Смекни!
smekni.com

Тулин алексей психические расстройства с точки зрения трансоанализа. Москва (стр. 81 из 99)

Мы упорно продолжали вместе работать, стараясь отогнать отрицательные мысли и обсуждать все положительно. Мы продолжали указывать отрицательным голосам, какой замечательный мир лежит впереди после земной смерти. Мы постоянно повторяли, что они должны освободить землю и земных людей, чтобы достичь радости, любви и света. Энн и я узнали много за этот период, в частности, что положительное всегда одерживает победу над отрицательным. Мы знали это; каким бы ужасным ни было влияние голосов в вашей жизни, этому всегда приходит конец, если вы лично готовы бороться. Вместе мы способны включиться в эту борьбу и, к счастью, мы теперь научились справляться с отрицательными голосами.

Что касается меня, за пару лет я прошла сквозь ад, но выжила, благодарение Богу. Я столькому научилась за этот период вместе с Энн, моим самым большим другом и коллегой, что могу теперь снова и снова предлагать помощь тем, для кого такой ад еще продолжается.

СЕДЬМОЕ СООБЩЕНИЕ.

Для того чтобы объяснить, как я научился справляться с голосами, позвольте мне сначала рассказать, как я услышал их в первый раз и как они повлияли на мою жизнь.

После окончания средней школы в 1977 году я начал учиться на трудотерапевта. Чтобы прослушать этот курс, я должен был снять жилье в другом городе. Коротко о себе: я единственный ребенок и, возможно, поэтому превосходно развлекаю себя сам. Может создаться впечатление, что я нелюдим. Я чрезвычайно творческий человек и люблю, кроме прочего, живопись; в моих новых комнатах было достаточно места для этого. Моя подруга осталась там, где я родился, и хотя у меня было мало новых знакомств, я должен сказать, что студенческая жизнь не проходила мимо меня; конечно, я спал очень мало. Впервые в жизни я мог решать сам, что мне есть, готовить самому или питаться в столовой. Короче говоря, я был волен приходить и уходить, когда мне нравилось, не будучи зависимым или стесненным. Но вопрос моего будущего оставался нерешенным.

Через несколько месяцев я вообразил большую белую стену в моей комнате разрисованной; эта стена бросала мне вызов. Я начал рисовать темный лес с рептилиями на переднем плане. Живопись – это нечто, что передается от головы к руке, а я всегда был способен слышать краски: они передаются вибрациями. Я слышу черный, красный и темно-коричневый цвета. Когда я рисовал, в комнате была мертвая тишина, так как у меня не было даже радио. Однако в тишине я чувствовал что-то тревожное, какое-то нарастающее угрожающее парение, и у меня возникло определенное впечатление, что я в комнате не один. Потом я слышал в ушах монотонный шум, который исходил не от меня и который я не мог объяснить. Это было немного похоже на звук, который мы слышим, когда затыкаем уши пальцами, но этот звук был ниже и более монотонный. Было также глубокое чувство, будто что-то ищет меня.

То, что я слышал, было криком группы людей о помощи. Если быть точнее, я бы описал это как звук примитивных голосов, голосов аборигенов: очень угрожающий, жуткий, предвещающий беду звук. Он начинал скулить, потом затихал вдали, многократно повторяясь, дразня и раздражая меня. Что-то хотело овладеть мною и делало это. Я слышал, что говорили не по-голландски (мой родной язык) и не на каком-либо иностранном языке; все выражалось эмоциями. Я не мог произнести ни одного разумного слова в ответ, только звуки. В этом сообщении я буду называть звуки, которые я слышал, голосами.

В прошлом у меня часто были такие переживания, но звук был всегда более удаленным и менее угрожающим. После этого эпизода я чувствовал себя напуганным и затравленным, будто внутри меня было что-то, что могло появиться внезапно в любой момент; это чувство всегда присутствовало сознательно и бессознательно. На самом деле я чувствовал себя помешанным. Я не смел рассказать кому-нибудь о голосах и был слишком напуган, чтобы оставаться одному и выражать свои чувства, например, на бумаге. Я никогда не знал, когда появятся голоса; часто они это делали в самые неподходящие моменты.

Я всегда был верующим – не только по воспитанию, но и по собственному убеждению. Молитва – часть размышления; молитва – общение с силой, которую я называю "Бог", а другие могут давать ей другие названия. Я просил эту силу помочь мне. Как долго это продолжалось, прежде чем у меня появилось мужество сказать голосам "Стоп", я точно не знаю, но помню этот волнующий момент. Мне кажется, это случилось примерно через три года. Немногое изменилось в моем положении; голоса были не так активны, но я продолжал чувствовать себя преследуемым: они могли настичь меня в любое время.

