Смекни!
smekni.com

История психологии как самостоятельная наука 2 (стр. 4 из 21)

ные ценности и преобразовывать природу своим творчест-

вом, а высшей ценностью является не божественный

разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в кни-

ге О душе и жизни≫ утверждал, что главным и единствен-

но верным способом познания природы человека явля-

ются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на

природу ребенка можно влиять, если правильно его вос-

питывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге

≪Исследование способностей к наукам≫ впервые в исто-

рии психологии поставил задачу изучить индивидуальные

различия между людьми с целью определения их пригод-

ности к различным профессиям.

15. Психология и ее предмет

в Новое время и в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения психология искала собственный

предмет исследования, конкретное определение области

своей деятельности. Эта область понималась как иссле-

дование путей становления у человека картины окружаю-

щего мира и самого себя, и главным здесь виделась

осознанность этого процесса. Происходит уточнение пред-

мета психологии как науки о сознании. Исследование содер-

жания и функций сознания подвело ученых к изучению

его роли в человеческой жизни, следовательно, и в пове-

дении человека. Наблюдается двойственность предмета

психологии того времени: изучение сознания и путей его

формирования, а также этапов развития образа мира и

себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих

сил и регуляции не только внутренней, но и внешней ак-

тивности индивида - с другой.

В связи с развитием механики и физики Ньютона

утвердился новый взгляд на природу как на гигантский

механизм, а человеческое тело виделось своеобразной

машиной-автоматом, функционирующей по принципу лю-

бого механизма по строгим законам физики.

В исследовании процессов познания наблюдались две

противоположные точки зрения.

Сенсуализм определял в качестве основы всех чело-

веческих знаний ощущения, процесс познания рас-

сматривался как единый, имеющий несколько ступеней -

от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного

восхождения от частного к общему.

Рационализм отдавал приоритет мышлению, выде-

лял в процессе познания два этапа: первый этап состо- i

i :— 4

9

16. Психологические идеи Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ,

основоположник современного английского эмпиризма,

утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих

вопросов, касающихся природы души, исключить органи-

ческие функции из ее состава и перейти к эмпирическому

описанию ее процессов.

Концепция души. Выделяются два типа души и свой-

ственные им способности.

1. Рациональная, божественная душа (или дух) облада-

ет памятью, разумом, рассудком, воображением, жела-

нием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способ-

ностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремле-

нием к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств

и возможностью совершать произвольные движения.

Теория познания. Чувства выделяются как первич-

ный элемент познания, однако они не дают всей полноты

и объективности картины мира. Объективное познание

заключается в применении рационального метода к чув-

ственным данным. Эмпирическое познание имеет огра-

ничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека.

Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

1) идолы рода, которые заложены в самой природе че-

ловека;

2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения от-

дельного человека;

3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу

взаимной связанности и сообщества людей;

4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных

догматов философии.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрожде-

ния можно охарактеризовать, с одной стороны, как воз-

вращение к традициям и ценностям античной философии

и психологии с их антропоцентризмом и определением

души как главного предмета изучения, но с другой -

и возникновением принципиально новых, неизвестных

античным философам и мыслителям особенностей по-

нимания человеческой природы, как, например, примат

творчества и творца над всеми остальными элементами

мироздания.

ная душа, отвечающая за физиологические функции и

присущая растениям; сенситивная душа, присущая жи-

вотным и ведающая чувственным восприятием, произ-

вольными движениями; разумная душа, присущая только

человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную

способность, и вмещает две предыдущие низшие души.

Источником познания считаются не божественные идеи,

но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь мате-

риал познания появляется из чувств, а интеллект, разум

обрабатывает этот материал дальше.

Значение психологических идей Бэкона

1. Завершил этап развития психологии, где предметом

изучения являлась душа, и дал начало развитию нового

этапа, где главным предметом изучения становится со-

знание.

2. Предложил конкретные способы практического изуче-

ния предмета: опыт, эксперимент.

3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой

является психология: философия рассматривает челове-

ка как такового, гражданская философия изучает его во

взаимодействии с другими людьми, заложил принцип

междисциплинарное™ наук.

4. Способствовал разделению наук о человеке на уче-

ние о личности и учение о связи души и тела, разделение

их предметов и задач, что повлекло за собой разделе-

ние предмета психологии в соответствии с конкретными

задачами.

ял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуа-

лизме, в восхождении от частного к общему при переходе

от восприятия к логическому мышлению, но понятие, ко-

торое формировалось таким образом, не является окон-

чательным и объективным. Поэтому выделялся второй

этап познания - интуитивное мышление, которое черпает

знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия,

осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Решение проблемы эмоций и свободы человека осно-

вывалось на позиции ученых античности, которые счита-

ли, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и

вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возмож-

ностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельность.

Концепция тела и души,

дуализм в философии Р. Декарта

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень

важное разделение души и тела, сделав их совершенно

независимыми друг от друга субстанциями через исполь-

зование механистической теории человеческого организ-

ма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятель-

но функционировать и обрабатывать весь психический

материал без помощи души. Способностью тела является

только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е.

отражение мозгом внешних воздействий. Способность

души - это мышление, а принцип ее работы - рефлек-

сия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей,

ощущений, которые видны только ей. Предметом изуче-

ния психологии становится сознание.

Объяснение сосуществования в организме души и тела

как независимых субстанций основано на принципе пси-

хофизического взаимодействия: тело влияет на душу,

пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий,

эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воз-

действует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на

тело, но и тело способно существенным образом влиять

на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправлен-

ном воздействии души на тело, как было принято раньше,

а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоре-

чивость) во взаимодействии души и тела означает, что,

с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -

тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно

от тела, но в действительности существует только в связи

18. Пс рационализма

и мышления в философии Р. Декарта

Понятие рационализма у Декарта тесно связано

с изучением содержаний сознания, в которое включено

три типа идей:

1) идеи, порожденные самим человеком:

ются из чувственного опыта человека и являются обобще-

нием данных от органов чувств. Функция этих идей в том,

чтобы давать знания об отдельных предметах или явлени-

ях, но они не могут помочь человеку объективно познать

законы окружающей действительности;

2) идеи приобретенные, основанные на опыте не од-

ного человека, а обобщающие опыт и представления раз-

ных людей, но дают знания об отдельных вещах и облас-

тях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании

окружающего мира;

3) идеи врожденные, которые могут дать человеку

объективные познания об окружающем мире, так как до-

ступны только разуму и не нуждаются в дополнительной

информации, получаемой от органов чувств. Способ по-

лучения знаний называется рациональной интуицией, а та-

кой подход к познанию окружающей действительности -

рационализмом.

Понятие мышления. Мышление - это единственный

атрибут души, что обусловливает постоянность мысли-

тельных процессов, происходящих в душе, т. е. она всегда

знает о том, что происходит внутри нее. Это означает,

что нет никакой бессознательной психики. Душа - это

мыслящая субстанция, природа которой состоит в одном

мышлении. Психика понимается как внутренний мир че-

ловека, доступный самонаблюдению, имеющий особое,

19. Теория познания

и теория аффектов Б. Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский фило-

соф.

Теория познания. Существует четыре способа позна-