Смекни!
smekni.com

Социально-культурная деятельность (стр. 59 из 117)

В широком смысле, опираясь на изначальную емкость и значимость этих понятий для реализации программы, нам предстоит в долгосрочной перспективе определить те опасные для всего цивилизованного человечества рубежи, за которыми любовь перерастает в ненависть, вера - в безграничный фанатизм, а толерантность -в безразличие и равнодушие; за которыми интерес к культурному наследию перерастает в культурную ограниченность, а историко-патриотическая работа превращается в почву для взращивания национализма и нетерпимости.

Как постоянно функционирующий социальный институт, культура мира не подлежит какому-либо искусственному конструированию либо директивному введению с помощью решения законодательного или исполнительного органа власти. Институт культуры мира нельзя культивировать в приказном порядке. Его можно терпеливо взращивать, опираясь на инициативу разных социальных слоев населения, обеспечивая государственную и общественную поддержку распространению идей и практического опыта отдельных лиц и организаций.

Именно поэтому инициаторы проекта программы культуры мира и ненасилия не пошли по пути создания формализованных структур - организации официального межведомственного комитета - и разработки соответствующего плана или программы мероприятий. Они совершенно справедливо полагали, что такой шаг с самого начала существенно ограничил бы участие неправительственных, гражданских организаций, сковывал инициативу партнеров, особенно неформальных организаций, отдельных групп добровольцев. Такая ситуация вступает в явное противоречие с целевой установкой проекта, делающей его «пилотным», - пробудить к жизни миротворческие устремления рядовых граждан, сделать их восприимчивыми к духу и ценностям культуры мира.

Более продуктивным подходом представляется рассмотрение культуры мира не как учебной дисциплины, рассчитанной на преподавание в образовательных и академических учреждениях (1), не как системы региональных центров на местах, осуществляющих принятые ими собственные локальные программы мероприятий по культуре мира (2), не как ограниченной временными рамками информационно-просветительной кампании, обладающей мощными средствами и каналами трансляции (3), а прежде всего в качестве крупнейшего межнационального социально-культурного института нормативного типа, который представляет собой совокупность норм, идей, взглядов, традиций, принципов, отношений, которыми руководствуются отдельные страны и народы в своей общественной практике в области миротворчества и мирострои-тельства.

Суть и смысл общественного назначения такого института культуры мира достаточно четко отражены в документах третьей консультативной встречи партнёров по реализации проекта в регионах России. Как социально-культурный институт, культура мира строится на «принципиально иной этике отношений, основанной на взаимном уважении, толерантности и диалоге как между разными этническими, религиозными и социальными группами, так и внутри этих групп, равно как и на формировании особого внутреннего мира и равновесия в душе каждого отдельного человека».

Полисубъектность культуры мира как современного межнационального института определяется целым рядом её характерных черт и особенностей.

Здесь прежде всего следует подчеркнуть включенность этого института в многочисленные виды общественных практик и культурных правоотношений, в которых, собственно, и реализуется сегодня социально-культурная деятельность большинства юридических и физических лиц как внутри каждой страны, так и за её пределами. Сегодня сферами реализации принципов и идей культуры мира и миротворческой деятельности являются образование, культура и искусство, досуг и досуговая деятельность, физическая культура и спорт, средства массовой информации и общественные связи, социально-культурная реабилитация незащищенных групп населения и др.

Это, в свою очередь, означает, что широкомасштабная задача реального воплощения бытующих в мировом сообществе норм и принципов культуры мира и ненасилия, осуществления эффективного миротворческого воспитания может быть решена усилиями многочисленных субъектов социально-культурной деятельности начиная с отдельной личности и института семьи и кончая широкой сетью учреждений и организаций, связанных с изучением, освоением, развитием и трансляцией огромных информационно-образовательных потоков, конкретизирующих цели и задачи построения культуры мира и ненасилия на уровне сообщества.

Решение этой поистине глобальной задачи невозможно без ввода в действие научно обоснованного комплекса методов и технологий межсубъектного взаимодействия и сотрудничества этнических, конфессиональных и социальных групп, межкультурного диалога и партнерства, развития культурного обмена, межличностных и межнациональных коммуникаций, охраны всемирного культурного и природного наследия.

