Смекни!
smekni.com

Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины (стр. 58 из 106)

Более глубокий анализ убеждает нас в том, что мы имеем дело с формированием и активным развитием специфической милицейской субкультуры, берущей свое начало от не менее специфических условий работы и взаимоотношений между сотрудниками, формирующих своеобразный морально-психологический климат подразделений. Оговоримся сразу, что субкультура, понимаемая социологами как система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества, имеет, как минимум, три разновидности:

– субкультура как особая форма организации людей, автономное целостное образование внутри господствующей культуры (молодежная субкультура);

– субкультура как совокупность негативно интерпретирован­ных норм и ценностей традиционной культуры, функционирую­щих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквент­ная субкультура);

– субкультура как трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску (профессиональ­ная субкультура).[422]

В качестве последней разновидности, субкультура милицейских подразделений испытывает активное влияние субкультуры криминальной, что в ряде случаев приводит к их смешению и непосредственно отражается на состоянии законности в подразделениях. Поэтому отдельное внимание следует уделять изучению набора устойчивых социально-психологических параметров, характеризующих органы внутренних дел как один из социальных институтов и формирующих профессиональную субкультуру сотрудников милиции.

Речь идет прежде всего о значительных ежедневных затратах времени, физическом напряжении и эмоциональных нагрузках, сокращении свободного личного времени как устойчивых характеристиках трудовой деятельности сотрудников ОВД. Более того, в деятельности строевых подразделений нередки ситуации, когда от конкретного работника требуются смелость, мужество, само­пожертвование, готовность пойти на риск и пожертвовать своим здоровьем для выполнения служебного долга.

Помимо этого, в отличие от большинства трудовых коллективов, в ОВД предъявляют более формализованные и жесткие требования к поведению в быту, проведению досуга, связям и знакомствам своих членов, причем во многих коллективах эта сторона жизни подвергается весьма значительному контролю и неформальной регламентации. В результате коллективы милицейских подразделений зачастую обладают большой устойчивостью, сплоченностью, готовностью к взаимовыручке и взаимопомощи. Особенностью многих коллективов ОВД является и то обстоятельство, что на долю мужчин приходится до 94% личного состава.

Перечисленные особенности служебных коллективов ОВД позволили в свое время британскому социологу М. Бентону рассматривать их в качестве объективной неизбежности для развития таких базовых черт полицейской субкультуры, как подозрительность, внутренняя солидарность, социальная изоляция и консерватизм.[423]

Подозрительность, несмотря на потенциально негативный смысловой оттенок, является, тем не менее, важным профессиональным качеством каждого сотрудника, именуемым в отечественных ведомственных документах как «наблюдательность» и «бдительность». Факт, что сотрудники полиции (милиции) учатся быть подозрительными и реагировать, в первую очередь, на все необычное, трудно отрицать.[424] Сотрудник обучается распознавать такие криминогенно значимые индикаторы, как необычное поведение граждан, особенности их речи, жестов и одежды, изменения в окружающей обстановке. Британские авторы выделяют как минимум 19 подобных факторов, на которые полицейский должен обращать внимание при патрулировании района.[425]

Тренированная подозрительность (или бдительность) позволяет сотрудникам патрульно-постовых и оперативных служб своевременно избежать опасной ситуации, распознать дезинформацию, упредить преступление на стадии его подготовки. При стечении неблагоприятных факторов, однако, подозрительность из разряда профессиональных навыков часто переходит в личностное качество, становясь компонентом профессиональной деградации, приводящей на практике к случаям предубежденного отношения и дискриминационного поведения в отношении граждан.

Наличие в коллективах подразделений внутренней солидарности также относится к разряду объективных факторов, обуславливающих поведение сотрудников. Существование специфического корпоративного духа, особого чувства замкнутой общности, которое связывает лиц одного подразделения, в качестве универсальной категории выделяется большинством американских и европейских полицеистов.[426] Чаще всего чувство корпорации не может быть отрицательным явлением, поскольку оно объединяет работников и заставляет приходить их на помощь друг другу.

