Смекни!
smekni.com

С. А. Савин Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика (стр. 15 из 51)

Другим важным источником инфляционного давления правительства на денежную политику является обменный курс национальной валюты. Если он определяется правительством, министерство финансов диктует центральному банку объем интервенций на валютном рынке, что снижает его возможности проведения независимой монетарной политики. Именно правительство, а не центральный банк обычно несёт ответственность за поддержание курса национальной валюты, например, такие обязательства по международным соглашениям. Так, страны-члены МВФ должны обеспечивать определенную стабильность обменного курса своих валют. При создании независимого центрального банка здесь может быть достигнут компромисс - правительство определяет механизм формирования валютного курса и не вмешивается в мероприятия центрального банка по конкретным операциям на валютном рынке.

Субъективными факторами, определяющими возможности центрального банка следовать своим целям, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями центрального банка и государственных органов власти повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им поставленных целей. Таким образом, выполнению этих целей может содействовать периодически предоставляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957 г.).

При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний. Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики правительства.

Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть охарактеризована как «независимая внутри правительства».

Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке Англии (1946 г.), на основании которого банк стал государственным. В соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа - Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально ответствен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту. Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое уполномочено давать Центральному банку рекомендации после предварительных консультаций с ними. В этом заключается своеобразие взаимоотношений Казначейства и Центрального банка.

Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую зависимость от правительства при проведении денежно-кредитной политики. Административно он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного при последнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италии выступает как правительственный консультант.

Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более зависим от правительства.

Хотя в федеративных государствах центральный банк пользуется гораздо большей самостоятельностью, дополнительным препятствием достижения реальной независимости центрального банка являются взаимоотношения между ним и местными органами власти. Для обеспечения независимости центрального банка от местных властей особую ценность представляет опыт ФРС США, где резервные банки поделили страну на районы без привязки к административному делению. Один резервный банк может обслуживать несколько штатов, и в то же время штат может оказаться под юрисдикцией нескольких резервных банков. Соответственно у местных властей меньше возможностей оказывать давление на банк. Кроме того, в федеративных государствах четко прослеживается стремление должным образом представить интересы регионов в руководящих органах центрального банка.

Различная степень независимости центральных банков Германии, США, Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции в этих странах. В упомянутом исследовании профессора А. Алесины указано, что за 1973 - 1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17 государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии и Великобритании.

Проблема создания независимого центрального банка имеет важный организационно-политический аспект. Независимый банк должен иметь возможность противостоять действиям политиков, приводящим к росту инфляции, однако первоначальное получение банком подобных полномочий затруднено из-за нежелания политиков ограничивать свободу этих своих действий. Так, действительно независимый Бундесбанк своим нынешним статусом обязан в первую очередь оккупационным американским властям, которые настояли на его независимости, несмотря на серьёзные возражения правящих кругов Западной Германии. Законы же о других центральных банках стран Европейского Сообщества были приняты ещё в 30-40-е годы, когда считалось, что монетарная политика должна быть частью процесса управления, осуществляемого правительством. Соответственно эти законы не предусматривали независимости центральных банков. Теперь, когда подобная независимость необходима, её достижение во многом ограничивается противостоянием законодательной и исполнительной власти.

Разумеется , в идеале центральный банк должен быть достаточно независимым и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование кредитной системы. Однако в реальных условиях независимость многих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в результате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми правительством задачами экономической политики и необходимостью поддержания стабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечивать центральный банк. Практика показывает, что конфликт подобного рода удается урегулировать путем довольно формальных переговоров между правительством и центральным банком без применения «силовых» методов.

Проблема независимости центрального банка и его роли в проведении денежной политики оказалась в последнее время в центре внимания экономистов и финансистов как развитых западных стран, так и государств Восточной Европы и бывшего СССР. В странах ЕС интерес к этой проблеме в основном связан с формированием Европейской системы центральных банков, а в странах Восточной Европы и СНГ - с возможностями антиинфляционного воздействия на экономику.

Таким образом, степень независимости центрального банка свидетельствует о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.

Для оценки степени независимости Центрального банка РФ обратимся к основному документу, на основании которого данный институт строит свою деятельность - Федеральному закону «О Центральном Банке РФ» от 12 апреля 1995г. (в последней его редакции от 31 июля 1998 г.). При определении степени независимости Банка РФ будем исходить из анализа вышеперечисленных факторов.

Положение о составе собственников капитала Банка России зафиксировано в ст.2 Закона: «Уставный капитал (3 млрд руб.) и иное имущество Банка России находится в собственности государства». В основном такое положение главного банка страны объясняется традициями и особенностями развития банковской системы России. Известно, что Центральный Банк Российской Империи, созданный в 1860 г. по высочайшему указу императора, сразу был собственностью государства и находился в подчинении министерства финансов.

В соответствии со вторым фактором Банк России входит в первую группу стран, в которых руководящие органы центрального банка назначаются правительством. Об этом свидетельствует ст.12 Закона: «Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд». В этой же статье определены случаи, при которых Председатель Банка России может быть освобожден от занимаемой должности.