Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 21 из 38)

В реальности эти все опасения и страхи воздей­ствуют на дно таза. Неожиданный страх вызывает острый спазм. Следствием подавленного страха бу­дет хроническое мышечное напряжение. Мы не ощу­щаем это напряжение, если не осознаем этот страх.

Для того, чтобы мы смогли расслабить дно таза, мы должны сначала осознать, до какой степени мы его напрягаем. В этом может помочь следующее упражнение.

Упражнение 6. 2

Стопы параллельны на расстоянии 20 см, колени слегка согнуты, тело подается вперед. Расслабьтесь и "отпустите" таз естественно, как это описано в предыдущем упражнении. Сде­лав животом глубокий вдох, постарайтесь выз­вать давление на дно таза. Одновременно по­пробуйте раскрыть анальный сфинктер, как будто хотите выпустить газы. (Ничего не выпустится, если вы ничего не сдерживали. Я делал это упражнение на своих групповых за­нятиях, и никогда ни у кого не случилось ни­чего постыдного.)

Сейчас осознанно подтяните анус и дно таза вверх, зажимая ягодицы. Чувствуете ли вы, как нарастает напряжение? Попробуйте опус­тить дно таза. Дает ли это чувство расслабле­ния? Повторите это упражнение несколько раз, чтобы лучше прочувствовать разницу между напряженным и расслабленным состоянием та­зового дна.

Чтобы развить чувствительность к состоянию дна таза, повторяйте эти упражнения несколь­ко раз в течение дня, во время прогулки, сидя за рабочим местом или во время какой-либо другой деятельности. Может случиться так, что вы будете вынуждены уделить много внимания этой части тела, прежде чем вам удастся дос­тичь его полного расслабления, но это усилие будет щедро вознаграждено увеличивающейся интенсивностью сексуальных ощущений.

Так как секс, подобно мочеиспусканию и испраж­нению, является одной из функций, которую мы отождествляем с нашей животной природой, нам может быть трудно принять связь между духовно­стью и сексуальностью. Если мы не ощущаем этой связи, – значит, мы утратили контакт с тем, где она возникает – с сердцем. Когда мы дарим наше­му партнеру или партнерше всю нашу любовь, на которую способно сердце, объятия имеют не толь­ко сексуальный, но и духовный характер. Когда мы обнимаем Бога любовью наших тел, этот кон­такт является не только духовным, но и сексуаль­ным. Это может звучать как ересь, но в религиоз­ных ритуалах примитивных культур сексуальное поведение давно служит тому, чтобы прикоснуть­ся к божественному. Даже в иудо-христианской религии танец был элементом многих религиозных церемоний. Независимо от того, какие средства применяются для того, чтобы установить чувствен­ную связь с бесконечным, они должны активизи­ровать тело, для того, чтобы это было чем-то боль­шим, чем фантазии. Все религии считают, что если человек хочет объединиться с Богом, он должен отказаться от собственного Я. Для этого нет луч­шего, более непосредственного способа, чем лю­бовный сексуальный акт.


Глава 7

Заземление: связь с реальностью

Качество сексуальных ощущений человека зависит от его энергетического потенциала, так как сниже­ние энергетического уровня означает снижение уровня ощущений. Чувствительность зависит так­же от грации, которая позволяет энергетическому заряду в теле свободно перемещаться. Это зависит также и от того, насколько хорошо человек зазем­лен, укоренен, то есть энергетически соединен с почвой под ногами. Если какая-то энергетическая система, например, электрическая цепь не зазем­лена, существует риск, что слишком сильный за­ряд перегрузит ее и выведет из строя. Подобно это­му люди, не укорененные в реальности, могут стать рабами сильных чувств сексуального или другого характера. Для того, чтобы этого избежать, они вы­нуждены подавлять любые чувства, так как их ужа­сает мысль, что они могут быть ими побеждены. В противоположность им заземленный человек смо­жет выдержать сильное возбуждение, которое при­ведет его к радости и запредельному состоянию.

Мы, человеческие существа, похожи на деревья, один конец которых укоренен в земле, а другой устремлен в небо. Сила стремления вверх зависит от силы нашей корневой системы. У вырванного дерева отмирают листья. Если человек отрывается от корней, его духовность превращается в мертвую абстракцию.

Кто-то может возразить, что у людей нет таких корней, как у деревьев. Однако, как земные существа, мы связаны с землей ногами и стопами. Если эта связь живая, мы говорим, что человек зазем­лен. Тот же термин мы используем для соединения электрического проводника с землей с целью пре­дохранения электрической цепи от перегрузки. В биоэнергетике мы используем этот термин для ха­рактеристики связи человеческой личности с поч­вой и реальностью. Когда мы говорим, что человек хорошо заземлен, или что он крепко стоит на зем­ле, это означает, что человек осознает себя и окру­жающее. Быть заземленным – значит быть свя­занным с основными реалиями жизни: с телом, сексуальностью, окружающими людьми и т.д. Мы связаны с ними в той же самой степени, что и с землей.

