Смекни!
smekni.com

С. А. Савин Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика (стр. 23 из 51)

Практически во всех развитых странах процесс подачи данных коммерческими банками для расчета минимальных резервов формализован. Так, Немецкий федеральный банк предлагает использование специального формуляра, посредством которого отдельные кредитные институты заявляют о своих обязательствах, подлежащих учету при расчете минимальных резервов.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - этот механизм используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2-х недель.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии законом о Немецком федеральном банке 1957 г. ему было разрешено устанавливать нормы обязательных резервов: по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать 30%, по срочным обязательствам (от 1 месяца до 4 лет) - 20%, по сберегательным вкладам - 10%. В то же время в отношении обязательств банков-нерезидентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов. В этих пределах банк может варьировать нормы обязательных резервов в зависимости от целей регулирования экономики.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета, - подобная практика характерна для Японии и Австрии.

В ряде стран установление минимальных резервов по отношению к вкладам в иностранной валюте для нерезидентов имеет свои особенности. Например, в США и Японии с целью исключить уклонение от выполнения обязательств по минимальным резервам включают в расчет обязательств в США евродепозиты, а в Японии - обязательства по отношению к офф-шорным центрам.

В Германии при введении чрезвычайных мер в периоды сильного натиска иностранного капитала на денежный рынок Германии с 16 сентября по 15 декабря 1977 г. нормы обязательных резервов для нерезидентов были установлены в размере 80%, что изменило направление движения капиталов в обратную сторону.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается в развивающихся странах. Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков. Эта зависимость встречается иногда и в практике развитых стран. Так, например, в Германии освобождаются от соблюдения обязательств по минимальным резервам кредитные институты, расположенные в зонах льготного налогообложения. В США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам распространялись только на банки-члены этой системы. Таким образом они стремились к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов.

Кроме того, депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Так, Центральный банк Люксембурга вообще не использует механизм минимальных резервов, от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов во Франции и Испании или, например, в Германии минимальные резервы не устанавливаются на те депозиты нерезидентов, которые компенсируются предоставленными им кредитами.

Стремление коммерческих банков к уклонению от обязательных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились поправки в действующий порядок о минимальных резервах. В частности, в 1980 г. приняты поправки к акту о денежном контроле, которые устранили стремление банков к выходу из ФРС.

В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер - в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объемов депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%. Ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах в последнее время были установлены в следующих размерах:

Великобритания - 0,45%;

США - 12% по вкладам до востребования, 3% прочие;

Франция - 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие;

Германия - от 4,15% до 12,1%;

Швейцария - 2,5%;

Япония - от 2,5 до 0,125%.

При нарушении норм обязательных резервов центральный банк может применять штрафные санкции в виде штрафа - взимает повышенный процент. Например, в Германии Бундесбанк взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку.

Инструмент обязательных резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков. Так, Немецкий федеральный банк с целью предотвращения оттока вкладов на еврорынок существенно снизил ставки по срочным и сберегательным вкладам, а также по вкладам до востребования нерезидентов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Ставки по обязательным резервам Немецкого федерального банка для нерезидентов, %

Дата

Вклады до востребования

Срочные вклады

Сберегательные вклады

1 февраля 1987 г.

12,1

4,95

4,15

1 марта 1993 г.

12,1

2

2

1 марта 1994 г.

5

2

2

1 Monatsberichte der Deutschen Bundesbank. 1994. August S. 56.

Как видим, Бундесбанк для предотвращения отлива иностранного капитала из немецких коммерческих банков значительно снизил нормы обязательных резервов для нерезидентов.

Таким образом, изменение норм обязательных резервов является действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям. Это становится особенно актуально в связи с развитием международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических объединений (например, таких, как ЕЭС).

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро нашли другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов. В настоящее время ФРС США практически отказалась от использования инструмента минимальных резервов. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенное колебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х годов, они остались после этого практически на том же уровне, однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотя и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной системы.

Следует отметить, что большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков. В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными (например, в Италии).

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитной политики в целях регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.