Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 34 из 38)

На рабочем семинаре по биоэнергетике, одна из моих пациенток стояла перед группой участников и выкрикивала свою ненависть к матери за то, что та не позволяла ей быть личностью и сама не была личностью. Мать Жанет никогда сама не проявля­ла своих чувств и не позволяла своей дочери их выражать. Она была женщиной покорной, кото­рая одевала на лицо улыбку и считала, что все идет так, как должно идти. Отец Жанет был тупо­ватым, хамским и замкнутым в себе человеком, который с бешенством относился ко всем женщи­нам, не исключая дочери. Жанет, которая была привлекательной женщиной с немного кукольной красотой, обратилась за помощью, жалуясь, что ее тело "одеревеневшее и нечувствительное с головы до стоп". Несмотря на то, что у нее не было ника­ких органических нарушений, она никогда не ис­пытывала никаких сексуальных чувств. Ее един­ственным стремлением было получить немножко доброты. Она встречалась с мужчинами, которые ее использовали, и работала для работодателей, которые ее эксплуатировали. У нее были все при­чины ощущать гнев.

В процессе длительной терапии Жанет немного оживилась. Ее телу вернулась чувствительность, она начала ощущать себя личностью и стала наста­ивать на своем. В то время, когда она выступила на семинаре, она еще не вернула себе своей сексу­альности, несмотря на то, что чувствовала, как глу­боко была ранена и какой печалью она объята из-за того, что так много потеряла в жизни. Когда она выкрикивала свою ненависть перед группой, ее лицо было искривлено, глаза стали маленьки­ми, и она потрясала при этом сжатыми кулаками. Она выглядела демонически. Создавалось впечат­ление, что в ней произошел взрыв, и спущены с цепи все адские фурии. Позже она призналась, что на определенном уровне знала, что в ней таится такая ненависть, но не могла ее достичь, так как чувствовала, что ее ненависть была монстром. Ког­да она выплеснула из себя эту ненависть, ее лицо расслабилось и стало мягким, а глаза приобрели блеск. Она почувствовала себя более свободной.

Мы представляем себе ад, как место, располо­женное глубоко в недрах земли. Наш собственный ад находится глубоко в недрах нашего тела, в по­лости таза, где покоится наша сексуальность, зако­ванная в цепи. Тут находятся корни нашей настоя­щей духовности, таится энергия кундалини. Это здесь, в лоне, начинается жизнь, и здесь мы впер­вые получаем опыт райского счастья. Когда мы по­являемся на свет, мы как бы изгоняемся из рая. Мы можем быть счастливы, когда лежим в безопасно­сти на руках у матери и сосем ее грудь. Мы также можем познать счастье, когда мы в безопасности, благодаря любви нашего партнера или партнерши, соединяемся в сексуальном объятии. Случаются также другие ситуации, в которых мы переживаем радость удовлетворения, однако я думаю, что это мы можем познать, когда находимся в контакте с глубокой частью себя. Мы знаем, что это случается тогда, когда мы чувствуем, как волна возбуждения поднимается со дна таза и проходит вдоль ног к земле.

Восточные религии оценили насколько важно выйти из головы и войти в глубины своего суще­ствования. Для этой цели используется медитация. Успокоив ум, мы можем услышать звуки души. Основы медитации весьма просты. Надо найти спо­койное место, где мы будем свободны от шума и беспокойств со стороны внешнего мира. Жители Востока обычно принимают позу лотоса или са­дятся на пятки на подстилку. Западные люди, ве­роятно, предпочли бы сесть в кресло. Для того, чтобы успокоить ум, повторяется мантра или ко­роткая молитва. Часто используется звук "ом", который звучит как звук колокола. В трансцен­дентальной медитации каждый человек получает свою собственную мантру. Я считаю, что содержа­ние ее маловажно. Это звук и повторение оказы­вают успокаивающий эффект. Известно, что когда мы думаем, голосовые связки активны, несмотря на то, что слов человек не произносит. Когда го­лосовые связки заняты созданием простых звуков, они не могут одновременно формировать слова. Для того, чтобы правильно медитировать, не обя­зательно произносить звуки. Ключом к медитации является глубокое дыхание, которое помогает рас­слабиться. Однако в этом случае мы сталкиваемся с тем фактом, что не удается освободить хроничес­кое напряжение мышц, которое мы не осознаем. Большинству людей требуется аналитическая и физическая работа с этими напряжениями, чтобы освободить тело из их объятий. Я отметил, что медитация более успешна для людей Востока, чем для жителей Запада, которые более напряжены. Однако, если мы сможем расслабиться и глубоко дышать, медитация позволит достичь определен­ного успокоения ума, что показывает следующее упражнение.

Упражнение 10. 1

Найдите спокойное место. Сядьте в кресло таким образом, чтобы стопы находились на полу и были поставлены параллельно. Держите го­лову немножко поднятой и сидите прямо. Чув­ствуйте, как ягодицы прикасаются к креслу. Руки расположите на коленях. Не напрягай­тесь, так как это сведет на нет цель упражнения.