Однако присущее корпорации противопоставление «мы» и «они», будучи гипертрофированным, выступает антиподом коллективизма и влечет за собой служебные злоупотребления. Честность и принципиальность во взаимоотношениях сотрудников заменяются лояльностью, когда любые поступки одобряются, если они совершены «своими». Существующие групповые и корпоративные перегородки зачастую оказываются и границами действия моральных ограничений, за которыми обрывается необходимость признавать права других людей. Подобного рода явленияобычно наблюдаются в ситуациях беспринципной защиты «чести мундира», когда происходит противопоставление сотрудников милиции простым гражданам.

Изучая границы такого лояльного отношения к проступкам собственных коллег, мы провели самостоятельный опрос сотрудни­ков в 11 областях, попросив их выразить свое личное отношениек коллегм, совершившим то или иное правонарушение. Оценочный блок включал в себя возможность изучения отношения на рациональном (понимаю/не понимаю) и эмоциональном (сочувствую/не сочувствую) уровнях в различных комбинациях (табл. 32).

Таблица 32

Отношение сотрудников милиции к коллегам, совершившим различные правонарушения

Понимаю

и сочувствую

Понимаю,

но не со­чув­ствую

Не понимаю, но сочувствую Не понимаю и не сочувствую
Получение взятки 32,6 33,1 12,6 21,7
Вымогательство взятки 6,9 16,1 17,8 59,2
Умышленное убийство 0,6 1,7 8,7 89
Грабеж 1,2 2,3 5,2 91,3
Кража 0,6 7,5 5,8 86,1
Изнасилование 0 1,1 2,9 96
Незаконные действия в отношении задержан­ных или арестованных 28,2 21,8 17,2 32,8
Злоупотребление служебным положением 12,6 30,5 13,2 43,7
ДТП по собственной вине 38,5 12,6 22,4 26,5
Служебный подлог 15 21,8 13,2 50
Халатность 17,2 23 21,3 38,5

При всей своей разноплановости полученные результаты обращают наше внимание относительно таких правонарушений, как получение взятки, незаконные действия в отношении задержанных (арестованных), совершение ДТП по собственной вине,служебный подлог и халатность. Индексы данных правонарушений имеют наиболее полное сочетание высоких показателей по рациональной и эмоциональной шкалам, указывающих на толерантное отношение к ним сотрудников милиции. Одновременно с этим это может означать и потенциальную готовность сотрудников оказать необходимую помощь коллегам-правонарушителям по избежанию заслуженного наказания.

Отрицательные последствия гипертрофированной внутренней солидарности сказывается и на таком немаловажном обстоятельстве, как готовность сотрудников милиции сделать свою работу более открытой и подотчетной обществу. Объявленный руководством МВД Украины курс на «прозрачный» стиль работывступает в противоречие со стереотипами поведения, берущихсвое начало от неправильной трактовки личным составом служебной солидарности. От 43% до 67% опрошенных автором сотрудников милиции, отвечая на вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть в качестве инстанции, контролирующей работу милиции?», продемонстрировали неготовность и нежелание быть объектом контроля со стороны как представителей депутатского корпуса, так и представителей общественности (табл. 33).

Таблица 33

Распределение ответов на вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть в качестве инстанции, контролирующей работу милиции?»

Да Скорее да Скорее нет Нет,
никогда
Органы прокуратуры 40,8 25,3 18,4 15,5
Служба внутреннейбезопасности МВД 16 23 32,8 28,2
Общественные организации 12,6 15 29,3 43,1
Гражданские правозащитные организации 9,8 22,4 24,7 43,1
Представители депутатского корпуса 0,5 7 33,9 58,6
Представители прессыи телевидения 2,3 9,2 21,3 67,2

Негативным последствием гипертрофированной солидарности является и знаменитый «кодекс молчания», настолько распространенный и горячо поддерживаемый полицейскими многих стран мира, что борьбу с ним считают не менее важным, чем борьбу с коррупцией и преступностью в полиции в целом.[427] Комиссия Вуда в своем отчете отметила: «Сила закона молчания остается чрезвычайно высокой в среде полицейских. Практически все офицеры, представшие перед комиссией, отрицали даже то, что были случайными свидетелями каких-либо неправильных действий своих коллег. Обещания амнистии, обеспечения защиты и анонимности – ничто не могло заставить офицеров говорить до тех пор, пока им не были предъявлены неопровержимые улики и доказательства. Слепая вера в то, что каждый из коллег будет соблюдать закон молчания, была превалирующей в их сознании».[428]