Смекни!
smekni.com

Ценностные ориентации личности как динамическая система (стр. 33 из 40)

Ведущие позиции в ценностной иерархии волонтеров (таб­лицы 36 и 37) занимают уверенность в себе, понимаемая как внутренняя гармония и свобода от противоречий, духовная сво­бода, развитие и самосовершенствование, жизнерадостность и чувство юмора, широта знаний и взглядов. К явно отвергаемым относятся ценности материальной обеспеченности и обществен­ного признания. Не являются значимыми и такие социально одоб­ряемые ценности, как исполнительность и дисциплинированность, аккуратность и т.п. Интересно отметить, что счастье других так­же не относится к числу значимых ценностей-целей, что может объясняться определенной «инструментализацией» данной цен­ности относительно саморазвития, являющегося высшей целью. При этом следует также отметить, что данная группа исследуе­мых отличается достаточно высоким уровнем удовлетвореннос­ти самореализацией, гармоничной реализацией основных жиз­ненных ценностей.

Таблица 36 Групповая иерархия терминальных ценностей волонтеров

№ п/п Ценности Ранг ценностей Реализованность ценностей, в %
М m М m
1 Уверенность в себе 4, 72 0, 76 68, 55 5, 34
2 Любовь 5, 66 0, 86 48, 55 6, 45
3 Свобода 6, 52 0, 89 67, 34 4, 32
4 Наличие хороших и верных друзей 7, 03 0, 83 70, 66 5, 11
5 Развитие 7, 34 0, 83 59, 52 4, 60
6 Здоровье 7, 69 0, 87 65, 24 3, 77
7 Активная деятельная жизнь 8, 24 0, 85 64, 48 4, 85
8 Познание 9, 72 0, 89 64, 52 4, 52
9 Жизненная мудрость 9, 90 0, 96 45, 28 4, 15
10 Счастливая семейная жизнь 10, 00 1, 00 46, 97 6, 34
11 Интересная работа 10, 17 0, 75 62, 48 5, 74
12 Продуктивная жизнь 10, 34 0, 78 53, 31 4, 87
13 Счастье других 11, 38 0, 94 38, 17 5, 21
14 Общественное признание 11, 48 0, 76 60, 41 5, 33
15 Красота природы и искусства 12, 07 0, 80 53, 31 6, 32
16 Материально обеспеченная жизнь 12, 24 1, 00 44, 90 3, 19
17 Творчество 12, 76 0, 83 51, 38 6, 16
18 Развлечения 13, 69 0, 78 46, 62 5, 24

Данные особенности ценностной системы волонтеров в це­лом соответствуют описанным ранее рядом авторов основным мотивам добровольчества. Так, С. В. Алещенок в качестве веду­щей мотивации добровольческой деятельности называет соли­дарность и ответственность за проблемы в обществе [10]. По данным Московского Дома Милосердия, наиболее распростра­ненными мотивами добровольческой деятельности являются следующие: стремление быть социально полезным (89%) или способствовать изменениям в обществе (50%), самореализация (36%), поиск единомышленников (36%), чувство долга за полученную в прошлом помощь (19%) [120, 16]. В то же время, полу­ченные нами результаты дают основание говорить о том, что декларируемые альтруистические ценности являются «эксцентрированными» ценностями собственного развития и деятельность на благо других людей является необходимым условием и сред­ством самоуважения и самореализации.

Таблица 37 Групповая иерархия инструментальных ценностей волонтеров

№ п/п Ценности Ранг ценностей Реализованность ценностей, в %
М m М m
1 Жизнерадостность 6, 72 0, 85 78, 76 4, 58
2 Широта взглядов 6, 79 0, 93 73, 97 4, 12
3 Независимость 7, 07 0, 87 68, 69 4, 97
4 Ответственность 7, 24 0, 66 73, 62 4, 43
5 Образованность 7, 45 0, 87 59, 83 4, 26
6 Честность 7, 69 0, 84 67, 66 4, 10
7 Терпимость 7, 90 0, 87 71, 14 4, 49
8 Самоконтроль 8, 31 0, 78 59, 10 5, 46
9 Твердая воля 8, 48 0, 86 61, 72 5, 70
10 Смелость в отстаивании своего мнения 9, 10 0, 76 66, 31 5, 60
11 Чуткость 9, 31 0, 86 71, 79 4, 24
12 Воспитанность 10, 48 1, 04 70, 66 3, 50
13 Рационализм 10, 55 0, 90 71, 38 3, 97
14 Эффективность в делах 11, 00 0, 80 60, 55 4, 31
15 Аккуратность, чистоплотность 11, 17 1, 01 65, 90 4, 90
16 Исполнительность 12, 21 0, 87 69, 90 4, 24
17 Высокие запросы 13, 38 0, 91 59, 72 5, 00
18 Непримиримость к недостаткам 16, 07 0, 70 46, 55 5, 65

