Смекни!
smekni.com

Социально-культурная деятельность (стр. 103 из 117)

По сути, одна из сверхзадач социально-культурных технологий, внедряемых в практику стационара, состоит в том, чтобы каждого пожилого человека включить в повседневные социальные контакты, поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в стандартных социально-культурных ситуациях. Именно полноценный досуг позволяет пожилым людям надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные невзгоды становятся незначащими.

К одной из характерных причин, препятствующих эффективному использованию социокультурных технологий в работе с этими категориями, относится неразработанность и структурная неопределенность основных понятий нарушения и ограничения жизнедеятельности, социально-культурной недостаточности.

Разработка возможных путей и способов преодоления социальной недостаточности лиц третьего возраста средствами разнопрофильных социокультурных технологий позволит выстроить достаточно оптимальную траекторию социально-культурной реабилитации и адаптации лиц данной категории.

Многие новейшие мульти- и масемедиатехнологии, современные компьютерные, медико-оздоровительные, художественно-промышленные, образовательные и другие социально-культурные технологии помогают группам социально незащищенных детей и взрослых, лиц с ограниченными возможностями овладевать умениями и навыками, необходимыми для активного включения в современное образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство. Социально-культурной практикой накоплен обширный технологический опыт обучения профессиям аудиостенографиста, оператора автоматизированной обработки аудиоинформации, режиссера, оператора информационных, литературно-музыкальных и развлекательных программ, методистов по домоводству, прикладным и ручным ремеслам и т.д

8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного управления. Хотя сфера социально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого использования управленческих технологий в решающей степени зависит и объем, и качество производимого культурного продукта и услуг.

Поскольку социально-культурная деятельность является объектом управления, постольку наравне с производственным, финансовым, политическим, педагогическим менеджментом правомерно говорить о менеджменте социально-культурном.

Принципиально важным для характеристики управленческих технологий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявление сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент».

В течение предыдущих десятилетий в республиках бывшего Советского Союза широко употреблялись термины «социальное управление» и «управление культурой». В их содержание вкладывались выработка стабильной социальной и культурной политики, включавшей, в частности, контроль за реализацией социальных и культурных программ, многим из которых не суждено было успешно завершиться.

В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ориентации и установки.

В связи с этим социально-культурный менеджмент по своим функциям сегодня правомерно рассматривать как совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализатором развития новых форм собственности и выработки соответствующей времени социально-культурной политики.

В сфере социально-культурной деятельности выделяется многообразие различающихся по своему назначению управленческих технологий, прямо или косвенно связанных с понятием «социально-культурный менеджмент». Предметом технологий этого менеджмента служат театр, кинопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой информации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивночвдоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книготорговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и многие другие отрасли.

Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Не случайно в крупных учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически мало отличается от номенклатуры специалистов производственных или торговых фирм и предприятий. Кроме ведущего, «гоп-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

В каждой из этих технологий преобладает один из основных управленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система (системный подход), управление как технологии, связанные с конкретной социально-культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих социально-культурных технологиях нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посреднические) функциональные элементы предпринимательства и менеджмента в области искусства, образования, досуга, спорта и т.д.

В практике социально-культурной деятельности в России пока лишь нарабатываются необходимые знания, умения и навыки в области современного менеджмента. Между тем хорошо известен исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Лучшие традиции российского менеджмента в этой сфере, научные взгляды и подходы к его теории и практике еще ждут своего возрождения и развития.

Технологически управленческий цикл в социально-культурной сфере представляет собой совокупность основных действий менеджера, педагога, технолога, которые выполняются в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижения цели до момента достижения ожидаемого результата. Этот цикл включает в себя такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию выполнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кадровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией. В качестве родовых, тесно взаимосвязанных друг с другом базовых технологий социально-культурного менеджмента, как это будет показано ниже, выступают маркетинг и промоутерство.

Изначальными для процесса управления являются технологии анализа, или маркетинговые технологии. Речь идет о профессиональном использовании нормативного, информационно-управленческого ресурса - мониторинге социально-культурных процессов, необходимости организации изучения и формирования современного рынка спроса на культурные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюдения, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора, обработки, систематизации, последующего анализа и использования правовых и организационно-хозяйственных документов, обширной социологической и инструктивной информации.

Известны различные виды и особенности современных мониторинговых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выраженной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение культурных потребностей, интересов, предпочтений населения.

Изучение требований рынка к культурным продуктам или услугам включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциацию) целевых групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупателей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, профессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки - поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления со-циально-культурньк благ и услуг и т.д.

Результатом использования аналитических, маркетинговых технологий является выработка требований к качеству культурного продукта и обеспечению его потребительских свойств (обоснованности, достоверности, доступности, надежности и др.), а также отбор наиболее рациональных способов распространения рекламы. По сути дела, маркетинговые технологии в данном случае правомерно ассоциировать с технологиями социально-культурных нововведений, активно формирующими определенный образ жизни, быта и досуга семьи или отдельно взятого человека.