Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя (стр. 22 из 24)

2Красиков А. Конституционный Суд и свобода совести в России. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2000. № 1. С.237.

3Цит.по:Комкова Г.Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России. // Правоведение. 2003. № 1. С.22.

отклонения допускают властные структуры, - пишет А.А.Нуруллаев, - да еще в пользу религиозных объединений большинства, то этническими меньшинствами они расцениваются как попрание общепризнанного принципа равноправия народов»1.

Очевидно, что часть политической элиты России, с одной стороны, и часть православного духовенства - с другой, предпринимают шаги в попытках превратить православие в новую государственную идеологию взамен потерпевшей крах официальной советской идеологии.

Органы государственной власти в последние годы расширяют сотрудничество с Русской православной церковью в самых различных сферах жизни общества. Симптоматично, однако, что процесс этот набирает обороты, прежде всего, в военно-стратегической области. Церковь заключила целую серию эксклюзивных соглашений с силовыми ведомствами государства: Министерством обороны, Министерством внутренних дел и несколькими ведомствами, входившими в советские времена в состав Комитета государственной безопасности.

Именно эти соглашения вызвали особенно болезненную реакцию последователей ислама - второй по величине религиозной общины России. Мусульманское духовенство устами председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина заявило, что дело идет к расколу армии по национальному и религиозному признакам и к противопоставлению православия всем другим религиям2.

Также, предпочтение одной конфессии и явное нарушение принципов светскости государства и равенства религий, усматривается и в том, что изучение религии и связанных с нею предметов становится обязательным компонентом образовательных программ высших и средних учебных

_______________________________________________

1Цит.по:Комкова Г.Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России. // Правоведение. 2003. № 1. С.22.

2 Цит.по:Красиков А. Конституционный Суд и свобода совести в России. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2000. № 1. С.235.

заведений. Так, 17 февраля 2000 г. приказом Министер­ства образования введено направление «теология» и утвержден государственный стандарт по этому направлению, который был подготовлен Русской право­славной церковью. Хотя преподавание данной дисциплины сталкивается с рядом трудностей, сам факт ее введения вызывает споры среди научной и религиозной общественности. Педагогическая общественность и светские ученые-гуманитарии усмотрели в подобном шаге демонстративное наруше­ние законодательства о свободе совести.

Кроме того, в период с 2000 по 2004 годы под давлением Русской православной церкви, мотивировавшей свою позицию осуществлением прозелитизма на исконно православной территории, государственными органами Российской Федерации с территории России был выдворен ряд католических священников-иностранцев. Обоснованием принятых мер явилось, якобы, создание их деятельностью угрозы безопасности государству.

Нельзя не упомянуть и о Государственном гимне Российской Федерации, в тексте которого имеются слова: «Хранимая Богом родная земля». Слово «Бог» употребляется в тексте гимна в традиционном теологическом смысле и окрашивает его в религиозный цвет.

Но гимн не эстрадное песнопение, а "официальный символ государства" и должен соответствовать конституционному строю страны, которая объявлена светским государством.

Ссылка на Бога в Государственном гимне также ставит его в противоречие с положением Конституцией о том, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Представляется, что государственно-конфессиональные отношения должны складываться как результат социального компромисса между субъектами этих отношений, частями общества, обладающими различными, подчас альтернативными религиозно-мировоззренческими убеждениями и соответствующей им социальной практикой. Государство призвано исполнять роль посредника и гаранта при достижении такого компромисса и поддерживать баланс интересов личности, общества и государства.

Религиозные объединения - одна из форм реализации конституционного права граждан на объединение для достижения общих целей. Их отличительной особенностью является совместное исповедание и распространение веры. Этой цели подчинено осуществление любой иной деятельности религиозных объединений, не противоречащей закону. Государство ставит религиозные организации в особое положение по сравнению с иными некоммерческими и общественными организациями. Для других некоммерческих организаций, например благотворительных, предоставление льгот прямо увязано с их социально значимой деятельностью, которая компенсирует бюджету убытки от налоговых льгот. В отношении религиозных организаций (как и учреждений культуры) льготы являются выделением доли общественного богатства на удовлетворение духовных потребностей как общества в целом, так и его конфессионально ориентированной части.

Законодательство России предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях.

Во-первых, это исполнение государством, органами власти и управления обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий. Во-вторых, это осуществление разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.

В целях осуществления религиозной политики и для обеспечения взаимодействия президента Российской Федерации с религиозными объединениями создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, который по своему статусу является консультативным органом.

При правительстве Российской Федерации в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, образована Комиссия по вопросам религиозных объединений.

В субъектах Федерации подразделения и должности по связям с религиозными объединениями создаются в структуре администрации региона. В качестве таковых они независимы от федеральных органов власти и отличаются многообразием организационно-правовых форм.

Учитывая светский характер российского государства, каноническое право на его территории применяется лишь в рамках регламентации деятельности той или иной конфессии, взаимоотношений между церковнослужителями и верующими.

Исключением некоторое время выступала Чеченская Республика, официально заявившая об использовании мусульманского права. В результате Россия столкнулась с проблемой сосуществования в рамках одного государства двух различных правовых систем.

Благодаря условиям практической изоляции Чечни и фактического нераспространения действия российских судебных и правоохранительных органов на территорию этого субъекта РФ подобная ситуация не повлекла за собой правовых последствий.

Учитывая изложенное, полагаю, что провозглашенный в Конституции России принцип светскости государства должен иметь логическое продолжение в текущем законодательстве, которое зачастую его искажает, предоставляя привилегии определенным религиозным конфессиям, закрывая глаза на осуществление религиозных культов в государственных и муниципальных учреждениях. Все это свидетельствует о том, что после долгих лет насильственного насаждения атеизма в нашей стране мы начинаем впадать в другую крайность - внедре­ние религиозного сознания и миропонимания на государственном уровне.

Сегодня взаимоотношения между конфессиями, верующими, атеистами не всегда адекватны закрепленному в Конституции РФ принципу плюрализма мнений, убеждений, верований. Принцип равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии нередко нарушается не только граж­данами, но и органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления. Для Российского государства важно не давать привилегии либо ущемлять права одной или нескольких религиозных органи­заций, а создавать атмосферу терпимости к различным верованиям, убежде­ниям, способствовать взаимопониманию между ними. Хотя реально Россий­ская Федерация не может обеспечить абсолютное равенство всех религиоз­ных организаций, которые сами по себе весьма различны, но стремиться к этому она обязана.

Только создание эффективно функционирующего механизма реализации государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания обеспечит успешное достижение поставленных целей и задач политики; гарантирует защищенность основных прав и свобод, будет содействовать укреплению взаимопонимания и сотрудничества приверженцев разных религий и людей неверующих, стабильности в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внесение существенных изменений в действующую Конституцию Российской Федерации вплоть до ее полного пересмотра становится предметом все более активной дискуссии с выдвижением иногда явно взаимоисключающих идей.

Признавая необходимым обеспечить как стабильность, так и развитие конституционного строя, и широкое использование с этой целью существующих конституционных способов разрешения возникающих проблем (толкование Конституции РФ Конституционным Судом; принятие конституционных законов; внесение поправок в главы 3-8 Конституции и т.д.), нельзя не заметить, что многие существенные предложения о конституционных поправках затрагивают главу 1 Конституции России, содержащей основы конституционного строя. Их судьба зависит от Конституционного Собрания, а принятие Федерального Конституционного закона о нем становится все более актуальной задачей.