Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии 6 (стр. 1 из 17)

Вводная лекция

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Вопросы:

1. Цивилизация и культура.

2. Материальная и духовная культура.

3. Мировоззрение, идеология, философия как элементы духовной культуры.

4. Миф как исток духовной культуры.

Философия – это часть духовной культуры человечества, культура - часть цивилизации. Чтобы понять, что такое философия, будем двигаться от целого к части – от цивилизации к культуре.

Цивилизация

Человечество прошло три этапа в своем развитии:

Дикость – от возникновения труда, языка, сознания и нравственности. до возникновения гончарного искусства. Ранний родовой строй.

Варварство - от возникновения гончарного искусства до зарождения письменности.

Цивилизация - от возникновения письменности до наших дней. Цивилизацией называют человеческое общество в целом, находящееся на высшем этапе своего исторического развития. Когда, спрашивают, существуют ли цивилизации на других планетах, имеют в виду именно это.

Существует около 300 определений культуры. Самое простое: культура – это не натура. Это то, что отличает дикость, варварство и цивилизацию от животного состояния. Это вся совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, принадлежащих обществу, расположенному на определенной территории в определенный момент его истории. Ценность – это средство удовлетворения материальных или духовных потребностей человека.

Культура – это материальные и духовные ценности, противопоставляемые материальным и духовным антиценностям.

Вопрос о том, как отличить ценности от антиценностей, – предмет аксиологии – науки о ценностях.

Может ли общество быть цивилизованным, но некультурным?

И цивилизация, и культура - это продукты человеческого труда. По этому признаку они не различаются. Но, культура – это то, служит благу. Цивилизация может служить и злу. Культура состоит из ценностей, цивилизация может включать и антиценности. Печи Освенцима, в которых гитлеровцы сжигали людей, – продукт цивилизации, но не культуры. Культура существует в составе цивилизации, но цивилизация возможна и без культуры. Важно различать материальную, духовную и социальную культуру.

Материальная культура – продукты практической деятельности: одежда, жилье, транспорт, бытовая техника. То, что можно потрогать руками.

Духовная культура - продукты духовной деятельности: наука, искусство, политика, нравственность. Это не сами книги или картины, а их содержание.

Социальная культура – отношения между людьми. Одно дело– древний Рим, другое – современная Франция, третье - современная Россия.

Духовную культуру определяют как систему надбиологических программ человеческой деятельности, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Биологический геном – это совокупность всех генов организма, определяющих его биологическую биографию. Культура – выполняет ту же роль по отношению к обществу. Образно говоря, культура это ГЕНОМ человеческой истории. В духовной культуре закодирован исторический опыт человечества.

Различают четыре системы кодирования исторического опыта: дописьменная, письменная, радио-телевизионная, компьютерная.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Духовную культуру можно разделить на ту, которая обслуживает производственную деятельность людей, и на ту, которая решает мировоззренческие вопросы:

1. Что представляет собой мир в целом.

2. Каково место человека в мире.

3. В чем смысл его жизни.

Мировоззрение состоит из двух частей: описывающей и предписывающей. Мировоззрение – это убеждение, сила которого измеряется степенью готовности действовать на его основе. Если этой готовности нет, нет и мировоззрения. К. Маркс: Это «узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца». Толстой ушел из дома и умер в дороге потому, что образ его жизни противоречил мировоззрению, которое он создал. Например, мировоззрение русской интеллигенции 19 века состояло из ответов на два вопроса: «кто виноват?» и «что делать?»

Но и у циника есть мировоззрение. Я знал людей, у которых оно сводилась к одной фразе: «Чей хлеб ешь, тому и служи».

Общественная психология. Мировоззрение делится на обыденное и профессиональное. Обыденное мировоззрение – это представление человека о мире и о своем месте в нем, складывающееся в процессе повседневной жизни человека и являющееся основой его общественного поведения. Такое мировоззрение называют общественной психологией. В общественную психологию входят не только мысли, но и настроения людей. Носителем общественной психологии может быть и крестьянин с начальным образованием, и специалист в какой-то технической области.

Идеология. Мировоззрение, созданное профессионалами, называют идеологией, ее разработчиков – идеологами, а власть идеологов – идеократией. О возможностях идеократии говорит фраза Березовского Степашину: в этой стране я сделаю президентом обезьяну.

