Смекни!
smekni.com

Тулин алексей психические расстройства с точки зрения трансоанализа. Москва (стр. 39 из 99)

С 1993 г. после заключения о невменяемости А. до сих пор находится на принудительном лечении. При поступлении в больницу был спокоен, однообразен. Неохотно вступал в беседу, рассказывая о своей жизни, сообщал, что накануне правонарушения постоянно слышал "голоса" императивного (приказывающего) характера, казалось, что его телом управляют посторонние силы. Переживания были очень неприятные. Тогда понял, что это Бог воздействует на него, и, чтобы отомстить Богу, решил убить его слуг. Утверждает, что ему было жалко убивать монахов, но он убил их мечом, "а меч - это оружие властелинов, от меча умереть мечтает каждый воин". Убеждает, что сейчас он пересмотрел свои взгляды на религию, и хотя периодически слышит в голове "голоса" и "чужие мысли" - в основном "ругань и мат", но теперь считает, что это делает "нечистая сила". В отделении держался уединенно, был послушен медперсоналу, подчеркнуто вежлив. С апреля 1996 г. стал говорить, что "голосов" не слышит. Охотно включался в трудовые процессы, работал слесарем в гараже, пользовался правом свободно выходить из отделения во двор больницы. Охотно беседовал на отвлеченные темы, на темы религии. О содеянном заявлял - "Боюсь вспомнить, ошибка заключалась в неправильном понимании священного писания, сам по себе я не смог бы этого сделать". С начала 1997 г. больной стал уединяться и усиленно молиться, стоя на коленях. Читая молитвы, иногда допускает ошибки в тексте, и, чтобы наказать себя, бьется головой об пол, об стены, нанося себе ссадины и синяки. Объясняет это тем, что он совершил очень тяжкий грех, и теперь хочет замолить его. Наличие обманов восприятия ("голосов") отрицает. Пребыванием в больнице не тяготится. Высказывает намерение после выписки из больницы уйти в монастырь и посвятить себя служению Богу. (Данные на 1998 г.)

Все это время А. находился на медикаментозном лечении, которое купировало как галлюцинации, так и бредовые идеи. Тяжелое психическое расстройство на время заблокировало адекватное понимание больным собственного "Я", своего места и роли в жизни, а приказывающие галлюцинации направили его поведение на нелепые агрессивное действия. А. в целом был тяжело болен, медицинское излечение тяжкого душевного расстройства помогло его духовному возврату к Богу. "Сатанизм" у А. чисто психопатологического образования. Оно, однако, судя по приведенным фактам, внешне может напоминать реально существующую, непсихопатологическую, деятельность сатанистов, о чем мы специально будем говорить ниже.

Такого рода "религиозные" фабулы - не редкость у лиц, проходящих судебно-психиатрическую экспертизу. За 40 лет работы судебным психиатром автор освидетельствовал не одного "Иисуса Христа", "деву Марию"... Одной из первых экспертиз было освидетельствование некой сельской жительницы, которая под влиянием "видений" и "голосов" сочла себя богородицей. Она настолько была уверена, что является истинной Девой Марией, что односельчане, которым она рассказывала о своем общении с "богом", стали ей верить и даже просить ходатайств перед Богом. Только два ее уже взрослых сына говорили, что мать пора вести в психиатрическую больницу. За отказ верить в ее "божественность" больная убила обоих сыновей. На экспертизе она, естественно, была признана невменяемой и подлежащей лечению в психиатрической больнице. К сожалению, бредовая убежденность больных в своей "божественности" и индуцирование окружающих этой идей может лежать в истоках новых "религий".

Однако индуцировать (что в немедицинской литературе называется "зомбировать") могут и различные колдуны, экстрасенсы и лидеры культовых новообразований.

Подчиненность своей воли воле такого "учителя" или "нового бога", приводящая к совершению общественно опасных деяний людьми в целом не страдающими психическими заболеваниями, является фактом, подтвержденным практикой судебно-психиатрических экспертиз.

