Смекни!
smekni.com

Социально-культурная деятельность (стр. 81 из 117)

Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству.

Материально-технический ресурс включает в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.

Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного характера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).

В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области социально-культурной деятельности.

Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.

Существует определенная классификация социально-культурных институтов по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения. Социально-экономический статус каждого из них является достаточно сложной по своей структуре сущностной категорией.

Широко используется матрица, позволяющая сопоставить социально-экономические позиции объектов культуры в условиях современного рынка досуговых услуг и поиска адекватных механизмов развертывания как основной (профильной), так и неосновной, коммерческой деятельности. Матрица дает возможность осуществить следующую типологию различных объектов социально-культурной сферы в зависимости от их экономического статуса:

1. Объекты социально-культурной сферы государственного, федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники, творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональным культурным достоянием. Эти объекты пользуются финансовой поддержкой не только государства, но и негосударственных - коммерческих и общественных - организаций и имеют потенциальную и реальную возможность предоставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

2. Объекты социально-культурной сферы регионального (муниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них характерны слабая материально-техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное существование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутствие. Инертность и консерватизм современной кадровой политики ведут к нестабильности и текучести кадров.

3. Учреждения и организации, требующие больших инвестиций в свои проекты и программы со стороны различных ре-сурсодержателей (муниципальных органов, спонсоров, доноров, меценатов и др.), ориентированных на внедрение инновационных технологий в социально-культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов социально-культурной деятельности, финансирования, использования различных форм собственности, которая обеспечивает возможности безболезненного вхождения в рынок.

4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них характерна абсолютная самостоятельность в выборе видов деятельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальнейшего развития, а также внешних проектов и программ.

Социально-экономический статус каждого из отраслевых объектов культуры, образования, искусства, спорта, досуга является, по существу, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения нескольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши представления о данном объекте как о специфическом социально-культурном институте современного региона - поселка или города.

В зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы все социально-культурные институты подразделяются на: многопрофильные, обеспечивающие одновременное развитие различных направлений социокультурной, просветительской и досуговой деятельности; однопрофильные, обеспечивающие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, досуга, искусства, спорта и т.д.; прокатные (посреднические), предоставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготовленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности.

Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предполагает целевое использование ресурсной базы социально-культурных институтов.

Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение культурного продукта, образовательных, досуговых и других услуг либо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью привлечения дополнительных ресурсов. В содержание основной деятельности входят:

а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финансируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней;

б) создание условий для развития самодеятельной и инициативной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досуговой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется консультационная и методическая помощь;

в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенклатурой деятельность. Она направлена на производство на платной основе культурного продукта, сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с потребностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных организаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых других имеющих юридический статус организаций.

Неосновная, непрофильная для социально-культурных институтов коммерческая деятельность выходит за рамки сферы культуры, образования, досуга. Это торгово-закупочная деятельность, производство товаров народного потребления, предоставление транспортных услуг, а также иные виды коммерческой деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации. К неосновной, непрофильной деятельности предъявляется ряд требований. В первую очередь она должна быть технологически совместима с основной деятельностью. Она не должна наносить материального ущерба социально-культурному институту и противоречить морально-этическим нормам и правилам, принятым в обществе.

Определенный спад бюджетного финансирования отрасли не устраивал и не устраивает работников культуры и искусства, которые продолжают требовать увеличения объемов финансирования, обвиняя государственные власти в недооценке роли культуры в общественном развитии. Между тем, чем громче раздаются голоса «о необходимости возрождения культуры России», тем больше понимания того, что «уровень культуры» является определяющей компонентой социально-экономической системы всей страны.

Известно, что многие учреждения в большей или меньшей степени имеют возможность зарабатывать средства, продавая свой творческий продукт населению. Это подтверждает и статистика.

Однако экономическая система в стране постепенно приобретает новый облик, оставляя без работы всех, кто не сумел адаптироваться к требованиям рынка (включая работников культуры). В отрасли культуры преобразования происходят наиболее сложно. Во-первых, не все учреждения культуры получили продекларированную экономическую и юридическую свободу от опеки органов культуры. Во-вторых, хозяйственный механизм этой сферы пришел в очевидное противоречие с Гражданским кодексом России и финансовым устройством государства. В-третьих, далеко не все руководители оказались психологически готовы к использованию в полной мере своих потенциальных возможностей для реализации собственных финансовых проектов на легальной основе. Это значит, что еще длительное время сфера культуры будет жить в условиях жесткого финансового цейтнота, а потому необходимо искать другие способы решения проблемы ресурсного обеспечения учреждений социально-культурной сферы.

Возможны два принципиально разных направления такого

поиска.

Первое - увеличить бюджетные возможности за счет прироста валюты баланса. Как достичь? - Поднять ставки налогов или ввести новые налоги на хозяйствующих субъектах. Повысить деловую активность учреждений и их вклад в общую массу прибыли.

Второе - предполагает развитие и использование коммерческого потенциала культуры для решения собственных экономических проблем сферы культуры как подсистемы общественного разделения труда и частичного участия в решении экономических проблем государства.