Смекни!
smekni.com

Педагогический институт (стр. 13 из 26)

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага. 1974. С. 264.

7. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. Сер. Научные доклады. № 120. М., 2000.

8. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования. 2001. № 4.

9. Семья Г.В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегии помощи. См.: http://www.miloserdie.ru

10. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 132–136.

11. Хвостов А.А. Решение проблемы дисциплины в детских домах США // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В.С. Мухина. М., 1991. С. 168.

Тема 5.

Социальная инклюзия как новая цель и сущность социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Теоретический блок

Движение к более справедливому, демократическому обществу и социальному государству предполагает признание в качестве общественных ценностей идеалы гражданственности, справедливости и социального равенства. «Кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни» становится сегодня социальная инклюзия, под которой в широком смысле понимают «демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью ее приобщения к определенном действию или культурному процессу»[82]. Социальная инклюзия – это активный процесс укрепления чувства принадлежности индивида или группы к сообществу, ведущий к социальной интеграции.

Необходимость приложения специальных усилий в направлении социальной инклюзии вызвана стремлением предотвратить или уменьшить процессы социального исключения, вследствие которых те или иные индивиды или социальные группы оказываются на периферии социального пространства и утрачивают связи с обществом. Особенное беспокойство во всех обществах вызывают процессы социального исключения детей и молодежи, поскольку проблемы, испытываемыми детьми на этапе ранней социализации, могут привести к дальнейшим жизненным трудностям и снизить шансы на успешную социальную интеграцию впоследствии.

В большинстве развитых стран проблема борьбы с социальной эксклюзией стоит на повестке дня при принятии политических решений. Это касается как стран, где уровень детской бедности минимален (например, скандинавские страны), так и тех, которые считают его недопустимо большим и стремятся сократить (например, Великобритания). Так, по утверждению Э. Гидденса, в Великобритании начиная с 1997 г. лейбористами осуществлялась стратегия социальных инвестиций, ключевым направлением которой можно считать «инвестиции в человеческий капитал везде, где это возможно, вместо прямого инвестирования в социальное обслуживание»[83]. Согласно этой стратегии дети рассматриваются как весьма выгодное направление социального инвестирования для будущего, что актуально и для современной России.

Первым шагом к преодолению социальной эксклюзии в российском обществе должно быть признание наличия этой проблемы и провозглашение социальной инклюзии в качестве одного из приоритетов национальной социальной политики. С точки зрения социальной политики инклюзия может быть понята как «процесс, основанный на диалектической взаимосвязи социализации, интернализации и институционализации, предполагающий разработку и применение организационных мероприятий, направленных на равноправное социальное взаимодействие индивидов или социальных групп (в первую очередь социально незащищенных слоев), по поводу их включенности в социум, результатом которого является увеличение степени активного участия в жизни общества личности или группы, независимо от их демографических, экономических, политических и культурно-духовных характеристик»[84].

Поскольку формы исключения многообразны (в научной литературе упоминается «исключение из системы производства (безработица); потребления (нищета); социального общения в семье, соседстве; образования (низкие шансы, система селективного обучения, профессиональные оценки медиков, педагогов, психологов); принятия решений; медицинского обслуживания (ограничение доступа к медицинским услугам) и др.»[85], то и государственная социальная политика должна быть комплексной и сбалансированной и осуществляться не только в направлении снижения уровня бедности семей с детьми (хотя это безусловно важнейшее ее звено), но и включать в себя ряд иных направлений. Таким образом, социальная инклюзия означает полное участие всех членов сообщества в его жизнедеятельности и имеет ряд аспектов: политико-правовой (возможность реализации своих прав и интересов), социально-экономический (искоренение бедности, наличие достойно оплачиваемой работы, качественное жилье и коммунальные услуги), социокультурный (доступное и качественное образование, включенность в культурную жизнь сообщества), психологический (толерантность, позитивная самоидентификация, чувство принадлежности к сообществу) и др.