Закройте глаза и сконцентрируйтесь на ды­хании, не делая при этом специальных усилий. Осознайте, что вдох и выдох происходят самопроизвольно. Почувствуйте волны дыха­ния (возбуждения), проходящие через тело, движущиеся вверх при вдохе и вниз при вы­дохе. Сконцентрируйтесь на этой волне, по­зволяя ей проходить каждый раз все глубже до низа живота и таза. Чтобы этого достичь, вы должны расслабить нижнюю половину тела, позволяя нижней части живота выпячиваться вперед, а ягодицам опускаться. Большинство людей подтягивает дно таза вверх, как мы об­ратили внимание в одном из предыдущих раз­делов. Ощущаете ли вы, как дыхательная вол­на движется с самого низа, со дна таза? Если сможете, делайте это упражнение в течение 10 минут. Пусть ваш ум останется сконцентрированным на вдохе и выдохе так, чтобы вы почувствовали пульсацию своего тела. Ощу­щайте ее всем телом от стоп до головы. Если вам это удастся, можете в течение не­скольких секунд осознавать, что вы являетесь частью пульсирующей Вселенной. В этот мо­менты вы раздвигаете свои границы, растворя­ясь во Вселенной.

У меня есть свой собственный способ медита­ции, который, как я убедился, является весьма ус­пешным. Во время ходьбы я концентрирую внима­ние на своем теле, чтобы почувствовать каждое его движение. Когда я позволяю своим ногам самим нести меня, я чувствую, что объединяюсь со своим телом, Землей и окружающим миром. Мое дыха­ние самопроизвольно становится более глубоким, достигая таза. Ум перестает формулировать слова, отслеживая ощущения, появляющиеся в теле. Эту технику я применяю даже тогда, когда выполняю биоэнергетические упражнения. Основой здесь является ощущение тела, а упражнения построены так, чтобы этой цели достичь. Это является осно­вой, которую можно применять к любой деятель­ности.

Мы сможем жить в настоящем мгновении, когда полностью обживем свое тело. Сознание прости­рается так глубоко в тело, что мы ощущаем пульс жизни. Именно таким образом функционируют животные. Кошка, нежащаяся на солнце, являет­ся великолепным примером организма в состоя­нии покоя и гармонии с самим собой и с миром. Мы, человеческие существа, переживаем эти со­стояния, когда наше настоящее включает наше про­шлое и будущее, а традиция соединяет их. Веками люди жили в климате мифологии, которая под­держивала прошлое, жили в настоящем и ясно очерчивали будущее. Их культура была приземленной, в ней происходили лишь небольшие изме­нения, и она имела небольшой возраст. В такой культуре как наша, в которой происходят постоян­ные перемены, связь между прошлым, настоящим и будущим часто прерывается. По мере того, как прошлое замалчивается и подвергается забвению, будущее становится опасным и неуверенным. В восьмом разделе мы показали, какое разрушитель­ное влияние на личность оказывают нарушения связи между главными сегментами тела. Здесь мы обсуждаем ту же самую проблему, но с более гло­бальной перспективы. В самом корне нашего су­ществования находится животная душа, остающа­яся в гармонии с природой, миром и Вселенной. Если мы от нее оторвемся, наш ум будет и далее функционировать логично, но мысли не будут пред­ставлять человеческой ценности. Как писал Делоу: "Среди наибольшего замешательства существует открытый канал связи с душой. Его может быть трудно отыскать, но канал этот всегда там нахо­дится, и наше дело поддерживать его открытым для того, чтобы иметь доступ к своим глубинам, которые соединяются с высшим сознанием".

В уме нет такого канала. Он существует в теле, как канал, в котором волны возбуждения достига­ют таза. Но так как он имеет колеблющийся харак­тер, волна движется настолько далеко вверх, на­сколько до этого шла вниз. Высшее сознание соединяется с наиболее глубоким сознанием. Де­рево может подняться к небу настолько высоко, насколько его корни углубляются в землю. В сле­дующем разделе мы поговорим о высшем сознании.


Глава 11

Любовь и вера

Утверждение, что не хлебом единым жив человек, показывает, что для жизни кроме пищи требуется еще и вера. Сам хлеб питает тело, но человеческо­му существу требуется другая пища для того, что­бы укрепить свой дух. Такой духовной пищей является любовь, глубокая и сердечная связь с другой личностью или личностями, с другим существом, с природой или с Богом. Я не думаю, что эта по­требность – монополия человеческих существ. Дух каждого животного слабеет, когда оно лишается контакта с жизнью. Многие живущие на свободе звери умирают, когда попадают в неволю, и их дух ломается. Они были частью определенной среды, которая поддерживала их тело и давала смысл их жизни. Этот смысл основывался на возбуждении, связанном с добыванием пищи и поисками сексу­ального партнера. Единение животного со своей средой и существами, в ней живущими, я описал бы как любовь, ничем не отличающуюся от любви, которую может чувствовать человек к своему дому или земле. Некоторые животные, например, гуси и лебеди, соединяются в пары и так привязывают­ся к партнеру, что его утрата может вызвать их смерть. Можно ли ставить под вопрос силу любви и уничтожительный результат, который оказывает на личность ее утрата?