преступления как посягательство на основы общественного строя для восстановления частной собственности, преступления против личности, неповиновение должностным лицам или родителям.

Наказание соответствует тяжести преступления. Особо они строгие для тех, кто пытается свергнуть три основных закона и обрести собственность. Им грозит пожизненное заключение в пещерах, на кладбищах как безумных. Другие наказания: тюремное заключение от дня до нескольких лет, лишение права воспитывать детей, лишение права быть сенатором, лишение развлечений и занятий. Принудительного труда в числе наказаний нет. Наказание не может быть ни смягчено, ни отменено. После отбытия наказания лицо восстанавливается в своих гражданских правах.