Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 16 из 38)

Насколько в любви мы протягиваем руку дели­катно, настолько в гневе наносим ею резкий удар. И в тоже время, когда в состоянии гнева мы стара­емся преодолеть преграды на пути к любви, то, ох­ваченные бешенством, относимся к объекту своего гнева как к врагу, стремящемуся к нашему уничто­жению. Мы говорим, что чувствуем "убийствен­ное бешенство", что "готовы убить". Часто такой гнев направляется против невинных людей, в час­тности, детей. Ничто не может так разъярить ро­дителя, как взбунтовавшийся и непослушный ре­бенок. Родители реагируют на это так, как будто ребенок, не поддаваясь их воле или противясь их власти, наносит им смертельную рану. Часто ис­точником этой ярости являются травмы, которые были нанесены этим родителям их собственными родителями в детстве, когда их собственный дух был сломлен, и они были сурово наказаны за то, что смели противостоять авторитарному отцу или матери. Гнев, вызванный таким отношением к ним, дремлет в глубине их психики годами, пока однажды не взрывается против кого-то невинного или беззащитного. Содержание этого гнева понятно: "Почему ты (ребенок) должен быть свободен ду­хом, если мой собственный дух был в детстве слом­лен?" Эта зависть родителя к независимости ре­бенка провоцирует взрыв гнева.

Понятие "сломленный дух" – это не просто метафора. Оно отражает физическую реальность, проявляющуюся в теле. Я убежден, что каждый человек, дух которого был сломлен, носит в себе подавленную ярость, замкнутую в напряженных мышцах верхней части спины и плеч. Это напря­жение проявляется в виде нарушения естествен­ных линий спины как преувеличенная выпуклость ниже плеч или в нижней части спины. Это лор­доз или уплощение естественного поясничного из­гиба. (Подробнее смотри в работах: A.Lowen "The Way to Vibrant Health", New York 1977, A.Lowen "Love, Sex, and Your Heart", New York, 1988.) Уплощение этого отдела позвоночника выдвигает таз вперед, подавляя у человека чувство уверенно­сти в себе. Такая позиция является эквивалентом подогнутого хвоста у собаки. Обращая внимание пациентов на это состояние, я говорю: "Это выг­лядит так, как если бы кто-то получил сильный удар по заднице". Одной из причин, провоцирую­щих развитие такого состояния, являются сильные и частые шлепки по заднице, полученные в дет­стве. Избыточный изгиб в верхней или нижней части спины нарушает естественную выпрямленную осанку, являющуюся проявлением свободного духа. Хроническое напряжение мышц спины затрудняет протекание энергетических импульсов вдоль позво­ночника, которое дает чувство свободы духа. Ре­зультатом этого будет сломленный дух. И пока дух находится в этом состоянии, человек будет носить в себе подавленный гнев, независимо от того осоз­нает он это или нет. До тех пор, пока гнев не по­лучит выход, дух будет сломлен. Освобождение гнева может оздоровить дух, если человек поймет, что это уходит корнями в утрату грации.

Однако, проявление гнева по отношению к лю­дям, которые не имели отношения к травмирова­нию духа данного человека, более молодым, сла­бым или зависимым, не приносит желанного освобождения, так как человек не может чувство­вать себя хорошо, проявляя такое поведение. Оно вызывает чувство вины и увеличивает напряжение. Наиболее подходящим контекстом для проявления злости является терапевтическая ситуация, в кото­рой можно безо всякой опасности для себя и окру­жающих потерять контроль над собой, так как ситацию контролирует терапевт. Если пациент мужчина, мы предлагаем ему выразить свой гнев, ударяя кулаками по мату. Если это женщина, мы используем теннисную ракетку, что дает ей боль­шее чувство силы. Поднимая руки вверх и назад, она выпрямляет спину и растягивает зажатые мыш­цы. Ударам сопутствуют обычно такие фразы, как "Убью!" или "Я тебе покажу!" Техники освобож­дения подавленных чувств и редукции гнева, как и другие техники снижения напряжения, будут рассмотрены подробнее в восьмой главе.

Отреагирование ярости – важное дело, но это не самоцель терапии, целью которой является, как мы упоминали ранее, возвращение телу естествен­ной грации. Выражение злости приносит только минутное снижение напряжения и оздоровляет душу человека. Когда мы ударяем какой-то предмет, то напрягаем мышцы плеч, чтобы обрести боль­шую силу, но одновременно утрачиваем грацию. Мы должны ударять иначе – не для того, чтобы разрушить и уничтожить, а так, чтобы одновремен­но сохранить свою интеграцию и дух. Мы должны научиться выражать свой гнев, что, в противопо­ложность ярости, является функцией грациозной, так как делает движение плавным. Ударяя с гне­вом по мату, человек растягивает свое тело от стоп вверх, вытягивая свои руки как можно дальше на­зад так, чтобы руки сделали угол, и он мог ударить расслабленно и свободно. Если мы выполняем эти движения правильно, то по телу от стоп до ладо­ней проходит волна возбуждения, придавая этому движению грацию. Подходящий способ выражения гнева освобождает дух.