Деятельность волонтеров, тем самым, одновременно направ­лена на развитие и совершенствование как других людей, так и их самих. Ценностно-смысловая основа такой деятельности закладывается в процессе соответствующей подготовки. Т. Г. Кобякова и О. А. Смердов, осуществлявшие обучение данной груп­пы волонтеров, уделяли особое внимание развитию таких осо­бенностей ценностно-смысловой сферы, формирование которых является одновременно основными направлениями их будущей работы по первичной профилактике наркозависимости. К таким направлениям обучения и, одновременно, будущей деятельности волонтеров авторы относят формирование положительной «Я-концепции» и адекватной самооценки; осознание и принятие ценностей здоровья, семьи, свободного выбора, дружбы и любви; формирование ответственности за сделанный выбор; развитие навыков ассертивного поведения и саморегуляции [120, 35—38]. Таким образом, особенности описанных нами модельных групп позволяют определить оптимальный вектор развития системы ценностных ориентации личности. Развитие ценностной систе­мы духовно здоровой, гармоничной, самоактуализирующейся лич­ности должно быть направлено в первую очередь на осознание и внутреннее принятие ценности своего «Я», личностного роста и самосовершенствования. Приведенные нами результаты по­зволяют также говорить о принципиальной возможности такого развития в процессе целенаправленного психологического воз­действия и обучения.

4.2. Развитие высшего уровня системы ценностных ориентации личности в ходе группового психологического тренинга

Как показывает проведенное нами исследование, именно цен­ностные ориентации самоактуализирующейся личности, состав­ляющие высший уровень ценностной системы, могут рассматри­ваться в качестве возможной цели индивидуального развития. По словам А. Маслоу, ценностные ориентации самоактуализирующей­ся личности представляют собой своего рода эталон, «научную», не имеющую ничего общего с предубеждениями исследователя, «естественную систему ценностей» [160, 196].

Однако желательность освоения и принятия таких ценностей конкретным человеком в демократическом обществе сталкива­ется с определенными этическими проблемами. А. В. Брушлинский справедливо поднимает вопрос о том, «насколько другие люди и общество в целом имеют моральное право воспитывать,

формировать ребенка, подростка, юношу, любого человека в духе строго определенных нравственных ценностей» [53, 235]. По его словам, указанное противоречие позитивно разрешается посред­ством «сотворчества» в ходе совместной деятельности субъек­тов обучения — «это сотворчество прежде всего именно обще­человеческих ценностей, поскольку они образуют тот наиболее общий и потому особенно прочный фундамент духовности, на основе которого каждый выбирает и прокладывает свой жиз­ненный путь, формируя более конкретные и частные нравствен­ные ценности и идеалы» [там же].

С учетом приведенных этических принципов нами был про­веден формирующий эксперимент, направленный на проверку положения о возможности формирования и развития в процес­се целенаправленного психологического воздействия ценностей, присущих самоактуализирующейся личности. Целью данного эксперимента была проверка действенности выделенных нами психологических факторов, определяющих доминирование выс­шего уровня в индивидуальной системе ценностей, а также уточ­нение содержания психологических механизмов ее развития в процессе психологического обучения.

Как показано в работах целого ряда авторов, изменение си­стемы ценностных ориентации с наибольшим эффектом может быть достигнуто в процессе групповых психотерапевтических тренингов или тренинговой формы обучения [56, 81, 196, 215]. Исходя из этого, в качестве основы формирующего эксперимен­та нами был выбран учебный групповой психологический тре­нинг, направленный на формирование у работников психолого-педагогического профиля профессионального видения мира, на идентификацию их с субъектом своей будущей профессиональ­ной деятельности. А. В. Серый обозначает подобный тренинг как «тренинг профессиональной самоидентификации» [224].