Смекни!
smekni.com

Психология тела Биоэнергетический анализ тела Лоуэн (стр. 17 из 38)

Единичные случаи унижения не изменяют струк­туру тела. Многих женщин в детстве постоянно унижали за любые проявления сексуальности. Сек­суальная грубость в любой форме является для ре­бенка очень унижающим переживанием, а наказа­ние ребенка ударами по ягодицам я считаю одной из форм сексуального злоупотребления, так в этом случае затрагивается эротическая сфера. Говоря шире, любое грубое отношение действует унижаю­ще на дух человека, так как дает ему почувство­вать, что он подчинен власти другой личности. Униженный человек не может держать голову вы­соко, что, как мы отметили, является признаком свободного и независимого духа. Склоненная го­лова является также признаком стыда, связанного с сексуальной природой тела. Так как пренебречь сексуальностью мы не можем, чувство унижения, связанное с ней, было бы постоянным, что кого угодно могло бы привести к сумасшествию. Жен­щины, отягощенные таким образом, подавляют свою сексуальность посредством хронического на­пряжения мышц, из-за чего склоняют голову. Эти зажатые мышцы превращаются со временем в узел в месте перехода торса в шею, широко известный как "вдовий горб". Подобное состояние у мужчин встречается редко, так как у них реакцией на по­стоянные унижения будет укорочение шеи. В про­тивоположность женщинам мужчин реже унижа­ют из-за сексуального поведения, а те, кого унижали их матери, делают это впоследствии со своими женами.

Следующим эмоциональным состоянием, отно­сящимся к нынешней дискуссии, является чувство вины. Это странное чувство в том смысле, что оно не выражается в теле каким-либо определенным образом. Я назвал бы это осуждающей эмоцией. Она связана с чувством, что мы сделали что-то плохое. Мы постоянно оцениваем чье-то поведе­ние как правильное или неправильное, хорошее и плохое, моральное и аморальное. Можно быть ви­новным в нарушении большей части принятых форм поведения, но многие люди, совершающие преступ­ления, не чувствуют себя виноватыми, в то время как чувство вины угнетает многих людей, не нару­шающих моральных запретов. Очевидно, у чувства вины более глубокая основа; это чувство, что с нами что-то не в порядке. До определенной степени в этих чувствах можно разобраться, решая следую­щий вопрос: чувствуют ли пациенты вину, когда речь заходит об их сексуальности, а именно – об их опыте мастурбации в прошлом. Многие паци­енты признают, что онанировали, когда были деть­ми. Это обычно сопровождалось чувством вины. Однако, некоторые не чувствовали никакой вины, связанной с этим поведением, несмотря на то, что родители говорили им, что этого делать не следу­ет. Как сказала одна женщина: "Как же это могло быть плохим или неправильным, если приносило столько радости и удовольствия?" Однако, если бы по какой-то причине, например, из-за страха или стыда, это не доставляло бы такого удоволь­ствия, это могло бы провоцировать чувство вины.

Я считаю, что вина связана с общим уровнем чувствительности в теле. Когда кто-то доволен со­бой, он не может чувствовать себя виноватым в чем-либо. Если у кого-то нет никаких чувств в теле, он также не может чувствовать себя виноватым. Человек чувствует себя хорошо, когда жизнь или дух движется в теле свободно. Когда возникают препятствия в виде сильного напряжения в теле, которые ограничивают свободу духа, человек, бу­дет чувствовать себя плохо или не позволит себе чувствовать что-либо. В первом случае он будет осознавать определенную вину. Это чувство вины будет связано с подавлением сексуальности или гнева. Я утверждаю, что пациенты, которые чув­ствуют себя виноватыми по отношению к родите­лям, утрачивают это чувство вины, как только их гнев направляется против родителей и полностью выражается в процессе терапии.

Ощущения – жизнь тела, точно также как мыш­ление – жизнь ума. Если пациент сможет почув­ствовать свое напряжение как не просто боль, а осознает, что это сопротивление подавленным им­пульсам или чувствам, он мобилизует свою энер­гию с целью ослабления этого напряжения и опре­деленного выражения чувств. Это, однако, не просто. Понять и почувствовать, насколько силь­но мы были травмированы, может быть очень боль­но. Но единственный способ стать свободным – это почувствовать свои напряжения и найти их связь с подавленными чувствами страха, гнева и печали. В большинстве случаев осознание этого приводит к спонтанному выражению чувств и воз­никающему вследствие этого ослаблению напряже­ния. Многие пациенты говорили мне, что в болез­ненных ситуациях они высказывались абсолютно спонтанно, и это приносило пользу их отношени­ям с близким человеком, а также приносило ува­жение к себе.

Мы подавляем свои чувства из-за опасения, что, если однажды позволим им проявиться, можем позже с ними не совладать. Это опасение исходит из детских переживаний. Взрослея, мы становим­ся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств. Подавленный гнев, на­пример, может быть очень сильным, даже убий­ственным. Человек держит его под замком, не от­давая себе отчет в том, что подавленный гнев, как динамит, в каждую минуту готов взорваться, трав­мируя невинных людей вокруг. Осознание соб­ственного гнева позволяет в определенной мере контролировать его. Многие пациенты боятся сво­ей печали, так как она может привести к отчая­нию. Подавленный плач – уничтожающая сила, которая травмирует наши внутренние органы, осо­бенно кишечник. Люди страдающие той или иной формой воспаления кишечника, по моим наблюде­ниям, "плачут внутри", как бы боясь плакать сна­ружи. (Подробнее смотрите в: A.Lowen "Bioenergetic Analysis", New York, 1986.)