Примером может служить освидетельствованный в Центре им.В.П.Сербского Г. Хроническим психическим расстройством он не страдал, однако в силу ряда обстоятельств (надежда на помощь больной родственнице) был определенное время в тесном контакте с "экстрасенсом", занимавшейся "лечебно-колдовской" практикой. В результате этого контакта в течение нескольких недель Г. сам начал чувствовать себя "закодированным". В этот период он понимал всю нелепость своего поведения, в том числе действий, приведших к гибели любимой сестры, и пребывания более месяца рядом с разлагающимся трупом. Все попытки выйти из дома или хотя бы письменно сообщить о случившемся родственникам, в милицию и другие адекватные действия "блокировались экстрасенсорным влиянием". Так продолжалось до тех пор пока он и этот "экстрасенс" не были разъединены. В отличие от обычных индуцированных психозов, когда индуцируемому передается фабула психопатологических переживаний психически больного, этот подэкспертный, повторяя его слова, "умом понимал нелепость и трагичность происходящего, активно пытался сопротивляться, преодолеть чужую волю, убеждал себя в невозможности такого кодирования, но был себе неподвластен". С учетом всех материалов уголовного дела, личности подэкспертного, его психических особенностей до и после описанного периода ни о хроническом психическом заболевании, ни о симуляции речь идти не могла. Вместе с тем это было несомненное расстройство волевой сферы, лишавшее возможности руководить своими действиями и давшее основание для заключения о невменяемости. Подобные случаи "лишения воли" описывались при анализе действий жрецов-целителей, шаманов, знахарей и других магических врачевателей, они объяснялись подсознательными архетипами. Теперь это воля "новых богов" типа Асахары или разных антихристов и т.п.

В данном контексте необходимо остановиться на сложном вопросе о снижении или даже потери способности критического осмысливания адептами культовых новообразований сути учений неокультов. Несмотря на нелепость этих учений сектозащитники пытаются поставить знак равенства с христианством, утверждают, что и учение Иисуса Христа - нелепо, что Он де жил-был плотником, а потом счел себя Богом, стал утверждать, что слышит голос Бога Отца (что, по их утверждениям, - галлюцинации) и поэтому он был или психически больной или, по крайней мере, между ним и Виссарионом (новым Иисусом Христом, в которого вдруг превратился милиционер Тороп) нет никакой разницы.

Все эти нападки на христианство далеко не новы. И может быть здесь не место заниматься апологетикой - вера есть вера, она не может иметь научные доказательства - духовное и рациональное два разных уровня познания, при этом познания только своих истин. Вместе с тем, обсуждая проблему культовых новообразований, представляется возможным высказать собственную точку зрения.

В дискуссии с современным интеллектуальным атеистом можно на время даже допустить, что все чудеса Христа, описанные в Евангелии, это - поздние домыслы его последователей, пытавшихся доказать Его Божественность. Можно временно пойти и на какие-то другие "допуски". Однако нельзя отвергнуть того факта, что все учение Христа не могло прийти только от человека, пускай и самого мудрого. Атеистические позиции понимания только материальной сущности человека (а, стало быть, его подвластности только природно-естественным закономерностям) не совместимы с тем, что человек как такая материальная сущность мог учить "подставить другую щеку", любить ближнего, даже если он враг, то есть действовать в явный ущерб себе. Для материального мира это противоестественно, для бездуховных межличностных отношений это звучит нелепо. Действительно, такое не могло звучать из уст просто человека, поскольку эта позиция нечеловеческая, противоестественная, если человек только "высокоорганизованная материя". Вместе с тем именно суть учения Христа явилась тем, что Его называют Спасителем вот уже на протяжении двух тысяч лет. За это время появлялись многие сотни новых "божественных" религий, но их создатели говорили языком земной причинности человеческих отношений, не содержащих Начала истинной любви Бога к человеку, и эти религии умирали, по этой причине умрут и очередные.

Ни одно культовое образование не содержит и подобия этого Божественного начала, именно Начала, а не повторов. Читая неокультовую литературу, знакомясь с проповедями новых богов, какого-либо нового истинно духовного начала в них найти нельзя.

Так, в проповедях Виссариона никакой собственной духовности просто нет. Идет говорение и перефразирование Евангельских повествований. Здесь и любовь к ближнему и спасение души и т.д., но нет именно своего нового нравственного, духовного начала. Человеку, не знакомому с христианством. перефразирование на современный язык Евангельского учения, которое выдается за свое, может импонировать, поскольку оно действительно духовно, пока не начинается "религиозная" самодеятельность. Такое говорение может создать впечатление, что Тороп на самом деле какая-то божественная личность и подвести неофита под психологическую зависимость. Но вот Виссариан (Тороп в роли новоявленного Христа) переходит к собственному учению. И здесь, если не потеряна из-за этой психологической зависимости способность к критическому мышлению, у адептов не могут не возникать сомнения в "истинности" учений очередного Иисуса.