Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя (стр. 15 из 24)

В условиях действующей Конституции, за период с 1993 по 2003 год Федеральным Собранием Российской Федерации были приняты и вступили в силу 26 федеральных конституционных законов и 1805 федеральных законов, в

том числе 23 кодекса 1.

Однако оценка качественного состояния современного российского законодательства не может не привести к выводу о наличии в нем значительной рассогласованности, крайней неравномерности развития отдельных отраслей и институтов, огромного числа внутренних противоречий, крайней слабости механизма реализации подавляющего большинства законов.

Иллюзия решения проблемы самим фактом принятия закона породила декларативность и отсутствие реального регулятивного потенциала у многих российских законодательных актов. Своего рода попыткой решить эту проблему стало так называемое негативное правотворчество правоприменительных органов (в частности, Конституционного Суда). Однако такая, не всегда соответствующая Конституции, практика на деле еще более запутала проблему.

Кроме того, имело место запаздывание федерального законодательства по отношению к региональному, что привело к существованию дополнительных противоречий и поставило вопрос о необходимости разработки механизмов их преодоления.

На сегодняшний день не создан механизм, позволяющий избежать противоречий в законодательстве субъектов РФ на стадии законопроектной и подготовительной работы.

Негативные последствия противоречий федерального и регионального права угрожают единству системы управления страной, ее целостности и безопасности.

В настоящее время проблема федерального воздействия в целях обеспечения верховенства Конституции и федеральных законов, обеспечения единого правового пространства в России эффективно решается.

В Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель-

_______________________________________________

1Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец». 2004. С.14.

ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999г.1 в 2000 году2, а затем в 2003 году,3 были включены нормы, усиливающие ответственность органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц за принятие нормативных правовых актов, нарушающих Конституцию РФ и федеральные законы.

Одна из новелл Федерального закона 2003г. связана с установлением нового соотношения между не только федеральными законами и законами субъектов РФ, но также законами субъектов РФ и иными федеральными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов РФ теперь не вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие не только федеральным законам, но и иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, пока последние не будут признаны компетентным федеральным судом противоречащими Конституции РФ либо другим актам большей юридической силы.

В 2003 году в целях формирования единого правового пространства России, решения проблемы неукоснительного главенства Конституции на всей территории страны, создан Совет законодателей.

Анализируя проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации в свете реализации российской конституционной модели, нельзя не отметить отсутствие единой общегосударственной программы законотворчества.

Кроме того, следует привести утверждение В.Б.Исакова, согласующееся с позицией автора о том, что «единство правовой системы Российской Федерации не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества, едиными стандартами оформления законов»4.

_______________________________________________

1См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст.5005.

2См.: Собрание законодательства РФ. 2000. № 31. Ст.3205.

3См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 27 (ч.2). Ст.2709.

4Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. № 4. С.58.

Нельзя не согласиться с В.Д.Зорькиным в том, что в обеспечении конституционного принципа правового государства существует еще одна проблема. «Правовое государство невозможно без правового общества. А государство и общество слишком медленно движутся к полноценному правовому состоянию»1.

Необходимо видеть и такие трудности формирования правовой системы страны, как стремление избежать правового регулирования, отрицание самой возможности отношения к праву как к регулятору отношений, как единственно возможному средству разрешения противоречий, усиление тенденций правового нигилизма.

Единственно возможный путь к развитой правовой системе – это постепенное утверждение принципов конституционной законности, следование органов государственной власти конституционно закрепленным процедурам, принципам становления правового государства, формирования гражданского общества.

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И

ЛИЧНОСТИ

3.1. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

Прийти к единству взглядов на сущность конституционного государства вряд ли возможно, поскольку оно формируется не только под воздействием общепризнанных стандартов, но и исторических особенностей каждого народа, проживающего на определенной территории.

В ст.2 Конституции РФ закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»2.

_______________________________________________

1Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Журнал Российского права. 2004. № 6. С.17.

2Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. / Под ред. Б.Н.Топорнина. М.: Юристъ. 2003. С.92.

В.Т.Кривошеев пишет, что «законодатели, опираясь на положение России

как правопреемницы СССР, на опыт европейских стран, в основу Конституции государства заложили международные стандарты прав и свобод личности, сформулированные в различных международных документах, прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), ратифицированном СССР в 1973 году»1.

«Таким образом, была отвергнута прежняя система ценностей, в которой государство находилось на вершине общественного мироздания»2.

В то же время, В.В.Мамонов замечает, что «отличительным признаком развития мирового конституционного процесса в конце ХХ века явилось повсеместное признание демократического, социального, правового характера новых государств, всеобщее упоение правами человека»3.

Негативное мнение по данному поводу высказывает В.Г.Вишняков. «Конституция 1993г. закрепила принципы либерализма. Ни особенности российского общества начала 90-х годов, ни политические, экономические и социальные противоречия и кризисы того времени, ни сохранившийся в своей основе бюрократизм в государственном аппарате, не остановили российских либеральных демократов от максимально полного провозглашения в Конституции прав и свобод человека. Не сказав ни слова о сущности Российского государства, которое было провозглашено в ст.1 Конституции как демократическое федеративное правовое, и не раскрыв его сущностных свойств, создатели «новой Конституции нового государства» провозгласили в ее ст.2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -

_______________________________________________

1Кривошеев В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства. // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С.112.

2Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России. // Журнал российского права. 2004. № 1. С.149.

3Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. // Государство и право. 2004. № 10. С.42.

обязанность государства. Все остальные конституционно-правовые институты - парламентаризм, принцип разделения властей, независимый суд и другие - призваны гарантировать права и свободы человека от посягательств на них со стороны государства, которое не могло не быть, с их точки зрения, тоталитарным»1.

И все же нельзя не признать, что одним из величайших завоеваний человечества в XX веке является создание кодекса международно-правовых документов о правах и свободах человека и международных институтов и организаций, призванных обеспечить реализацию их положений. Начиная с принятия в декабре 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их обеспечения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути неопровержимо доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможно достижение демократии и социально-экономического процветания, построение правового государства.

Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина волей народа, выраженной в Основном законе, стали конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы человека и гражданина выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этно-конфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного