Смекни!
smekni.com

История психологии как самостоятельная наука 2 (стр. 8 из 21)

рию цветового зрения, объясняющую ощущения с мате-

риалистической точки зрения как результат воздействия

на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал

следующие психологические идеи.

1. Человек - это целостный организм, имеющий в со-

вокупности различные, порой противоположные друг

другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств,

мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно

I

17

10. Субъективно приобретенным феноменом челове-

ческой психики являются страсти, которые и есть движу-

щая сила мышления, и случайные необъективно происхо-

дящие внешние воздействия, т. е. случай.

11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е.

развитию своих мыслительных способностей, является

стремление к славе. При этом страсть есть продукт и ре-

зультат воспитания и, более того, является сублимацией

физического наслаждения.

12. Таким образом, воспитание и случай есть две причи-

ны различия в умственных способностях разных людей.

вначале появляется внутреннее проживание этого воз-

действия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью

проекции этих внутренних ощущений появляется пони-

мание и осмысление этого предмета как части окружаю-

щей среды.

Понимание Кондильяком мышления опирается на пози-

ции материалистического сенсуализма, и не делается

различия между мышлением и ощущением. Более того,

мышление не только основывается на ощущении, но пред-

ставляет собой разновидность самого ощущения.

важных органов. важных органов - мозга и нервов, не может быть само-

стоятельной, так как ее существование невозможно без

этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется благодаря

ведущей роли языка и речи.

4. Развитие способностей обусловлено не только вос-

питанием, но и влиянием природы. При этом каждый че-

ловек неограничен в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием, которое является вы-

ражением мышления, и помогает человеку справляться

со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее

способность к ≪мысленное™≫ неразрушима, вечна.

ного опыта. Важнейшей задачей является формирование

правильных, добрых чувств и суждений, а также способ-

ности к волевому действию.

Историческое значение теории Руссо заключается

в том, что в ней впервые была произведена попытка с на-

учной точки зрения объяснить психическую природу ре-

бенка и дана первая в истории психологии возрастная пе-

риодизация психического развития. И хотя теория Руссо

не учитывала многих факторов, влияющих на становление

личности ребенка, она явилась основой для дальнейших

разработок в области возрастной психологии.

Немецкая эмпирическая психология

в XIX в. Концепция И. Ф. Гербарта

И. Ф. Гербарт (1776-1841), основоположник немецкой

эмпирической психологии, выдвигает следующие поло-

жения о природе человека.

1. Предметом любого психологического исследования

являются факты сознания, а методами их изучения - наб-

людение за другими, самонаблюдение, анализ продуктов

деятельности, но не эксперимент. Для получения досто-

верных фактов необходимо использование методов мате-

матики.

2. Простейшими элементами психики являются пред-

ставления, определяемые как возникающие под влияни-

ем внешних объектов образы восприятий.

3. Выделяются три уровня сознания, каждый из которых

вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности

представления:

а) ясное сознание (апперцепция), содержанием

которого являются представления с максимальной степенью

ясности;

б) сознание (перцепция), вмещающее в себя менее

ясные представления и образы;

в) бессознательное, т. е. область сознания, имею-

щая в своем составе представления, подавленные содер-

жаниями двух других уровней.

4. Каждое, находящееся на определенном уровне со-

знания представление может перемещаться с одного

уровня на другой в разные моменты времени.

5. Сознание человека находится в постоянной динами-

ке, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или

менее осознаваемые представления.

34. Английская

ассоцианистическая психология в XIX в.

Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влияни-

ем естествознания, физики, химии и биологии, а также

имел тесную связь с философией позитивизма. В своем

развитии ассоцианистическая психология прошла три

этапа.

1. Первый этап - начало XIX в. - расцвет ассоцианизма,

когда были созданы классические теории и разработаны ос-

новные положения этой концепции. Главными представите-

лями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Ми л ль.

2. Второй этап - середина XIX в. - переломный период,

когда происходил пересмотр основных взглядов класси-

ческого ассоцианизма на предмет и методы исследова-

ния, что способствовало началу его кризиса. Это прояви-

лось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэна.

