Смекни!
smekni.com

Ценностные ориентации личности как динамическая система (стр. 34 из 40)

Такая тренинговая группа, создавая условия интенсивного переживания тех или иных событий и воспроизводя в сжатые сроки опыт реальной жизни, представляет собой достаточно адек­ватную модель личностного и профессионального развития. Как отмечает К. Рудестам, «группа оказывается микрокосмосом или обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отно­шениям» [215, 15]. Моделирование в групповом психологичес­ком тренинге ситуаций, связанных с практической деятельностью, оказывает влияние на соотнесение индивидом своих прин­ципов и установок с ценностями, значимыми для его професси­ональной деятельности, и развитие на основе их осознания и последующего принятия либо отвержения собственной цен­ностной системы. Одним из наиболее важных универсальных ме­ханизмов такого развития в процессе группового воздействия является возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие цели, проблемы или переживания. На значение механизма обратной связи в контексте эксперимен­тального воздействия на ценностные ориентации указывает, в частности, М. Рокич [290].

Среди многочисленных методологических оснований и направ­лений практической психологии на вопросы ценностного разви­тия в наибольшей степени ориентирована экзистенциально-гуманистическая традиция. В самом общем виде экзистенциаль­но-гуманистическая терапия направлена на снижение тревожно­сти через осознание смысла своей жизни и самостоятельный выбор будущего, принятие ответственности за сделанный выбор и достижение внутренней свободы, формирование позитивной «Я-концепции», т. е. через актуализацию именно тех факторов, ко­торые мы охарактеризовали как определяющие формирование высшего уровня системы ценностных ориентации.

В качестве ключевых понятий экзистенциально-гуманисти­ческой традиции можно выделить «аутентичность» и «интенциональность», представляющие собой системные качества личнос­ти, интегрирующие в себе перечисленные выше психологические параметры. Данные качества являются одновременно целью и средством развития системы ценностей самоактуализирующейся личности.

Аутентичность, т. е. «подлинность», конгруэнтность и искрен­ность по отношению к самому себе, подразумевает постоянную рефлексию по поводу своей деятельности и умение управлять процессом общения, оставаясь при этом самим собой, спонтан­но реагируя на поведение и высказывания окружающих. Поня­тие «аутентичность», введенное К. Роджерсом, стало одним из ключевых и в гештальттерапии. Как отмечают Л. Ф Бурлачук и соавторы, главным атрибутом аутентичной личности — идеаль­ной модели развития человека — в теориях Ф. Перлза и К. Род­жерса является ответственность [56, 279]. В теории К. Роджерса принятие ответственности происходит при появлении доверия к своему «актуализационному опыту», которое, в свою очередь, обус­ловлено расширением «Я-концепции», отказом от собственных фиксированных рамок, оценок и целей. Гештальттерапия направ­лена на принятие ответственности через развитие независимо­сти, автономии, обусловленной осознанием и определением гра­ниц своей субъективной реальности, различные нарушения диапазона которых проявляются в виде тревоги.

Аутентичность тесно взаимосвязана с интенциональностью. По определению А. Е. Айви и соавторов, интенциональность — «это экзистенциальная конструкция, утверждающая, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать, что мир также воздей­ствует на него» [8, 308]. Тем самым интенциональность выступа­ет условием внутренней свободы, основанной на способности принимать ответственные решения в ситуации выбора и реализовывать их. Только интенциональная, внутренне свободная лич­ность способна адекватно оценить смысловые границы окружа­ющей действительности, принять на себя ответственность за результаты своей жизни и деятельности.

По В. Франклу, путь к интенциональности и смыслу лежит через перемены в конструктах и системе ценностей [249]. При этом А. Е. Айви и соавторы отмечают, что интенциональность тесно связана с гибкостью, восприимчивостью конструктов. По­этому задачей психолога является сделать изначально жесткие конструкты, дающие излишне фиксированную картину реальнос­ти, более гибкими, свободными, «интенциональными» и помочь тем самым клиенту взглянуть на ситуацию иначе [8, 182—202].

В теории Дж. Келли личностные конструкты представляют собой «понятийные системы, или модели», способы, при помощи которых человек осмысляет действительность. По его мнению, у здоровых людей личностный рост и развитие связаны с расши­рением диапазона, объема и охвата системы конструктов. Тре­вога в его определении — это «осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона примени­мости его конструктной системы» [цит. по 259, 467].

