Смекни!
smekni.com

С. А. Савин Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика (стр. 6 из 51)

Хотя рассмотренные ситуации упрощены, они раскрывают смысл схем регулирования, применяемых при кейнсианском и монетаристском подходах. Каждый из них имеет своих приверженцев. Они реализуются в соответствующих стабилизационных программах различных стран.

Конкретный выбор зависит от системы научно-методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами, их консультантами. Этому часто придаётся некий политический оттенок, искажающий во многом сущностные черты каждой из теоретических школ.

Монетаризм в этом плане реализуется как либерально-ограничительная концепция стабилизационных программ. Типичными мерами государственных программ такого рода (которые называют ещё ортодоксальными) являются: сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на продукцию и услуги госсектора, увеличение налогов); ограничение роста заработной платы, направляемое на сжатие потребительского спроса; ограничительная кредитно-денежная политика, введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в центральном банке, увеличение ставки банковского процента; ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями; поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики; девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платёжного баланса.

Специалисты, анализировавшие программы рыночной стабилизации в странах Латинской Америки, справедливо отмечают, что для результативного применения ортодоксальных программ государственного регулирования экономики необходим ряд принципиальных условий. Среди них - высокая эластичность цен к денежной массе, достаточная эластичность внутренних цен к движению мировых цен, высокая эластичность производства (предложения) товаров к движению цен, значительная взаимозаменяемость народнохозяйственных ресурсов (в связи с изменчивостью предложения). Вопрос о наличии таких условий, к сожалению, далеко не всегда ставится на обсуждение, чтобы принимать решение о реализации монетаристской схемы реформ. Это характерно и для реформ в России.

В качестве альтернативы монетаризму возможности кейнсианства реализуют на современном этапе через так называемую государственно-интервенционистскую (или структуралистическую) концепцию регулирования. Последняя применялась, хотя и не очень успешно, в ходе реформ в Аргентине и Бразилии. Следует отметить, что в мире ученых-кейнсианцев отнюдь не меньше, чем монетаристов. Дискуссии между ними не закончены чьей-то "победой".

Современные кейнсианцы, в частности, называют увлеченность монетаристскими подходами в постсоциалистических странах движением "от великой утопии к великой иллюзии". Они полагают, что спад производства в Восточной Европе имеет причину, однопорядковую с мировой депрессией 30-х годов: нарушение совокупного спроса в результате ограничительной финансовой политики. Ключевая проблема, по их понятиям, - преодоление спада, а главная угроза для правительств - безработица и прекращение инвестиций в социальную сферу, понижение уровня жизни людей. Бюджетный дефицит же, с которым монетаристы жестко борются, они рассматривают в качестве возможного позитивного стимулятора конъюнктуры.

Монетаристы, в свою очередь, не соглашаются с такого рода аргументами. Замечают, что в годы расцвета кейнсианства инфляция была невысокой, а безработица большой. Дезорганизация же спроса тогда не предъявляла остро требование изменить структуру производства.

Таким образом, мы подошли к существу проблемы применимости научных доктрин в экономике. Здесь совершенно неприемлемы характеристики по признакам их большей или меньшей "прогрессивности". Речь может идти лишь о соответствии либо несоответствии предпосылок теоретической модели реальным характеристикам материального производства, подвергаемого изучению и регулированию.

Учтем и то обстоятельство, что за последние годы в развитых хозяйственных системах произошли значительные изменения во взаимодействии классических регулирующих инструментов, влияющих на инфляцию, с одной стороны, и на безработицу - с другой. Ранее они, в соответствии с известной кривой Филлипса, трактовались как антиподы, то есть предполагалось, что снижение безработицы может осуществляться путем увеличения инфляции, и наоборот. Начиная с 70-х годов мир столкнулся с одновременным проявлением как инфляции, так и безработицы. Стагфляция стала обыденным явлением. В поисках путей к её преодолению было сформировано новое направление государственного регулирования экономики - концепция предложения, использующая разработки Р. Лукаса (Чикагский университет) и др. по "теории рациональных ожиданий".

Эта теория предполагает, что люди как рыночные субъекты ведут себя рационально, собирают и осмысливают информацию при формировании ожиданий относительно вещей, представляющих для них денежный интерес. Например, если узнают о предполагаемом росте цен на продовольствие, то запасаются продовольственными товарами в преддверии скачка цен. Ожидания вызывают увеличение спроса, который и обусловливает рост цен. Кроме того, сторонники данной теории утверждают, что предприниматели, потребители и рабочие понимают, как функционирует экономика и имеют возможность использовать доступную информацию для принятия решений в своих личных интересах. Рациональные люди используют информацию о функционировании экономики, о государственной экономической политике, формируют свои ожидания или предсказания о будущих изменениях и принимают решения, которые максимизируют их благосостояние.

Теория рациональных ожиданий исходит также из того, что все рынки конкурентны, а ставки зарплаты и цены гибки одновременно в плане повышения и в плане понижения. Цены на товары и ресурсы высокоэластичны и быстро изменяются, когда потребители, предприниматели и владельцы ресурсов изменяют своё поведение под влиянием новой информации.

Концепция предложения исходит из недостаточности одной лишь финансовой и денежной политики, воздействующей на спрос, и включает механизм целенаправленного влияния на предложение. В этой связи ставка делается на меры по снижению издержек производства, что приводит к понижению инфляционных ожиданий людей (и предприятий). Тем самым инфляция преодолевается не за счёт безработицы, а в результате поведения субъектов рынка, ориентированного на снижение издержек.

Типичными мерами по стимулированию предложения являются: сокращение подоходных налогов, что снижает издержки производства; расшивка узких мест в производстве, в том числе путём обучения дефицитным специальностям, создания хорошо работающей службы трудоустройства, воздействие на заработную плату (сдерживание затрат на оплату труда при снижении налогов); создание благоприятной атмосферы для предпринимательства, особенно инновационного.

1.3. Тактика и стратегия проведения денежно-кредитной политики

1.3.1. Обоснование стратегических целей и постановка задачи

Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам. Монетарные власти могут преследовать лишь достижение частной цели, которая в сочетании с другими частными целями, предназначенными для осуществления соответствующей части политики в других сферах, позволяет государственным органам добиваться успеха при реализации своей экономической политики.

Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям.

Как известно, приоритетной целью государственных органов является достижение наибольшей стабильности путем выбора и осуществления определённой политики и сохранение этой стабильности в течение долгого периода. Понятие "общая экономическая стабильность" включает в себя прежде всего определенное состояние основных макроэкономических параметров, а именно: устойчивый рост производства, стабильные цены, полную занятость рабочей силы и положительное сальдо платежного баланса. Для того, чтобы приблизиться к таким результатам, являющимся гарантом экономической стабильности, необходимо, считают монетаристы, чтобы все механизмы рынка действовали свободно. Однако развитие монополистических тенденций, как частных, так и государственных, мешает конкуренции играть свою роль в их достижении. В связи с этим М. Фридмен считает "рынок единственным известным средством, позволяющим экономическим агентам координировать свою деятельность без ограничения".