Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 30 из 38)

Когда-то, будучи студентом, в учебнике по глаз­ным болезням я нашел выражение: "глаза являют­ся зеркалом души". Я обрадовался мысли, что уз­наю больше об этом аспекте глаз. Но слова "зеркало" и слова "душа" больше не появились. Медицина, как наука, подробно интересуется толь­ко механическим функционированием органов, а не заключающейся в них духовности. Если что-то не удается измерить, это не поддается также науч­ному описанию. У нас нет объективных способов измерения любви или ненависти. Однако все ви­дели любящие глаза, ненавидящие глаза, глаза, наполненные чувством. Мы знаем, вне всяких со­мнений, что эти неуловимые черты существуют на самом деле.

Может быть, более правильно рассматривать глаза не как зеркала, а как окна, через которые мы не только смотрим на мир, но через которые также видят нас. Подобно окнам домов, у наших глаз также есть ставни в виде век и занавески в виде ресниц. Когда мы закрываем веки, мы не только закрываемся от внешнего мира, но также можем притушить свой внутренний свет, что позволяет нам укрыться от испытующего взгляда. Это стало для меня ясным во время работы с молодым чело­веком с задержкой в развитии, которого я назову Дэвидом. Дэвиду было около 23 лет, когда мать привела его на консультацию. Я никогда прежде не занимался умственным отставанием, поэтому неохотно согласился работать с ним. Однако меня интересовало состояние Дэвида. Однажды, когда он лежал на топчане, я наклонился над ним на расстоянии 25 см. от его лица. Я попросил его от­крыть глаза. Когда он это сделал, я слегка нажал двумя пальцами с двух сторон его носа. Лицо Дэ­вида обрело выражение, которое можно назвать "гримасой идиота", но мое надавливание на его мышцы, контролирующие улыбку, удержали его улыбку. К своему удивлению, я отметил, что в его глазах промелькнуло осмысленное выражение. Когда я увидел, что достиг этого, его лицо приня­ло прежнее выражение, как если бы он хотел ска­зать: "Это неправда. Я не умный." Но каком-то глубоком уровне мы установили контакт. Я думал, что не смогу ему помочь. Я сказал его матери, что направлю его к моему коллеге, энерготерапевту, который является также детским психиатром. Дэвид отреагировал на это предложение весьма ост­ро. Обращаясь к матери, он сказал: "Мама, мама, я хочу работать с доктором Лоуэном." Меня это так взволновало, что я не мог отказать такой просьбе. Я встречался с Дэвидом регулярно каж­дую неделю в течение четырех лет.

В процессе терапии Дэвид сделал значительные успехи. Однако я больше никогда не видел у него такого интеллигентного выражения лица. Он глу­боко хранил этот аспект своей личности и не был готов показать его. Он проявился во время нашей предыдущей консультации только потому, что я воздействовал на Дэвида неожиданно. Я задумал­ся над тем, был ли мозг Дэвида на самом деле поврежден, как думала его мать. Она сказала мне, что первые признаки умственного недоразвития появились у него в возрасте одного года. Она при­писала его состояние шоку, который он пережил, будучи свидетелем скандала между родителями, в процессе которого его отец ударил мать. Поведе­ние Дэвида с разных точек зрения следовало бы квалифицировать как недоразвитие, однако он справлялся со всеми своими основными потребно­стями. Эмоционально он вел себя как ребенок 4 или 5 лет. Создавалось впечатление, что он осоз­нает, что происходит вокруг него, но ищет у меня подтверждений своей отсталости. Он был также неуклюжим в движениях. Я отметил это, когда он протягивал мне руку, придя на сессию. Он брал мою руку, но не делал никакого усилия, чтобы ее пожать. В ответ на мою просьбу пожать мою руку сильнее, он напрягал плечи. Мы приложили мно­го усилий для того, чтобы он мог почувствовать способность рук устанавливать контакт с другим человеком. Он мог держать предметы, научился играть в гольф, но контакт с другим человеком был для него невозможен. Волна возбуждения задер­живалась в плечах и не достигала его рук. В его глазах не было сияния духа. Он отставал в разви­тии и был замкнут в себе. Я чувствовал, что он, прежде всего, должен открыться миру.

Для этого Дэвид должен был научиться выра­жать свою волю. Он зависел от своей матери, ко­торая его контролировала. Я предложил ему лечь на топчан с вытянутыми руками так, чтобы можно было наносить удары в знак протеста. Я предло­жил ему также одновременно выкрикивать "нет!" как можно более громко. Дэвид очень любил это упражнение. Он выкрикивал слово "нет!" радост­ным голосом и смотрел на меня в поиске поддерж­ки. Мне было ясно, что ему не очень трудно стало сказать "нет" своей матери. Однако у него была бунтарская сторона, которая проявлялась странным образом. Например, когда он оставался один на прогулке, он мог нажать на аварийный сигнал на одном из пожарных ящиков, которые он встречал по дороге и после этого наблюдал, как пожарные машины разъезжают по городу с воющими сирена­ми в поисках пожара. Так как он выглядел весьма невинно, пожарники никогда не спрашивали его о том, что случилось, хотя он был единственным человеком поблизости.