В диагностике важно рассмотреть осанку чело­века и определить, насколько прочно он связан с землей. Это обычный подход в биоэнергетическом анализе. У человека, ощущающего силу и безопасность, естественная и прямая осанка. Когда он печален или подавлен, он горбится и становится размякшим. Когда человек пытается компенсиро­вать чувство внутренней неуверенности, тело ста­новится неестественно жестким. В позе человека сокрыт не только психологический, но и соци­альный смысл. Когда мы говорим, что какой-то че­ловек занимает какую-то позицию в обществе, мы имеем в виду то, что он является кем-то важным. Мы ждем от короля, что он будет стоять по- коро­левски, а от слуг, – что они примут покорную позу. Мы знаем, что "человек с характером" будет отстаивать свои убеждения несмотря на обстоятель­ства.

Известно, что некоторые взрослые люди, несмот­ря на прожитые годы, не могут стоять на собственных ногах. Речь идет о том, что такие люди зави­сят от других, стараются на кого-то опереться. Не­достаток чувствительности в их ногах приводит к тому, что их контакт с землей – чисто механичес­кий. У стола есть ножки для опоры, но мы никогда бы не сказали о нем, что он заземлен. Конечно, в противоположность материальным предметам, люди всегда имеют определенную степень чувстви­тельности в ногах. Однако, у некоторых эти ощу­щения настолько слабые, что не достигают созна­ния, так как они не концентрируют внимание на своем теле. Недостаточно просто знать, что наши стопы прикасаются к земле. Необходим энергети­ческий процесс, в котором волна возбуждения дви­жется вниз по телу к ногам и стопам. Чувство за­земления возникает в то время, когда волна возбуждения достигает земли, изменяя направле­ние, после чего движется вверх, как если бы земля возвращала силу вверх для того, чтобы поддержать нас. Стоя, таким образом, мы можем сознательно поддерживать единство противоположностей.

Когда мы говорим о ком-то, что он "витает в облаках", мы имеем в виду, что большую часть вни­мания человек уделяет своим мыслям или своим мечтаниям, а не ощущениям в своих стопах. Этот человек знает, куда он идет, но может быть так поглощен мыслями о том, что он будет делать, когда придет к месту назначения, что сам процесс ходь­бы становится автоматическим. Так как мы, чело­веческие существа, мыслим почти все время, за исключением сна, можно подумать, что рассеян­ность – это естественное состояние. Однако вни­мание может перемещаться так быстро, что мы можем одновременно осознавать и то, что находится в уме, и то, что происходит в теле. Я выработал в себе такой навык и во время лекций часто делаю паузы для контроля состояния напряжения своего тела и дыхания, а также, чтобы почувствовать, как мои стопы прикасаются к полу. Мои слушатели принимают эти короткие паузы с удовольствием, так как в это время они могут передохнуть, а я могу сконцентрироваться. Успех моей лекции пря­мо пропорционален степени моего контакта с те­лом и чувствами. Успех этой практики зависит от наличия в организме сильной энергетической пуль­сации, которая объединяет два полюса тела. Когда эта связь прерывается, человек утрачивает зазем­ление, что вызывает нарушение связи между гово­рящим и слушающими. Я долго работал со своим телом, чтобы развить хорошее заземление.

Качество заземления человека отражает его внут­реннее чувство безопасности. Когда человек хоро­шо заземлен, он уверенно чувствует себя на ногах и уверен, что имеет почву под ногами. Это зави­сит не от силы ног, а только от того, насколько мы их ощущаем. Сильные, мускулистые ноги могут казаться очень хорошей опорой для человека, но часто они очень механистичны. Такое строение ног указывает на глубокую неуверенность в себе, кото­рая компенсируется чрезмерным развитием мышц. Подобный недостаток уверенности – можно наблю­дать и у людей с недостаточно развитыми ногами, но с чрезмерно широкими и сильными плечами. Подсознательно опасаясь падения или поражения, такие люди поддерживают себя руками, вместо того, чтобы искать опору на земле. Такая осанка оказы­вает на тело сильное давление, углубляя лежащую в ее основе неуверенность.

Чувство безопасности человека определяется его отношениями с матерью в раннем детстве. Позитивные ощущения – опека, поддержка, нежность, одобрение – позволяют телу ребенка находиться в мягком, естественном состоянии. Ребенок ощу­щает свое тело как источник радости и удоволь­ствия, отождествляется с ним и испытывает един­ство со своей животной природой. Такой ребенок вырастет хорошо укорененным в реальности чело­веком, одаренным сильным чувством внутренней безопасности. И наоборот, когда ребенок чувству­ет недостаток любви и поддержки со стороны мате­ри, его тело становится жестким. Жесткость – естественная реакция тела, как на физический, так и на эмоциональный холод. Равнодушие со сторо­ны матери ослабляет у ребенка чувство безопасно­сти, разрывая его связь с первичной реальностью. Мать – наша личная земля, а Земля – наша об­щая мать. Любая неуверенность, которую ребенок испытывает в отношениях с матерью, находит от­ражение в структуре его тела. Ребенок будет под­сознательно напрягать диафрагму, сдерживать ды­хание и поднимать плечи от страха. Если неуверенность закрепится в структуре тела чело­века, он попадет в порочный круг, так как будет испытывать неуверенность еще долго после того, как станет независимым от своей матери.