Смекни!
smekni.com

Концепция информационного общества. Понятие мирового информационного порядка (стр. 12 из 27)

3. Восточная модель – это попытка разработать альтернативный западному подход к развитию информационного общества. В основе этой модели лежит сотрудничество государства и рынка с учетом культурных особенностей и традиций. Эта модель также называется модель экономического сотрудничества государства и рынка и предполагает вмешательство государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала и активное участие государства в создании национальной информационной инфраструктуры (Япония, Индия, Китай, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг).

Некоторые исследователи выделяют только две модели – «западную» (либерализация рынка) и «восточную» (сотрудничество государства и рынка) .[78]

Практика показывает, что не стоит абсолютизировать выделенные модели: они скорее декларируют общие принципы, но, как мы увидим, со временем государства вырабатывают общую глобальную модель управления информационными процессами.

Сначала мы рассмотрим эволюцию институционального становления глобального информационного порядка, преимущественно с точки зрения государств.


§ 1. Эволюция институционального становления глобального информационного порядка

Начнем с того, что рассмотрим эволюцию институционального становления глобального информационного порядка, преимущественно с точки зрения государств.

Главным и первым формальным институтом глобального управления в информационной сфере является Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union (ITU)) - структурное подразделение ООН, разрабатывающее международные стандарты для телекоммуникаций и документацию многих сетевых стандартов. Учитывая его роль, уместно сказать о его истории:

История ITU начинается в 1865 году, когда был создан Международный Телеграфный Союз (International Telegraph Union). После ряда преобразований он получил название Международный союз телекоммуникаций (International Telecommunication Union) и официально вступил в действие 1 января 1934 года.

В 1947 г. (15 октября) Международный союз телекоммуникаций стал специализированным агентством ООН.[79]

В настоящее время его основными функциями являются разработка международных стандартов информатизации, координация деятельности государств в данной сфере, обеспечение международного сотрудничества между государствами и негосударственными организациями по вопросам информатизации, экспертная деятельность, разработка стратегий развития информационного общества и др. Союз отвечает за принятие международных соглашений, инструкций и стандартов, управляющих связью, а также активно участвует в организации международных конференций, саммитов по проблемам информационного общества, выработке мер по регулированию информационного пространства. Функции союза отражены в его структуре.[80]

Функции стандартизации ранее выполнялись группой в составе Международного союза электросвязи, называвшейся CCITT, но после реорганизации 1992 года CCITT (Международный Консультативный Комитет по Телеграфии и Телефонии (МККТТ)) больше не существует как отдельный орган. Это один из примеров, указывающих на тенденцию к централизации и унификации управления информационной сферой.

Именно этот с трибуны Международного союза электросвязи впервые прозвучал призыв к международному сотрудничеству в сфере управления ИКТ.

Основы глобального информационного подряда формировались на национальном уровне, в развитых странах, преимущественно в США, где впервые стали обсуждаться вопросы формирования информационного общества на государственном уровне.

Еще в 1960-70-х годах там был проведен ряд исследований, которые выявили возрастающее значение информационных секторов в экономике страны и обозначили перспективы использования новых технологий в других сферах[81].

В начале 90-х гг. Альберт Гор-младший выдвинул новую сетевую инициативу NREN (National Research and Education Network — Национальная сеть для исследований и образования). В 1991 г. внесенный им билль стал законом — High Performance Computing Act, 194-м законом Конгресса 102-го созыва (Public Law — 102-194)[82].

В сентябре 1992 г. в США была проведена рабочая конференции по NREN, организатором и спонсором которой выступил Национальный научный фонд. Целью конференции была выработка политики в области NREN (в результате было опубликовано 18 работ по научно-технической политике).

23 февраля 1993 г. исполнительное бюро Президента опубликовало в Вашингтоне Меморандум У. Дж. Клинтона и А. Гора “Технология экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать”. Меморандум стал первым документом, официально провозгласившим инициативу NII (National Information Infrastructure, инициатива развития информационной инфраструктуры).

В 1993 году США стали инициировать международное обсуждение проблем информационного общества.

В 1993 году вице-президент США А. Гор выступил на конференции Международного союза телекоммуникаций. Одной из тем его выступления было создание глобальной информационной инфраструктуры.

Инициатива США нашла отклик в других странах. Вслед за ними в разработку проблематики общества знания активно включился Европейский союз.

На заседаниях Комиссии Европейских Сообществ (КЕС) (исполнительный орган ЕС) начинается обсуждения формирования информационного общества. В выпущенном в 1993 году докладе КЕС «Рост, конкурентоспособность, занятость - вызовы XXI века и пути в него» говорилось, что информационное сообщество имеет существенный потенциал, способствующий устойчивому развитию, росту конкурентоспособности, увеличению рабочих мест, улучшению качества жизни каждого европейца[83].