Опираясь на опыт европейских стран можно предположить, что эффективными в смысле социальной инклюзии детей (и, конкретно, детей-сирот) будут следующие (хотя и не только эти) направления социально-политической деятельности:

Правовое (создание правовой базы социальной инклюзии)

Акцент на правовой основе политики социальной инклюзии базируется на трактовке социального исключения как «отказа или ограничения в гражданских правах»[86]. Соответственно социальная инклюзия не может быть обеспечена без создания соответствующего правового поля, опирающегося на инклюзивную идеологию, инклюзивную культуру, инклюзивные ценности[87].

Некоторые исследователи утверждают, что дети являются одной из самых уязвимых и управляемых групп в обществе, поскольку основные институты, ответственные за их социализацию (здравоохранение, образование, социальное обслуживание), традиционно имеют очень малое влияние на национальную и местную политику или не имеют его вообще[88]. Т. Ридж и Дж. Миллар доказали, что при высоком декларируемом статусе детей, они оказываются исключенными из тех процессов, которыми определяется социальная инклюзия: «...в самом деле, гражданская, экономическая и социальная интеграция протекают в границах взрослого мира и включают социальные системы и институты, из которых дети всегда были исключены. Само по себе исключение связано с управлением, властью и контролем, а дети всегда были исключены из взрослых сфер власти и влияния»[89].

В отношении детей основой правовой базы социальной инклюзии являются положения Конвенции ООН «О правах ребенка», отражающие фундаментальные права детей во всем мире. Конвенция создает основу для признания того, что дети являются гражданами, имеющими право на участие во всех сферах жизни общества. Согласно этому международному документу Российская Федерация, как и другие государства, признает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права своих несовершеннолетних граждан, обязуется предпринимать усилия по их соблюдению и в случае их не­выполнения несёт ответственность перед международным сообще­ством.

Дети имеют право на безопасную физическую и психологическую среду и, что немаловажно, «на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка» (статья 27). Признавая приоритетную ответственность родителей в обеспечении условий жизни, необходимых для развития ребенка, государство в то же самое время берется оказать необходимую помощь, поддержать родителей для того, чтобы они могли должным образом заботиться о своих детях. Это разделение ответственности семьи и государства в отношении заботы о ребенке особенно важно в случае необеспеченности, риска социального сиротства, и иных критических ситуациях, когда семейное неблагополучие может стать препятствием для нормального развития ребенка. Конвенция способствует утверждению высокой значимости семьи и семейных связей для нормального развития ребенка.

В системе ценностей инклюзивной культуры следует воспринимать самих детей как субъектов правового поля. Дети должны быть более вовлечены в принятие решений о вопросах, которые затрагивают их интересы. В связи с этим необходимо принятие принципов детского участия – голоса детей должны быть услышаны и учтены в процессе принятия решений, касающихся их благополучия. Решения о судьбе ребенка – будь то вопросы, касающиеся его семьи, образования, или оказываемых ему социальных услуг должны приниматься согласованно с самим ребенком, с его мнением и желанием. До сих пор у нас бытует мнение, что только взрослые знают, что лучше для ребенка, а он сам не в состоянии принимать правильное решение. Но ведь именно процесс самостоятельного принятия решений и делает человека взрослым и ответственным гражданином, активным членом общества. Следовательно, необходимо понимание и продвижение роли ребенка как активного субъекта собственных прав. Пока вся власть в принятии решений в отношении детей будет принадлежать только взрослым, прогресс в социальной инклюзии не будет достигнут. Поэтому с точки зрения идеологии социальной инклюзии важнейшее значение имеет 3 статья Конвенции, которая гласит: «Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопро­сами социального обеспечения или административных орга­нов первоочередное внимание уделяется наилучшему обес­печению интересов ребёнка. Убеждения ребёнка подверга­ются внимательному рассмотрению». Признание ребенка в качестве субъекта правового поля, имеющего право быть услышанным, является знаковым показателем его инклюзии.