Одной из разновидностей культуры мира как социально-культурного института является поликультурная среда, используемая в качестве инструмента поликультурного общения и образования. Педагоги разных стран настойчиво говорят о необходимости баланса в популяризации и освоении традиций и опыта разных культур.

Подрастающему поколению, незнакомому с иными культурами, кроме своей, грозит вкусовой эгоцентризм, склонность судить о других культурах по собственным стандартам. Само наличие полиэтнического, многокомпонентного в культурном отношении населения в крупных городах (например, в таком мегаполисе, как Москва) заставляет подчинить поликультурное образование и воспитание созданию условий для взаимопонимания различных групп, общин и этносов, формированию терпимости и взаимного уважения, выявлению общих ценностных ориентиров и культурных универсалий. Отсутствие взаимопонимания, связанное с элементарной поликультурной неграмотностью, может обернуться проявлениями культурной нетерпимости, враждебности и даже действиями антикультурного агрессивного характера.

Поликультурная среда создает благоприятные возможности для «кросс-культурного» ' .удожественного восприятия и мышления. Большинство исследи вателей приходит к выводу о необходимости следования трем главным принципам, обеспечивающим благоприятное течение и результативность межкультурного взаимодействия и взаимопонимания: равный статус участников, их действительно тесное, а не формальное и не поверхностное, взаимодействие, наличие у них общей цели.

Например, педагоги московского Центра творческо-эстетического центра «Гармония» считают, что поликультурное воспитание и образование детей можно начинать с раннего возраста, но при этом доминирующими должны быть отечественные культурные традиции. Основное время в работе Центра отводится освоению фольклора, сказок, истории христианства, проведению детских праздников музыкально-поэтического и изобразительно-театрального характера.

Значительное время посвящается и другим культурам. При этом основным средством знакомства с ними служит комплексное «погружение» в инородные культурные пласты через обращение к сказочному материалу и его музыкально-игровой драматургии, изобразительную деятельность, пение, танцы, игру на различных детских музыкальных инструментах.

Педагоги в школах США, Англии и рада других западных стран на собственном опыте убеждаются в эффективности поликультурного образования в уменьшении разногласий между учащимися разных национальностей и в устранении проблем в общении. Например, во многих американских школах появились учебные классы африканской и индонезийской музыки, накапливается обширный дидактический материал в виде литературы, магнито-записей и видеофильмов.

Характерный факт приводился на музыкально-этнографической конференции в г. Сиэтле (США). В классе учащихся десятилетнего возраста при первом прослушивании африканской музыки у детей возникали ассоциации типа «дикари в джунглях», «праздник людоедов» и т.д. Накопив в течение нескольких месяцев опыт музицирования на африканских национальных инструментах, учащиеся изменили подобное отношение к африканской музыке, к самим африканцам как создателям этой музыки.

Ученые и практики отмечают важную роль социально-культурного посредничества в достижении взаимопонимания между культурами. Посредники, выступающие в качестве многочисленных субъектов социально-культурной деятельности, являются по существу связующим звеном между культурными системами, давая людям возможность познакомиться с иной культурой, переводя её ценности на язык, доступный восприятию.

Особое внимание привлекают специфические социальные группы, обозначенные в базовых концепциях доктрины культуры мира и ненасилия: дети, женщины и молодежь; пожилые лица, ветераны труда и инвалиды; многодетные и неполные семьи; бизнесмены и предприниматели и другие. Степень интенсивности и эффективности социально-культурных акций и миротворческих мероприятий среди данных групп субъектов далеко не равнозначна. В документах ЮНЕСКО это объясняется чрезвычайной распыленностью и чрезмерным уровнем политизированности одних, ориентацией на экономические интересы других, влиянием тенденций к сегрегации у третьих и т.д.

В проекте «Декларации прав культуры», предложенной академиком Д.С.Лихачевым, говорится: «Участие в культурной жизни есть неотьемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и её главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры» (статья 5).