Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 2 из 38)

Дух и материя соединяются в понятии обаяния и доброты. В теологии доброту определяют как "божественное влияние, исходящее из сердца для того, чтобы возродить его, приблизить к Богу и сохранить". Ее также можно определить как боже­ственный дух тела. Этот дух проявляет себя в ес­тественном обаянии тела, а также в благодарности человека всем живым существам. Обаяние и доб­рота – это состояние святости, целостности, свя­зи с жизнью и с тем, что божественно. А эти поня­тия – синонимы здоровья.


Глава 1

Духовность и грация

Наше стремление к здоровью может принести ре­зультат только в том случае, если мы рассматрива­ем позитивную модель здоровья. Определение здо­ровья как отсутствия болезней – это негативное определение, поскольку такой взгляд на тело на­поминает взгляд механика на автомобиль, в кото­ром он может заменить отдельные части, не нарушая работы всего механизма. Тоже самое нельзя сказать о каком-либо живом организме и о челове­ке в особенности. Мы можем чувствовать, а маши­ны этого не могут. Мы движемся спонтанно, чего не может ни один механизм. Мы также глубоко связаны с другими живыми организмами и приро­дой. Наша духовность происходит именно из. это­го чувства единения с силой и порядком более ве­ликими, чем мы сами. Не имеет никакого значения, дадим ли мы этой силе имя, или же, как древние, оставим ее без имени.

Если мы принимаем тот факт, что, человеческие существа обладают духом, мы также должны при­нять то, что здоровье связано с духовностью. Я уверен, что утрата чувства единения с другими людьми, животными и природой серьезно мешает психическому здоровью. На уровне отдельного че­ловека мы определяем это как чувство изоляции, одиночества и пустоты, которое может привести к депрессии, а в более острых случаях – даже к шизоидному уходу от жизни. Вообще не замечает­ся тот факт, что когда связь с миром обрывается, наступает также потеря связи со своим телесным "я". Именно отсутствие ощущения своего тела яв­ляется основой депрессии и шизоидных состояний. Это происходит вследствие понижения жизненной энергии тела, упадка его духа или энергетического состояния. В сущности, невозможно отделить пси­хическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет в себе оба этих аспекта. Не­смотря на это, в медицине нет никаких достовер­ных критериев для физической оценки психичес­кого здоровья. Его, возможно, определить лишь как отсутствие жалоб и беспокоящих элементов в лич­ности пациента.

Объективно психическое здоровье можно опре­делить по уровню жизненной энергии, который проявляется в быстроте взгляда, цвете и темпера­туре кожи, спонтанности выражений лица, живос­ти тела, а также грациозности движений. Особен­но важны глаза – окна души. В них мы можем видеть жизнь духа человека. В тех случаях, когда дух отсутствует (например, при шизофрении), – глаза пусты. В состоянии депрессии глаза груст­ные, и часто в них видна глубокая тоска. У чело­века, находящегося между этими состояниями, гла­за бывают матовыми и неподвижными, – это свидетельствует о том, что нарушена функция по­нимания того, что человек видит. В большинстве случаев глаза становятся матовыми от тяжелых переживаний и травматических ситуаций в детстве. Поскольку глаза важны для наших отношений с другими людьми и с окружающим нас миром, мы проанализируем их функции подробнее в девятой главе, названной "Лицом к миру". Люди с живы­ми, блестящими глазами обычно смотрят друг дру­гу прямо в лицо, устанавливая зрительный контакт, который объединяет чувства людей. Живой цвет и теплота кожи – результат хорошего крово­снабжения внешних слоев тела сердцем, которое бьется под влиянием "божественного духа". Этот дух проявляется также в жизненной энергии тела и грациозности движений. Греки были правы, ут­верждая, что здоровый дух может существовать только в здоровом теле.

В свете вышеизложенного можно задать вопрос: можно ли лечить психические заболевания, не об­ращая внимания на состояние тела? И можно ли лечить болезни тела, не обращая внимания на ду­шевное состояние пациента? Если цель терапии состоит в излечении отдельного симптома болез­ни, концентрация на ограниченном фрагменте лич­ности, у которой этот симптом присутствует, име­ет смысл и может оказаться успешной. Почти вся практика медицины использует этот вид лечения. Однако это не возвращает полного здоровья и не воздействует на причину заболевания, на так на­зываемые личностные факторы, предрасполагаю­щие человека к заболеванию. Конечно, не всегда возникает необходимость вникать в эти подробно­сти. Если мы имеем дело с переломом или инфи­цированной раной, можно воздействовать непос­редственно на больное место, чтобы ускорить заживление.