Поэтому проведенный нами учебный тренинг был в первую очередь направлен на развитие аутентичности и интенциональ­ности участников посредством придания большей гибкости пер­воначально жестким конструктам, оценочным позициям и стерео­типам. Базовым принципом целенаправленного психологического воздействия в рамках данной тренинговой группы являлось создание условий для свободного выбора высших ценностей че­рез усложнение системы личностных конструктов и расширение, тем самым, смысловых границ субъективной реальности.

Тренинг включал в себя приемы и техники клиентоцентрированной терапии К. Роджерса [212], гештальттерапии Ф. С. Перлза [194] и логотерапии В. Франкла [249]. Данный подход, объединяю­щий указанные общие положения данных теорий, реализует принци­пы обобщенной теории Дж. Келли и может быть охарактеризован как осознанный, «систематический эклектизм» [8, 197]. Конкретные методические приемы и техники воздействия, использованные нами в ходе тренинга, были взяты из соответствующих практических руко­водств по психологическому консультированию, психотерапии и груп­повой психологической работе [8, 49, 166, 262].

Как отмечает Р. Персоне, важной составной частью психоло­гического воздействия в группе является работа с видео — «она сама есть терапевтический процесс» [195, 102]. Поэтому моде­лируемые нами в тренинге ситуации практической деятельнос­ти психолога (элементы психологического консультирования, интервьюирования, работы ведущего групп), рассматриваемые профессиональные и личные проблемы участников, групповые дискуссии и другие элементы совместной работы фиксирова­лись посредством видеозаписи с последующим групповым про­смотром и обсуждением.

В проведенном видеотренинге профессиональной самоиден­тификации приняли участие 18 слушателей факультета повыше­ния квалификации психологов и социальных работников Кемеров­ского госуниверситета. Общая продолжительность его составила 40 часов. Тренинг носил полностью неструктурированный харак­тер. Для оценки особенностей ценностно-смысловой сферы и системы личностных конструктов участников группы до и пос­ле тренинга использовались следующие методики: тест М. Рокича, тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева, проективная методика «автобиография будущего» Г. Оллпорта и Дж. Гиллеспи [187], а также техника репертуарных решеток (ТРР) Дж. Келли [250].

Для выявления личностных конструктов исследуемых исполь­зовался метод триад элементов, предложенный Дж. Келли [250, 47]. В качестве элементов предлагаемого ролевого списка для заполнения репертуарной решетки нами были включены реальный и идеальный образы «Я», а также «самый удачливый», «са­мый счастливый» и «самый высоконравственный» из всех извес­тных испытуемому людей. Последние три элемента по Дж. Келли представляют собой «класс ценностей» системы личностных кон­структов [250, 62]. Все возможные варианты выделения трех из данных пяти элементов в совокупности составили десять триад.

В начале процедуры испытуемые должны были подставить в предложенный ролевой список имена знакомых им людей в соответствующие графы. После этого предлагалось принять ре­шение, чем двое из троих людей, отмеченных кружками в первой строке, «сходны между собой и тем отличны от третьего», и запи­сать в графе «Конструкты» соответствующую характеристику и ее противоположный полюс (см. образец заполненной решет­ки в приложении). Затем испытуемые должны были отметить га­лочкой всех других лиц, обладающих этой характеристикой. Ана­логичным образом заполнялись и все остальные строки решетки. В результате по каждому исследуемому было зафиксировано по десять выявленных конструктов, представляющих собой его сред­ства оценки действительности.

Все конструкты, выявленные в группе исследуемых, нами были разделены на два типа. К первому типу, который мы условно обо­значили как «жесткие», были отнесены явно поляризованные кон­структы, имеющие четко противопоставленные полюса, т. е. пред­ставляющие собой жесткую дихотомию: «ответственность — безответственность», «зависимость — независимость», «высокий интеллект —низкий интеллект», «оптимизм — пессимизм», «теп­лота—холодность» и т.п. Ко второму типу, условно названному «гибкие», мы относили конструкты, имеющие неявно противопос­тавленные полюса, т. е. более когнитивно сложные, свободные или «рыхлые» конструкты: «доброта — язвительность», «ум — ри­гидность», «честность — независимость» и т.п.