Смекни!
smekni.com

Олилогии А. С. Шушарина, или телега впереди лошади «Veni, vicli, vici (Пришел, увидел, победил)» (стр. 17 из 49)

Феодализм. Почему вдруг пространство производства стало характерным только для феодализма? А в первобытном, рабовладельческом, капиталистическом и социалистическом обществах разве оно не являлось базовым объектом?

Капитализм. Средства производства во всех «эндогенных формах», вне всякого сомнения, являлись базовыми. Почему они отнесены только к капитализму?

Социализм. Аналогичный вопрос возникает и про технологии, которые во всех формациях («градациях») являлись неотъемлемой органической составляющей любого производственного процесса.

Строка «Разделение труда».

Первобытность (апополитейная). Почему органическое? Разве бывает искусственное, неорганическое разделение труда?

Рабовладение. Наряду с разделением труда по профессиям, а также обусловленное половыми и возрастными различиями работников, при рабовладении не меньшее значение имели отраслевое, территориальное и международное разделение труда.

Феодализм. Наряду с натуральным хозяйством быстро развивалось и товарное хозяйство, обусловленное, в частности, разделением труда между ремесленным производством и сельским хозяйством.

Капитализм. А почему наряду с продуктовым не названо международное разделение труда, связанное с образованием общемирового рынка, где, в частности, в настоящее время быстро нарастает доля пооперационного разделения труда в рамках ТНК?

Социализм. Смысл «ячеистого» разделения труда и его отличие от других его видов совершенно не ясен. Возможно, содержание этого термина прояснится ниже.

Строка «Механизм».

Имеется в виду хозяйственный механизм, или политический, или какой-нибудь иной вид механизма?

Первобытность (апополитейная). Разве общение телесно-духовное не существовало всегда и повсеместно? Почему оно выделено как самое характерное только для первобытнообщинного строя?

Рабовладение. Обмен трудом, или другими словами, разделение труда относится к иной категории.

Феодализм. Выбор соседства как важнейшего элемента общественного механизма малообоснован, т.к. экономические, политические, духовные связи были характерны для отношений между городом и деревней, отдельными государствами, ибо формировался международный рынок товаров и осуществлялась колониальная экспансия европейских государств.

Капитализм. Рынок является не единственным механизмом регулирования общественного воспроизводства. В современном глобализирующемся мире возрастает значение как раз внерыночного механизма, особенно в рамках региональных образований и во времена экономических кризисов.

Социализм. Соисполнение является только одним и не самым главным из элементов механизма общественного воспроизводства. Почему он выделен в качестве главного, определяющего, на каком основании?

Строка «Богатство».

Первобытность (апополитейная). А разве орудия труда, знания, опыт не являлись важнейшими элементами богатства?

Рабовладение. Этот же вопрос следует задать и по данной формации («градации»). Кроме того, появились и новые, весьма значимые формы богатства (например, сокровища) у рабовладельцев, храмов, царей, вельмож, купцов, ростовщиков.

Феодализм. Весьма странное определение формы богатства, когда значительная часть его приобрела форму денег.

Капитализм. Это в еще большей мере касается и капитализма, где в настоящее время господствует финансовый капитал.

Социализм. Почему именно технологии и какие-то неопределенные функции являются основными видами богатства, если иметь в виду реальную структуру национального богатства любого социалистического общества (львиную долю в нем составляют средства производства и объекты непроизводственной инфраструктуры)?

Строка «Некоторые элементарные понятия».

В каждой формации («градации») свой перечень этих элементарных понятий. Набор этих понятий в таблице представляется произвольным и нелогичным. Например, если в первобытности таким понятием указан «просто человек», то почему он отсутствует в других формациях («градациях»), хотя человек составляет основу любого общества, независимо от его формы. Или возьмем другое элементарное понятие - «работа», присутствующее в таблице только при социализме, в то время, как очевидно, что «работа» («труд») является базовым, основополагающим понятием для всех, без исключения, формаций («градаций»)

Строка «Материально-знаковые отношения. Сфера».

Первобытность (апополитейная). Наличие фамилии (имени) и свойств человека (антропонимика) являются общими для всех формаций («градаций»). Почему они выделены только в первобытности как важнейшие материально-знаковые отношения – совершенно не понятно? Кстати, применение понятия «отношение» для обозначения объективных свойств человека или его имен является совершенно необоснованным. Особенно это касается такого понятия как «сфера». Какое отношение сфера имеет к именам того или иного человека?