3. Третий этап - конец XIX в. - кризис классического ас-

социанизма, обусловленный произошедшими на предыду-

щем этапе изменениями во взглядах, в область психоло-

гического исследования вводится метод эксперимента.

Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз,

Т. Циген, Г. Э. Спенсер.

Заслугами ассоцианистов являются:

- введение в область психологического знания и даль-

нейшее развитие понятия опытного, прижизненного фор-

мирования содержаний сознания, что стимулировало

развитие педагогики и формирование многих законов

обучения и развития;

- введение понятия и теории ассоциации, которые так-

же оказали существенное влияние на изучение законов

приобретения знаний и научения;

35. Учение об ассоциациях Т. Брауна

Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду

в развитии ассоцианизма XIX в., в ней содержатся основ-

ные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдви-

гает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышле-

нии, ощущениях.

1. На появление в сознании той или иной ассоциации

влияют физиологические особенности индивида, напри-

мер природные задатки, состояние его здоровья, а также

особенности производимого внешним объектом воздей-

ствия на органы чувств (а именно их сила и новизна), ко-

торые, в свою очередь, продуцируют ощущения.

2. Процесс мышления определяется как выдвижение из

множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных

ассоциаций той, которая максимально соответствует ре-

шению поставленной задачи.

3. Душевные явления не подчинены материальным суб-

станциям организма, в частности мозгу, а существуют по

собственным, внутренним законам, которые открываются

только в самонаблюдении.

4. Все душевные операции делятся на два вида: первый

вид - ассоциации, или простые внушения, и их основания

локализуются в различных участках мозга, второй вид - от-

носительные внушения - это все остальные связи.

5. Метод самонаблюдения является единственно вер-

ным методом исследования сознания.

6. Механистическое объяснение всех душевных явле-

ний: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме

составляющих его более простых.

7. Биологизированное понимание человеческих по-

требностей, т, е. признание первичности жизненно важ-

36. Ас еская

А-

19

концепция Дж. Ст. Милля

Дж. Ст. Милль (1773-1836), английский историк и эко-

номист, является представителем классического ассо-

цианизма. Им утверждаются следующие законы функ-

ционирования и особенности психики человека.

1. Рассмотрение сознания с механистической точки

зрения, как машины, функционирующей на основе зако-

нов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а толь-

ко идеи и представления, полученные опытным путем и

сформированные из простейших ощущений.

2. Все идеи и представления формируются лишь на

основе ощущений по законам ассоциации, которые по-

зволяют идеям и представлениям изменяться, соединять-

ся и группироваться друг с другом.

3. Выделение трех основных законов формирования

ассоциаций:

- процесс зарождения и порядок идей через ассоциа-

цию их с исходными ощущениями зависят от состояния и

порядка существования оригиналов этих идей - самих

ощущений;

- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем

сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления

за ним каких-либо идей;

- частота повторения ощущения прямо пропорцио-

нальна формированию идеи: чем чаще повторяется одно

и то же исходное ощущение, тем более вероятно закреп-

ление за ним соответствующей идеи.

4. Описание интеллектуальной деятельности, в част-

ности памяти, как поэтапного процесса припоминания

через ассоциацию:

- ≪узаконивание≫ самонаблюдения и эксперимента как

основных методов исследования в психологии.

У данной концепции существуют следующие недостат-

ки и заблуждения:

- признание только опытных, прижизненно сформиро-

ванных феноменов и содержаний сознания, выведение их

.-.г чувств и ощущений, отрицание врожденных особенно-

стей человека как имеющих достаточное влияние на его

развитие;

- описательность самой концепции, отсутствие средств

для объяснения процессов и явлений душевной жизни;

- отказ от изучения мышления, способностей, особен-

ностей поведения личности без привязывания их к фено-

мену ассоциации или области чувств и ощущений.

6. Выделяются следующие причины, обусловливающие

степень интенсивности, ясности представления и нахож-

дение его ка одном из трех уровней сознания:

- сила впечатления, обусловленная уровнем его значи-