Смекни!
smekni.com

Правонарушений (стр. 3 из 29)


ГЛАВА II

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

§ I. Проблема предупреждения правонарушений в юридической науке (исторический аспект)

Проблемы предупреждения правонарушений уже много лет интересуют правительства многих государств и широкие крути общественно­сти; они также являются темой многочисленных научных и публицистических выступлений.

Социально-профилактический подход, основанный на представле­нии о существовании объективных причин правонарушений имеет давнюю традицию. В древнеиндийской литературе главным средством предупреждения правонарушений рассматривается страх перед наказанием. По законам Ману именно из страха перед наказанием все живые существа служат пользе и не уклоняются от исполнения долга 1. При этом существовала, по мнению древних индийцев, двойная система обеспечения соблюдения долга. С одной стороны, это этическая нор­ма, обеспечиваемая высшими божественными силами (Карма), с другой - политические средства принуждения (данда).

Если в Древней Индии главным средством борьбы с правонаруше­ниями рассматривалось наказание, то древнекитайские мыслители важную роль отводят и воспитанию. Хотя наказание, правовые метода сохраняют еще значительную роль (в частности, в школе легистов) но все же в большинстве работ признается важность и необходимость воспитательных мер. Конфуцианец Сюнь-Цзы утверждая, что если не воспитывать людей, а наказывать, то наказаний будет, много, а порок не будет искоренен; если только воспитывать, но не наказывать, порочные останутся безнаказанными 2.

Античный мир, в котором господствовали идеи законопослушания, также ставил перед собой вопросы профилактики правонарушений.

1 См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З.М.Черниловокого. М., 1984, с. 27.

2 См.: История политических я правовых учений. Древний мир. М., 1985, с. 195.


Древнегреческий мыслитель Периандр (конец УII-начало УI в. до н.э) высказал афоризм: "Не довольствуйся наказанием преступника, а предупреждай преступления" 1. Древние греки и римляне также стремились соединить методы принуждения и убеждения. Причем акцент делался на их органическую взаимосвязь. Софист Протагор отмечает, что преступающего законы государство наказывает, а название этому наказанию - исправление, потому что возмездие исправляет2.Рим­ский юрист Ульпиан призывал к тому, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами 3.

Древние мыслители видели одной из причин неправомерных действий пьянство. Питтак призывал, чтобы с пьяного за проступок взималась двойная пеня 4. На вопрос, как не стать пьяницей, Анахарсис ответил: "Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии" 5.

Таким образом, в древнем мире проблема предупреждения правонарушений рассматривалась либо с религиозных позиций, либо в нравственно-правовом аспекте.

В эпоху господства средневековой схоластики данная проблема была завуалирована в религиозно-мистическую оболочку и лишь в период кризиса феодального строя и зарождения капиталистических отношений предпринимаются попытки научного подхода к вопросам профилактики правонарушений. Выдающийся английский утопист-социа­лист Томас Мор (1478-1535) пытался доказать, что в известных ему странах преступность вызвана неправильным общественным строем и обеспечение всем гражданам необходимых средств существования избавило бы государство от имущественных преступлений. Характеризуя социальные причины преступлений, пьянства, нищеты, он писал: "Обуздайте ... скупки богачей и их произвол, подобный монополии. Меньше кормите бездельников! ... Спрашиваю я, делаете ли вы что-нибудь иное, кроме того, что сами создаете воров и караете их?" 6.

1 См.: История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985, с. 216.

2 Там же, с. 229.

3 См.: Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе И.С. Преторского, М., 1984, с. 23.

4 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и из­речениях знаменитых философов. М., 1979, с. 86.

5 См.: там же, с. 96.

6 Мор Т. Утопия. М., 1978, с. 136.


Взгляды Мора оказали большое влияние на концепцию Т.Кампанеллы и французских утопистов ХУШ века.

Следующим важным этапом, оказавшим воздействие на формирование социально-профилактических воззрений, был период Просвеще­ния. Монтескье (1689-1755) в своем сочинении "Дух законов" про­возгласил, что система наказаний, основанная на бессмысленной жестокости, вызывает не страх, а одичание общества. Он призывал к соразмерности преступления и наказания, к использованию не только принуждения, но и всевозможных воспитательных мер для предупреждения преступлений.