Для идеолога разработка мировоззрения – такая же профессиональная работа, как и для портного – изготовление одежды. Он выполняет заказ. При этом он может и не верить в то мировоззрение, которое разрабатывает и пропагандирует. Среди разработчиков коммунистической идеологии были самые настоящие циники. Каждый идеолог принадлежит к какой-то партии. Любая идеология партийна. Любой идеолог выражает либо собственные интересы, либо интересы тех, кто ему платит. Если на одну чашу весов положить истину, а на другую - интересы, которые защищает идеолог, перевесят интересы.

Если так, то возникает вопрос: возможна ли истинная идеология? - Все зависит от тех интересов, которые защищает идеолог. Если они соответствуют законам истории, его взгляды истинны, если противоречат – ложны. Лжива идеология, преследующая безнравственные цели.

Единственное, что объединяет идеологов, – профессионализм. Профессионалом является и писатель, и теолог, и философ. Различают три формы идеологии: научную, например, философия, ненаучную, например, художественная литература, и антинаучную, например, религия. Слово «антинаучное» - не ругательство. Оно означает всего лишь, что теология выдвигает утверждения, противоречащие законам, открытым наукой, например, закону Архимеда противоречит библейская легенда о хождении Христа по воде аки посуху. Верующий не утверждает, что этот закон ложен. Он говорит лишь, что он дан Богом и, следовательно, может быть им отменен. Отмену Богом им же созданных законов природы и общества верующие называют чудом.

Все три формы мировоззрения отвечают на три перечисленные выше вопроса: что представляет собой мир в целом, каково место в нем человека и в чем смысл его жизни. Различаются они способом обоснования своих ответов. Философия выводит свои положения из данных наук о природе и наук о культуре. Искусство убеждает художественными образами. Релиния – верой в возможность чуда.

В истории человечества существовали, да и сейчас существуют три ответа на вопрос, что представляет собоймир в целом:

Субъективный идеализм

Материализм

Объективный идеализм.

Первый ответ самый простой: мир – это совокупность моих ощущений, существовать - значит быть воспринимаемым, esseestpercipii.

Второй более сложный: мои ощущения, переживания, мысли – это субъективная реальность; вне и независимо от нее существует объективная реальность, которая отличается от субъективной не только своим «местоположением» - вне сознания, но и своим субстратом: если субъективная действительность идеальна, духовна, то объективная – материальна.

Третье, мировоззрение признает существование и субъективной, и материальной объективной реальности, но добавляет, что за границами материальной реальности, материального бытия, существует еще внебытийная реальность, которая творит и материальную реальность, и субъективный мир человека. В простейшем случае под такой третьей реальностью понимается Бог.

Эти три ответа на первый вопрос определяют и ответ на второй: о месте человека в мире.

Для солипсиста мир – это содержание его сознания, для материалиста – это объективная реальность, функционирующая по собственным, внутренне присущим им законам. Человек – это закономерный продукт развития материального мира.

Для объективного идеалиста и сам мир, и человек – возникли по воле Бога и все, что происходит в мире, происходит по его воле.

Отсюда вытекает ответ и на третий вопрос: о цели и смысле жизни. На вопрос о цели жизни все три мировоззрения отвечают одинаково: цель жизни – счастье. Чем полнее оно и чем дольше длится, тем ближе человек к цели своей жизни. Эта цель будет достигнута полностью, когда человек достигнет блаженного бессмертия.

Не различаются эти три мировоззрения ответом на вопрос, в чем смысл жизни. Жизнь осмыслена, если ваши поступки приближают вас к сверхцели вечного блаженства. Различаются они ответом на вопрос, какими должны быть эти поступки. Для материалиста это действия в соответствии с законами природы. Для верующего – действия в соответствии с волей Бога. Очень трудно сказать, в чем смысл жизни последовательного субъективного идеалиста. Видимо, в такой комбинации собственных ощущений, чтобы они доставляли ему максимальное количество положительных эмоций.

МИФ

Мы рассмотрели место философии среди форм духовной культуры, культуры в целом и, шире, цивилизации. Теперь рассмотрим ее во времени: сопоставим с предшествующими ей формами мировоззрения.

Философия зародилась в Китае, Индии и Европе в 7 – 6 в. до н.э. Но из ничего ничто не возникает. Как и любое явление в мире, она возникла из другой, предшествующей ей формы знания как бабочка из куколки. Такой куколкой, из которой возникла бабочка-философия, является миф. Миф в переводе с греческого – рассказ, предание. По содержанию его трудно отличить от сказки. Но сказками забавляются, а в мифы верят.