Рабовладение. Применение термина «диплом» в отношении рабов, общинников, номархов, и т.д. представляется, по крайней мере, труднообъяснимым.

Феодализм. О какой прописке идет речь, например, в отношении кочевых народов или викингов?

Капитализм. Деньги и товар могут называться материально-знаковыми отношениями для капитализма, но таковыми же они являются и для других формаций («градаций»), где имели место товарно-денежные отношения.

Социализм. Использование термина «технонимика» для характеристики материально-знаковых отношений при социализме представляется, мягко говоря, малоубедительным.

Строка «Тип равновесия».

На стр. 130 данного тома А.С.Шушарин разъясняет, что «…метафора «равновесия» ориентирует познание на уяснение внутренней сбалансированности, структурной пропорциональности изучаемого процесса, его динамической квазистабильности». Однако остается не ясным, о каком равновесии идет речь: об экономической сбалансированности, пропорциональности по стадиям воспроизводства, о политической стабильности, о соотношении полов и возрастных групп в демографической структуре и т.д.? Поэтому совершенно не ясны смысл слова «органическое» в отношении первобытности или обоснованность применения термина «гражданское» в рабовладельческой формации («градации»). Если при капитализме существует в определенном смысле товарное равновесие на рынке (соотношение спроса и предложения), то каков смысл «технологического равновесия» при социализме или «территориального равновесия» при феодализме, остается совершенно необъяснимым.

Строка «Критическая (преодолеваемая) форма».

Первобытность (апополитейная). То, что она, как общественная форма, была преодолена рабовладельческим или феодальным способом производства сомнений не вызывает.

Рабовладение. Этого, однако, уже нельзя сказать в отношении формулировки «экстенсивное рабовладение». Почему только экстенсивное? А интенсивное не подлежит преодолению?

Феодализм. Если под понятием «автаркия» понимать, как разъясняет «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, политику некоторых государств, направленную на создание замкнутого национального хозяйства, обособленного от экономики других государств, то разве эта форма была самой характерной и всеобщей для феодализма? Вспомним хотя бы торгово-экономические отношения России с соседними государствами или эпоху Великих географических открытий и как следствие развитие торговых связей во всем мире.

Капитализм. Разве в преодолении развитого рынка заключается смысл социальной революции, обеспечивающий приход социализма?

Социализм. Преодоление «планомерности» является просто абсурдной идеей, а «линейности» - совершенно непонятной.

Строка «Доминирующая собственность (ассиметрия)»

Первобытность (апополитейная). Общая жизнь была следствием коллективного производства, такой же была и собственность на средства производства. Сама общая жизнь не могла являться объектом т.н. эгостадной собственности.

Рабовладение. Наряду с собственностью на рабов была еще и собственность на средства производства, причем во всех рабовладельческих обществах функционировало многоукладное хозяйство с различными видами собственности (общинной, частной, личной).

Феодализм. Что означает пространство производства? Земля, леса, водоемы? И разве только к этим объектам сводилась собственность (общинная, частная)? И что означает обобществление пространства производства? Кто был субъектом обобществления.

Капитализм. Наряду с частной собственностью на средства производства имела место и частная собственность на личную рабочую силу, без которой капитал не мог функционировать.

Социализм. Групповая собственность на средства производства имела место в СССР, например, в форме кооперативов, Но что означает группо-иерархическая собственность, да еще и на технологии – это совершенно не понятно. Надеюсь, что в дальнейшем прояснится.

Строка «Преодолевающий сдвиг».

Первобытность (апополитейная). Совершенно не понятно, что означает обобществление общей жизни. Каким образом община могла обобществить свою общую жизнь? Что это за процесс? Совершенно не понятно также, что понимал А.С.Шушарин и под социализацией и тем более демографизацией производства.

Рабовладение. Еще абсурднее является, на мой взгляд, обобществление работников при рабовладении, когда доминировала частная собственность и само общество было разделено на несколько классов. Единым было только государство. Нелепым является и выражение «территоризация производства». Производство и жизнедеятельность всегда происходят во времени и пространстве и как можно «территоризировать» то, что является естественной основой производства, – уму непостижимо.