Несмотря на локальный подход к болезням, за­падная медицина достигла удивительных резуль­татов в их лечении. Хотя ее отношение к телу яв­ляется механистичным, знание механики как в структурной, так и в биохимической областях, позволяет врачам творить чудеса. Однако у этого типа медицины есть явные ограничения, которые не хо­тят замечать врачи. Множество распространенных болезней не поддаются такому лечению. Заболева­ния поясничного отдела позвоночника, которым часто сопутствует раздражение седалищного нерва, очень распространены у жителей западных стран, но немногие хирурги-ортопеды понимают эту про­блему и могут ее успешно лечить. Другим заболе­ванием, не поддающимся врачебному знанию, яв­ляется артрит. Известна непобедимость рака. Напомню, что это болезни всего организма, и их можно понять только посредством целостного под­хода к человеку.

Несколько лет тому назад я лечил женщину с острым кишечным заболеванием. У нее была ал­лергия на многие продукты, включая хлеб, мясо и сахар. Потребление любого из этих продуктов вы­зывало у нее спазмы желудка и приступы поноса, которые ослабляли ее. Она была вынуждена при­держиваться определенной диеты. Несмотря на большую осторожность, приступов поноса избежать ей не удавалось. Она постоянно боролась со своим малым весом и недостатком энергии. Она, конеч­но, искала помощи у многих врачей, обследования у которых показывали, что ее кишечник заражен паразитами. Лекарства, которые ей прописывали, приносили только кратковременное облегчение. Казалось, паразиты пропадали, чтобы вскоре по­явиться снова.

Как терапевт я хорошо изучил ее. Назовем ее Рут. Рут была филигранной женщиной, довольно симпатичной, с красивым лицом. Однако две чер­ты мешали ее красоте. Ее большие глаза были пол­ны страха, она была близорука. Ее нижняя челюсть была необыкновенно напряжена и выдвинута впе­ред. Это придавало ее лицу выражение неуступчи­вости, как будто она хотела сказать: "Вам не удастся меня уничтожить." На фоне страха в ее глазах челюсть, казалось, говорила: "Я не буду вас боять­ся." Рут, однако, не замечала этого страха.

Во время анализа всплыла следующая инфор­мация: Рут была единственным ребенком своих родителей, которые эмигрировали в США после второй мировой войны, еще до рождения дочери. Как мы установили, у каждого из родителей были свои эмоциональные проблемы. Мать была пугли­вой и полной страхов женщиной. Отец был болез­ненным, но очень работящим. Рут охарактеризова­ла свое детство как несчастное. Она чувствовала, что мать относилась к ней враждебно, возлагая на нее слишком много обязанностей по дому, кото­рые не оставляли ей времени на игры. Она отно­силась к ней слишком критически. Рут не могла вспомнить теплого или близкого физического кон­такта со своей матерью. По отношению к отцу она, напротив, чувствовала теплоту и ощущала его любовь. Однако он отстранился от нее, когда она была еще ребенком.

Дух Рут был сломлен. В ее теле существовала пустота, говорящая о том, что ее дух слаб. Она не была агрессивной. С большим трудом она сохра­няла хорошее самочувствие. Ее дыхание было плав­ным, а уровень энергии низким. Она не понимала, что ей было трудно протянуть руку к другим лю­дям, она приписывала это своей неуверенности в отношениях с людьми. Ее проблемы с кишечником напомнили мне именно эту неуверенность, а так­же неспособность к приему пищи. Это выглядело так, как будто на молоко своей матери она реаги­ровала, как на яд. Грудью ее кормили недолго и; несмотря на то, что она не могла вспомнить, когда это прекратилось, именно этот момент я считаю первым серьезным оскорблением в ее жизни. На­верняка, враждебность матери была ядом. Второй серьезный удар – утрата близкого контакта с от­цом, спровоцированная завистью матери к его люб­ви к Рут. Отход отца обезоружил ее против враж­дебно настроенной матери и принес чувство, что она больше никому не нужна.