Стремление к любовному контакту является аг­рессивным движением. Единственная разница меж­ду протягиванием рук в жесте любви и ударом той же рукой в злости состоит в том, что первое дви­жение деликатное и мягкое, а второе – сильное и твердое. Несмотря на то, что эмоции, связанные с этими движениями, разные, сила чувства прямо пропорциональна длине растягивающего движения. Полное вытягивание рук выражает полные чувства. Если плечи связаны подавленым гневом, растяги­вание рук укорачивается, а чувства ослабляются.

У каждой эмоции есть своя противоположность. Например, любовь и ненависть, радость и горе, гнев и страх. В опасной ситуации человек может раз­гневаться и ударить или убежать от страха. Обе эти эмоции имеют одинаковые пути в теле. В гне­ве движение волны возбуждения направлено на­ружу, и возбуждение движется вверх по мышцам спины, подготавливая тело к атаке, как мы это ви­дим у кошек или собак, достигая затем рук или зубов. Волна, направленная к зубам, нашему пер­вичному органу атаки, проходит через макушку головы. В случае страха направление движения волны возбуждения противоположное. Его можно почувствовать, следуя выражению гнева. Глаза поднимаются вверх, голова направляется назад, вы­зывая спазм мышц затылка и лба, плечи поднима­ются, а все тело напрягается. Если страх является минутной эмоцией, то напряжение быстро редуци­руется и мышцы расслабляются, как только опас­ность минует. Временами страх вызывает гнев как повторную волну возбуждения. Достаточно испу­гать ребенка, чтобы увидеть, как в нем зарождается гнев.

Страх оказывает парализующее влияние на дух. Напряженные мышцы держат тело как бы в зас­тывшем состоянии. Когда это состояние сохраня­ется долго, тело как бы деревенеет, и человек пере­стает ощущать страх. В таком состоянии большинство людей обращаются за психотерапев­тической помощью. Они подавлены, но не испуга­ны и даже не печальны. Цель терапевта в это вре­мя – конфронтация пациента с его страхом: он должен помочь пациенту почувствовать напряже­ние в его теле. Когда клиент будет расслаблять зажатые мышцы, то, весьма вероятно, что он ис­пытает страх. Войдя в контакт со своим страхом, пациент может испугаться, что терапевт причинит ему боль. Это проекция страха, который он испы­тывал по отношению к отцу или матери. Он мо­жет также бояться импульсов, скрывающихся за этим страхом, а именно импульсов гнева или зло­сти.

Когда хроническое физическое напряжение про­воцируется страхом, его можно разрядить, только превратив его в гнев, то есть, изменив направление течения энергии. Гнев можно выразить ударами, кусанием, стучанием ногами, скручиванием поло­тенца или другими средствами. Все эти действия используются в терапии для снижения напряже­ния и возвращения челу свободной грации движе­ний. Эти техники достигают успеха только в том случае, если человек осознает свой страх. Без это­го осознания описанные способы останутся только упражнениями, даже если они вызывают сильное чувство гнева.

Большинство из нас также боится печали, кото­рую мы носим в себе. Как только мы разрешим себе поплакать, мы впадаем в ужас, так как печаль ка­жется нам глубоким бездонным колодцем, в кото­ром мы утонем, если ослабим свой самоконтроль. Наша печаль, конечно, имеет дно, но прежде, чем мы его достигнем, мы испытываем отчаяние, кото­рое может быть для нас очень устрашающим. Мож­но провести пациента через его отчаяние, помогая ему осознать, что его источник скрыт в детских переживаниях и тесно связан с ними. Пациенты часто спрашивают: "Как долго я должен плакать, прежде чем освобожусь от своей печали? Мне ка­жется, что я плачу уже очень долго". Я отвечаю им, что дело не в том, как долго они плачут, а в том, чтобы заплакать достаточно глубоко, чтобы достичь дна колодца, самого источника. Когда кон­вульсивная волна рыдания достигает дна таза, от­крывается клапан, позволяющий человеку "увидеть солнце". Этим клапаном является генитальный аппарат, при помощи которого возможно возрож­дение и оргазм. Кроме указанных эмоций любви, гнева и страха существуют также обобщенные состояния чувств, которые нельзя считать эмоциями. Одним из та­ких состояний является чувство унижения, кото­рое, подобно этим эмоциям, также подавляется, и человек не всегда это осознает. Часто это состоя­ние проявляется в теле наклоном головы. Противоположным состоянием является чувство гордос­ти. Оно выражается высоко поднятой головой.