Если мы хотим вернуть свою грацию и здоровье, мы должны чувствовать каждую часть своего тела. Многие люди недостаточно хорошо и полно ощу­щают некоторые области тела. Например, все мы знаем, что у нас есть спина, но немногие из нас чувствуют имеющееся в ней напряжение или зна­ют, жесткая она у них или мягкая. Мне часто при­ходится демонстрировать пациентам, что можно лежать на биоэнергетическом столике, не чувствуя при этом боли. Спина при этом должна быть элас­тичной. Спина, в которой нет чувствительности, не может выполнять всех функций живой гибкой спины. Например, чтобы принять какую-нибудь позу, необходима гибкость. Человек с жесткой спи­ной, не способной свободно сгибаться, имеет так­же мало гибкости в своих убеждениях.

Любая область тела, находящаяся в состоянии хронического напряжения и лишенная ощуще­ний – потенциально слабый пункт, который мо­жет пострадать. Напряжение в шейном или пояс­ничном отделе позвоночника может привести к возникновению грыжи межпозвонкового диска. На­пряжение проявляется в некоторых случаях на­столько сильно, что возникают анатомические де­формации, требующие хирургического вмешательства. Эти нарушения можно было бы пре­дотвратить, если бы человек осознал свои мышеч­ные напряжения и жизненные отношения, кото­рые за этим стоят.

Важнейший шаг в направлении восстановления здоровья – восстановление чувственного осознавания всего тела. Следует помнить, что способ­ность ощущать тело уменьшается в направлении от головы к стопам. В этом нам поможет следую­щее упражнение.

Упражнение 5. 1

Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувствовать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы почувствовать напряжение в своей челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли? Чув­ствуете ли вы какое-либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево – вправо, вверх – вниз? Напряжены ли ваши плечи? Сможете ли вы дви­гать ими легко вперед-назад, вверх-вниз?

Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли ваши бедра? Двигаетесь ли вы во время ходьбы? В вашей обычной позе они выдвинуты вперед или назад? В то время, когда вы сидите, чувствуе­те ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?

Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикаса­ются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?

Есть и другой способ оценки уровня чувстви­тельности в теле – нужно попросить пациента нарисовать женщину и мужчину на двух отдель­ных листах бумаги. Степени сложности их пози­ций и сходства с живыми людьми указывают на степень осознавания своего тела пациентами и на те области, которые они чувствуют лучше. Напри­мер, некоторые пациенты рисуют человека без ла­доней и стоп или без глаз, без какого-либо выра­жения лица. Это выразительно свидетельствует о недостатке чувствительности в этих местах. Некоторые рисуют схематично, прямыми линиями из черточек, что указывает сильный недостаток чув­ствительности в теле: они не в состоянии ассоции­ровать с телом такие чувства, как печаль, радость или страх (рис. 5.3).

Мы здесь не поговорили еще об одном виде чувств, а именно о сексуальных чувствах. Мы зай­мемся этим в следующей главе для того, чтобы по­казать их роль в телесной грации и духовности тела.

Рис. 5.3. Рисунки, иллюстрирующие телесные чувства. Рису нок с отделенными частями тела указывает на чувство недо­статочности единства тела и недостаток ощущения собствен­ного "я", в то время как рисунок в виде черточек указывает на недостаток чувств, – ощущение, что тела нет.


Глава 6

Сексуальность и духовность

Как мы уже упоминали в предыдущих разделах, многие люди считают, что сексуальность и духов­ность – это противоположности. Они придержи­ваются точки зрения, что духовность находится в голове, в то время как сексуальность локализова­на в нижних частях тела. Этот взгляд противоре­чит действительности, так как человеческое суще­ство в каждой своей клеточке имеет половые полярности. У мужчин каждая клетка имеет две хромосомы Y, в противоположность клеткам тела женщины, которые имеют по одной хромосоме X и Y. Подобным образом духовность – это функ­ция всего тела. В отрыве от сексуальности духов­ность становится абстракцией, а сексуальность, оторванная от духовности, является только физи­ологическим актом. Такой разрыв проявляется в случае изоляции сердца, когда нарушается связь между двумя полюсами тела. Когда чувство люб­ви проникает из сердца в голову, человек ощущает единство с Абсолютом – тем, что присутствует везде. Когда оно наполняет бедра и ноги, человек ощущает свою связь с Землей. Перемещаясь вверх, наш дух приобретает черты ян, а перемещаясь вниз – черты инь. Основной постулат биоэнерге­тики состоит в том, что протекание возбуждения по телу вниз и вверх имеет пульсирующий харак­тер, что означает, что оно не в состоянии перемес­титься в одном направлении дальше, чем в другом. То есть мы духовны ровно настолько, насколь­ко мы сексуальны.