КЕС подготовила несколько основополагающих документов по развитию информационных и коммуникационных технологий. Первым и главным среди них был так называемый «Доклад Бангеманна», одним из авторов которого был Мартин Бангеманн, комиссар Европейского Союза. Доклад назывался «Европа и глобальное информационное общество» и содержал развернутый анализ и рекомендации для ЕС. Соответствующий документ был опубликован в 1994 году к заседанию Европейского Совета на о. Корфу: «Рекомендации Европейскому Совету: Европа и глобальное информационное общество». Основным политическим курсом стала либерализация телекоммуникационного хозяйства с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности. Развитие и финансирование информационной инфраструктуры предлагалось возложить в основном на частный сектор.

Следуя за историей, снова поднимемся на уровень межгосударственных отношений.

В июне 1994 г., через полтора года после Меморандума Клинтона — Гора (23 февраля 1993 г.) и через месяц после выхода доклада Бангеманна (26 мая 1994 г.) в Неаполе лидеры стран Большой семерки (Group of seven, G7; теперь Большая восьмерка, Group of eight, G8) подчеркнули необходимость разработки всемирных проектов информационного общества.

И уже после этого (сразу) КЕС был разработан конкретный план действий объединенной Европы по построению информационного общества. Это произошло в июле 1994 года, документ получил название «Европейский путь в информационное общество». [84]

В структуре основных направлений политики КЕС появился раздел «Информационное общество» (Information Society)[85]. А в декабре 1994 года Комиссия создала Бюро по проектам информационного общества (Information Society Project Office, ISPO) и Центр активности в сфере информационного общества (Information Society Activity Center, ISAC). (Подробное описание функций, ресурсов и основных направлений деятельности см. в источниках).

Но Европа не смогла разогнаться на старте информационной политической гонки, что лишило ее многих преимуществ в этой сфере.

«Между Меморандумом Клинтона — Гора (23 февраля 1993 г.) и созданием ISPO (декабрь 1994 г.) прошло почти два года. Если проследить события, связанные с IS, то можно увидеть, что весь громоздкий механизм ЕС работает существенно медленней, чем американский механизм взаимодействия Президента с Конгрессом»[86].

С середины 90х в решение задач глобального управления информационной сферы включается бизнес и экспертное сообщество.

В феврале 1995 г. в Брюсселе состоялась встреча министров, ответственных за развитие проектов информационного общества. Помимо министров и делегаций со стороны Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии, США и Канады в ней приняли участие лидеры мирового бизнеса в области информационно-телекоммуникационных и развлекательных технологий (представители фирм ICL, Walt Disney, Time Warner, Silicon Graphics, SEGA Enterprises, Apple Computer, British Telecom, Siemens и другие), а также крупные ученые[87].

Министры определили одиннадцать глобальных проектов информационного общества:

- глобальная опись (GIP, Global Inventory Project) (единое собрание всей информации о проектах, проработках и т. п., поддерживающих развитие информационного общества; центральный поисковый механизм хранит индексы примерно 2000 проектов и предоставляет многоязыковой интерфейс к ним) — за нее ответственны Европейский Союз и Япония

- глобальная интероперабельность широкополосных сетей (GIBN, Global Interoperability of Broadband Networks) — Канада и Япония (Проект GIBN содержит 19 основных прикладных проектов. Он помог стимулировать взаимосвязь целого ряда высокоскоростных национальных и региональных исследовательских сетей.)

- транскультурное обучение и инструктирование (Trans-Cultural Education and Training, Tel & Lingwa) — Франция и Германия
- электронная универсальная библиотека (Electronic Libraries, Bibliothica Universalis) — Франция и Япония (Проект “Универсальная библиотека” является на самом деле развитием проекта “Александрия” Л. Эллисона)
- мультимедийный доступ к всемирному культурному наследию (Multimedia Access to World Cultural Heritage) — Италия и Франция
- управление окружающей средой и природными ресурсами (Environment and Natural Resources Management) — Канада
- глобальное управление чрезвычайными ситуациями (Global Emergency Management Gemini) — США
- глобальные прикладные задачи здравоохранения (Global Healthcare Applications) — Европейская комиссия
- правительство в режиме он-лайн (Government On-line) — Великобритания
- глобальный рынок для малых и средних предприятий (Global Market place for SMEs) — Европейская комиссия, Япония, США
- морское информационное общество (MARIS, Maritime Information Society) — Европейская Комиссия, Канада.