Чезаре Беккариа (1738-1794) решительно выступил против вся­кого мучительства в исполнении приговора, поставил задачу ликви­дации причин преступности, сформулировал требование, чтобы зако­ны были понятны для всех и служили предостережением для потенци­альных преступников. Однако он не видел классовой природы преду­преждения правонарушений, не связывал его с революционным пере­устройством общества.

В ХУШ веке получило широкое распространение и признание мнение, что преступления против собственности есть результат не­справедливого правления, нужда и непросвещенности. Этот тезис, хотя и различным образом сформулированный, выдвигали, в частнос­ти, Вольтер, Морелли, Мабли, Бентам, Годвин.

Профилактический подход к борьбе с противоправным поведени­ем поддерживали и развивали русские революционные демократы. Вместо того, чтобы "держать всегда поднятый меч для казни преступных деяний, - говорил А.Н.Радищев, - нужно саше деяния преобразовать зиждительным образом, сделать их невинными и не давая им возродиться" 1.

Анализируя, таким образом, домарксистскую политико-правовую идеологию можно сделать вывод о том, что передовые мыслители прошлого высказывали интересные догадки относительно причин пра­вонарушений и борьбы с ними. Но эти догадки и идеи не могли получить реального воплощения в деятельности эксплуататорских государств, ибо отсутствовали необходимые для этого материальные, в первую очередь экономические условия. К тому же и сами эти идеи не имели глубокой, подлинно научной основы и несли на себе отпечаток классовой ограниченности.

1 Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952, с. 461.


Впервые методологические основы исследования предупреждения правонарушений были разработаны классиками марксизма-ленинизма: К.Маркс и Ф.Энгельс, не рассматривая специально эту проблему, в различных своих работах высказывали идеи о причинах правонарушений, преступности и методах борьбы с ними. Они видели источник преступности в социальных конфликтах и противоречиях капиталисти­ческой системы. Развитие индустриализации и углубление классового расслоения ведут к концентрации богатства на одном полюсе и нищеты на другом. Ситуация крайней нужда, в которой находилась зна­чительная часть рабочего класса в середине ПХ века в промышленно развитых странах Западной Европы, была описана Энгельсом в ра­боте "Положение рабочего класса в Англии"1. По мнению Энгельса, нужда и безработица трудящихся масс являются источником их деморализации, которая проявляется в преступности, алкоголизме и про­ституции. Преступность рабочего класса, живущего и работающего в нечеловеческих условиях, Энгельс считал столь же неизбежным явле­нием» как превращение воды при определенной температуре в пар. Это - примитивная форма протеста против капиталистического общества со стороны трудящихся, которые еще не осознали, что могут выступить в качестве организованной социальной силы, способной изменить существующий социально-экономический строй.

На криминогенный характер капиталистической системы указывал К.Маркс. Приводя данные Кетле о том, что рост преступности обгоняет рост населения» Маркс возлагал ответственность за такое положение дел на капиталистическую систему, которая увеличивает свое богатство, не ликвидируя нищету. Однако было бы большим упрощением пытаться "свести взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса к экономи­ческому детерминизму. Подчеркивая значение экономических условий, они скорей иллюстрировали этим свою общую теорию социальных конф­ликтов и противоречий между общественным характером производства и частной собственностью. Антиномии капиталистической системы на­ходят свое отражение в межличностных отношениях и в психике людей. Свободная конкуренция, ожесточенная борьба за прибыль, день­ги как единственная и самая большая ценность - все это не может не влиять на установки, ценности и мотивы поведения людей.

По мысли К.Маркса, "государство даже в правонарушителе... должно видеть... человека, живую частицу государства, в которой

________________________________________________________________________________________________

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.231-517.


бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, ... члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которого священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсе­кает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гра­жданина преступника"1.

В трудах В.И.Ленина мы находим положения, в которых получают дальнейшее развитие идеи К.Маркса и Ф.Энгельса по данным вопросам. В.И.Ленин писал, что "коренная социальная причина эксцессов, состоя­щих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут "отмирать". Мы не знаем, как быстро и в какой постепенности, но мы знаем, что они будут "отмирать" 2. Направляя практиче­скую работу Советского государства по борьбе с правонарушениями, В.И.Ленин постоянно призывал к использованию для этих целей всего арсенала и принудительных, и воспитательных средств. Среди послед­них важное значение он отводил юридической пропаганде (печатной, лекционной) среди рабочих и беднейших крестьян3.