Смекни!
smekni.com

История психологии как самостоятельная наука 2 (стр. 3 из 21)

ружить три основных направления.

Первое направление объясняло психику, исходя из

законов движения и развития материального мира, из

идеи об определяющей зависимости душевных проявле-

ний от общего строя вещей, их физической природы, из

осмысления произвольности жизни души от физического

мира и их внутреннего родства.

Второе направление, созданное Аристотелем,

ориентировалось преимущественно на живую природу;

исходной точкой для него служило отличие свойств

органических тел от неорганических. Поскольку психи-

ка является формой жизни, выдвижение на передний

план психобиологической проблемы было крупным

шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не

обитающую в теле душу, имеющую пространственные

параметры и способную (по мнению как материалистов,

так и идеалистов) покидать организм, с которым она

внешне связана, а способ организации поведения жи-

вых систем.

Третье направление ставило душевную деятель-

ность индивида в зависимость от форм, которые созда-

ются не природой, а человеческой культурой, а именно от

понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, дей-

ствительно играющие огромную роль в структуре и дина-

мике психических процессов, были, однако, начиная от

пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального

мира, от реальной истории культуры и общества и пред-

11. Этапы развития психологии

в период от античности до Нового времени

В своем развитии психология прошла несколько эта-

пов. Донаучный период заканчивается примерно в VII—VI вв.

до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследова-

ний психики, ее содержания и функций. В этот период

представления о душе основывались на многочисленных

мифах и легендах, на сказках и первоначальных религи-

озных верованиях, связывающих душу с определенными

живыми существами. Второй, научный период начинает-

ся на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда психология развива-

лась в рамках философии, а потому он получил название

философского периода и условно длился до появления

первой психологической школы (ассоцианизма) и опре-

деления собственной психологической терминологии,

примерно в конце XVIII - начале XIX в., когда утвердилось

понимание психологии как уникальной науки, имеющей

свой независимый предмет, являющейся наукой гумани-

тарной и естественной одновременно, изучающей и внут-

ренние, и внешние (поведенческие) проявления психики.

Временем возникновения экспериментальной психоло-

гии считается создание первой экспериментальной лабо-

ратории В. Вундта в 1879 г.

На протяжении длительного времени предметом пси-

хологии была душа, однако в разное время в это понятие

вкладывалось разное содержание. В эпоху античности

душа понималась как первооснова тела, по аналогии с пер-

воосновой мира, и ее главной функцией считалось прида-

ние телу активности и ее направление, так как тело явля-

ется инертной массой, т. е. душа руководит поведением

человека. Постепенно к функциям души добавилось по- 1

12. Развитие психологии

в Европе в эпоху Средневековья

Период Средневековья начинается с падения в V в.

Римской империи и утверждения христианства, культи-

вировавшего неприятие всякого знания, основанного на

опыте, греховность попытки понять устройство и пред-

назначение человеческой души, отличное от библейского

понимания природы и предназначения человека. Естествен-

но-научное исследование природы приостановилось,

наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием

этого мертвогодля психологии периода считается XV в.,

когда произошло возрождение искусства, светской науки,

открытие Америки.

Средневековая философия была тесно связана с хрис-

тианской религией, и это позволяло развиваться лишь

тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно

отражали и разделяли религиозные и светские позиции

христианства. Основные взгляды и концепции понимания

человеческой природы разрабатывались идеологами

христианства и носили отпечаток догматов христианской

религии.

Развитие психологии в этот период было связано с из-

менением ее предмета, так как официальной наукой

о душе стало богословие. Поэтому психология должна

была либо полностью уступить богословию исследование

психики, либо найти себе такую нишу для исследования,

которая не входила бы в противоречие с официальной

наукой " богословием. В связи с этим представления

о душе в психологии носили этико-религиозный характер

в течение всего средневекового периода. После началь-

ного этапа развития психология начала стремиться к тому,

ставлены в виде особых духовных сущностей, чувственно

воспринимаемых телом.

Античные ученые поставили проблемы, веками направ-

лявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые

попытались ответить на вопросы, как соотносятся в чело-

веке телесное и духовное, мышление и общение, личност-

ное и социокультурное, мотивационное и интеллектуаль-

ное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее

человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели

подняли на невиданную дотоле высоту культуру теорети-

ческой мысли, которая, преобразуя данные опыта, сры-

вала покровы с видимостей здравого смысла и религиоз-

но-мифологических образов.

кого организма от нервной системы. Он установил, что

нервы, идущие от органов чувств, обеспечивают наличие

у человека таких познавательных процессов, как ощуще-

ние и восприятие; нервы, идущие от мышц, ответственны

за произвольные движения, а остальные нервы иннерви-

руют другие (внутренние) органы. Особое значение Гален

придавал спинному мозгу. В нем он различал чувстви-

тельные и двигательные нервы.

чтобы найти свое место в исследовании души, опреде-

лить тот круг вопросов, который ей может быть отдан

богословием. Это привело частично к пересмотру пред-

мета психологии - в содержании души была выделена

особая категория, подлежащая научному исследованию.

В XII-XIII вв. в психологии возникло направление деизма,

которое утверждало, что существуют две души - духов-

ная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает

психология. Таким образом, появился предмет для науч-

ного изучения.

знание, и, таким образом, к исследованию активности

прибавилось изучение этапов познания.

В эпоху Средневековья душа изучалась в русле бого-

словия, что существенно сужало возможности ее научного

познания. Поэтому, хотя формально предмет психологи-

ческой науки не изменился, фактически в область иссле-

дования в то время входило изучение видов активности

тела и особенностей прежде всего чувственного позна-

ния. Регулятивная функция, волевое поведение, логиче-

ское мышление считались прерогативой божественной

воли, боговдохновленной, а не материальной души.

Психологические идеи

у философов Средневековья

Аврелия Августина и Фомы Аквинского

Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим хрис-

тианским мыслителем эпохи Средневековья. Его филосо-

фия представляла собой симбиоз христианских и древ-

них доктрин, главной из которых была идеалистическая

философия Платона. Предметом познания является Бог,

и в то же время он выступает и в качестве причины позна-

ния, помогая находить людям правду. Душа определяется

как самостоятельная субстанция, которая не является ни

телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души

не является что-то материальное, и она никак не связана

с биологическими функциями организма, а вмещает в себя

лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и

бессмертна. Человеческую сущность характеризует не

разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пас-

сивный характер, а второе тесно связано с активностью и

волей. Познание истины о Боге может осуществляться

только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось

преобладание веры над разумом и иррационально-воле-

вых факторов над рационально-логическими в процессе

познания.

Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою фи-

лософскую концепцию понимания души на аристоте-

левском понимании пассивной материи и активной формы.

Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и

независимой от всякой материи вообще и телесной обо-

лочки в частности. Душа - это формирующий принцип,

дающий основу всей человеческой жизни. Различаются

три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетатив-

%

14. Развитие психологии в эпоху Возрождения

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей

возрождение античных ценностей, очищение античной

картины мира от ≪средневековых варваров≫. Новые фи-

лософы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его

пониманию души в трактате ≪О душе≫, и здесь начинают-

ся споры и разногласия. Коренное различие касалось

вопроса о бессмертии души - главного вопроса в цер-

ковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разде-

лял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть

души, бессмертным, а вторая группа (александристы)

настаивала на целостности аристотелевского учения

и его тезисе о том, что все способности души начисто ис-

чезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения

развивались в Италии и Испании.

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал,

что человек может воплощать свои духовные силы в реаль-