Момент, когда я впервые осмелился сказать "Стоп", я не забуду, пока буду жить. Я ехал в автомобиле на работу. Как раз перед этим у меня состоялся очень волнующий разговор, в котором я полностью раскрылся. Я гнал машину по шоссе и вдруг отчетливо осознал, чего я боюсь: боюсь власти голосов. Именно там и тогда, в машине, я громко выкрикнул: "Я испуган" (не один, а несколько раз). Будучи один в машине, ты можешь вести себя так, как когда тебя никто не слышит, и я сделал это: это было как первобытный вопль. Я как будто выбросил что-то из своего нутра, и это дало мне чувство освобождения, которое сделало меня счастливым; это был момент, когда я почувствовал себя вполне зрелым. Я принял себя таким, каким я был и все еще остаюсь. Я не должен был убегать от голосов, а должен был признать их существование. Я сказал им "Стоп", потому что признал их как независимые души, как нечто вне меня. В процессе, через который я прошел, можно выделить следующие фазы:

· шок;

· испуг и бегство;

· изучение значения голосов;

· признание голосов как независимых духов;

· принятие самого себя;

· исследование причин моего бегства;

· противоборство с голосами;

· компромисс между признанием и отвержением голосов.

Впоследствии это выглядело так, будто бурные пороги исчезли из реки моей жизни. Я был в спокойных водах и мог решать, куда плыть. Я все еще слышу или чувствую голоса, кричащие о помощи, но теперь я отсылаю их прочь, и это меня освобождает. Я принадлежу себе и могу отстаивать свою личность.

Я надеюсь, что могу помочь другим людям стать на этот путь. Вы должны быть готовы сказать: "У меня все в порядке; у вас все в порядке".

СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ:
НЕПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.

Психиатрические толкования слышания голосов представляют лишь малую часть теорий, рассматривающих этот феномен. Широкий замысел этой книги предполагает включение в нее некоторого количества статей, отражающих другие теории. При выборе материала мы руководствовались историями из предыдущей главы и включили концепции, использованные их авторами. Следует отметить, что толкования слышащих голоса редко полностью соответствуют одной теории, чаще они комбинируют разные элементы различных систем взглядов.

Мы уже знаем, что существует большое разнообразие личных взглядов. Автор первого сообщения приписывает голос наставнику. Многие слышащие голоса придерживаются этого взгляда, и не только те, кого мы встречали: отдельные примеры можно найти в литературе на эту тему, например в исследовании американского психолога Myrtle Heery. Поэтому мы включили краткое описание ее исследовательской работы с тридцатью слышащими голоса.

Автор второго сообщения характеризует феномен как мистический по своей природе и отождествляет его с другими мистическими переживаниями (Teresa of Avila). Это побудило нас выбрать статью о мистицизме в религии.

Автор третьего сообщения предлагает интерпретацию слышания голосов как паранормального дара и одновременно как средства духовного роста. Парапсихология стала важным современным движением, привлекательным для многих слышащих голоса, и мы включили раздел, отражающий ее.

Сообщение четвертого автора иллюстрирует другой способ, которым голоса могут представлять стремление к духовному прогрессу. The Path (англ. – тропа), как известно, является заметным представителем этой ветви духовной мысли, в которой медиум играет активную посредническую роль.

Главным для автора пятого сообщения является вера в жизнь после смерти и в возможность общения с умершим; это не только влияет на смягчение горя, но и формирует жизнь оплакивающего. Этот подход потребовал включения раздела о метафизической школе мышления.

Автор шестого сообщения истолковывает голоса как происходящие от неуспокоившихся духов умерших – взгляд, развитый медиумами. В знак признания этого важного подхода мы включили раздел, написанный медиумом, дающим личное толкование этого взгляда. Особое значение имеют теории реинкарнациии, предполагающие, что душа человека рождается несколько раз, причем с новой задачей, которая должна быть выполнена (Карма).

Есть много других вопросов и теорий, связанных с феноменом слышания голосов, которые не было возможности поместить здесь. В частности, мы отослали бы читателей, интересующихся слышанием голосов в так называемых примитивных культурах, к антропологической литературе.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО ГОЛОСА:
ИССЛЕДОВАНИЕ 30 СЛУЧАЕВ.

В истории человечества описания внутреннего голоса встречались в религии, истории, психологии, художественной литературе и мифах. Психологическая литература, описывая эти переживания, больше сосредоточивалась на индивидуумах с патологией, в то время как религиозная литература повествует о тех, кого считают божественно вдохновленными или демонически одержимыми. Удивительно мало внимания уделялось изучению внутреннего голоса людей, не принадлежащих ни к одной из этих групп. Исследование избранных сообщений о подобном опыте представляет основу для дальнейшего изучения этого феномена. Термин "внутренний голос" описывает важный субъективный опыт: действительное восприятие голоса, говорящего внутри, и/или более смутное ощущение некоего внутреннего общения. Точно так же, как физический голос является средством общения между людьми, внутренний голос может осуществлять общение внутрипсихическое, т.е. между различными уровнями психики (Van Dusen, 1981).