Несмотря на то, что мать исполняла многие его желания, его заветной мечтой было получить хо­рошую работу, где он мог бы встречаться с боль­шим количеством людей. Мать противилась это­му, пока я не объяснил ей подробно, что именно это сейчас ему и нужно. Он нашел работу, кото­рую очень полюбил, в посылочном отделе компа­нии, расположенной поблизости, но продолжалось это немногим более нескольких месяцев. Он хотел найти другое занятие, но мать не сделала ничего, чтобы помочь ему в этом. Его терапия продвига­лась успешно. Он двигался свободнее, стал лучше пользоваться голосом. Несмотря на то, что он ни­когда не упоминал о своем интересе к девушкам, я чувствовал, что он очень ими интересуется, и по­советовал его матери, чтобы она послала его на уро­ки танцев. Я знал, что танцы очень благотворно воздействуют на координацию движений и дадут ему возможность обнять девушку. Его мать могла с легкостью позволить себе такие затраты. С дет­ства она водила его по разным специалистам для диагностики и лечения. Но через небольшой про­межуток времени, после того как я вспомнил об уроках танцев, она отменила мои последние встре­чи с Дэвидом.

Тогда я понял, в чем заключалась проблема Дэ­вида. Его мать нуждалась в нем: опека над ним придавала смысл ее жизни. Ее мало что соединя­ло с мужем, который, как она подозревала, был связан с одной из женщин на своей фабрике. Без Дэвида ее жизнь стала бы пустой. Как же она мог­ла позволить, чтобы он стал мужчиной и вступил в связь с другой женщиной? Я так и не представил его матери своих наблюдений на эту тему, так как был уверен, что она бы почувствовала себя уязв­ленной и преданной. Несмотря на то, что терапия закончилась определенной неудачей, и Дэвид, и его мать до сих пор поддерживают со мной кон­такт. Дэвид звонит мне время от времени и выра­жает желание встретиться со мной, но она никогда его не приводит. Ничего в их взаимоотношениях не изменилось. Потеряв свою идентичность как личность и как мужчина, Дэвид нуждается сейчас в своей матери также сильно, как она нуждается в нем.

Я думаю, что этот анализ проясняет проблему позднего развития Дэвида. Возможно, он получил определенное повреждение мозга из-за пренебре­жения к своему интеллекту, но не в этом я усмат­риваю причину его проблемы. Мать запустила в него когти, когда он был младенцем и мог только уйти в себя. Он исключил осознавание этой ситуа­ции, чтобы выстоять.

Если бы мы могли посмотреть достаточно глубо­ко в глаза людей, мы увидели бы их сомнения, боль, печаль, гнев – все их чувства. Однако это те эмо­ции, которые люди не хотят показывать. На Вос­токе и даже на Западе показать себя в печали или гневе означает потерять лицо. Мы стараемся скрыть свои слабости от других и от себя. Мы как бы поддерживаем молчаливое соглашение: "Я не буду заглядывать в твою душу, если ты не будешь загля­дывать в мою". Мы считаем признаком хорошего воспитания не проникать под маски, которые но­сят люди. В результате мы редко видим сущности людей. Когда люди здороваются, они редко смот­рят друг другу в глаза. В ответ на вопрос: "Как поживаешь?" – мы автоматически отвечаем: "От­лично!" Как же это далеко от традиционного при­ветствия африканцев: "Вижу тебя!", которое опи­сывают путешественники.

Зрительный контакт является не только формой познания, но также способом установления энер­гетической связи с другим человеком. Мы букваль­но соприкасаемся глазами. Так происходит пото­му, что глаза заряжены энергетически, они посылают поток энергии. Люди, которые могут видеть ауру, окружающую человеческое тело, обычно видят этот поток, в то время как другие ощуща­ют его физически. Многие люди говорили, что чув­ствуют, как кто-то на них смотрит, даже когда они стоят к этому человеку спиной. Если энергетичес­кий поток, соединяющий глаза двух людей, явля­ется сердечным и мягким, он может пробудить в их сердцах чувство любви. Отсюда происходит вы­ражение "любовь с первого взгляда". Я сам не раз ощущал прикосновение глаз, которые вызвали в моем теле волны приятного возбуждения. Но гла­за могут излучать как любовь, так и гнев и нена­висть. Мы говорим о "дурном взгляде", который якобы имеет силу насылать на человека "порчу" или "сглаз". Гневный взгляд может быть так си­лен, что способен обездвижить человека. Ненави­дящий взгляд может быть достаточно мощным и "заморозить" впечатлительного человека.

Наш дух проявляется в наших глазах и из них излучается. Глаза являются наиболее простым и наиболее коротким путем выражения духовности тела. Широко открытые глаза, мягкие и излучаю­щие любовь, выражают высокую степень духовно­сти. Такие глаза смотрят на мир с восхищением и некоторым страхом одновременно. К сожалению, мало у кого такие глаза. Мир их детства не мог вызывать подобные чувства. Я имею в виду не физический мир, в котором мы росли, а эмоцио­нальную среду, взаимоотношения между ребенком и родителями.