Смекни!
smekni.com

3 «утешение сердца в трудные времена» Предисловие (стр. 30 из 58)

Фантазии обременены двумя характерными проблемами. Во-первых, фантазии могут восприниматься как реальные события, одаривая человека искусственными ощущениями, а также лишая его мотивов достижения достойных целей в жизни. Вторая проблема касается содержания фантазий. В связи с тем, что никто не в силах воспрепятствовать нашим похождениям в выдуманном нами же мире, особенно в поступках аморальных, мы постепенно проникаемся ощущением нормальности подобного поведения, стремясь воплотить его в реальной жизни. Другими словами, фантазии обладают способностью ввергать нас в состояние апатии и распущенности.

Конечно же, будет неверным сказать, что люди фантазируют о сюжетах телепрограмм. Но некоторые действительно подражают любимым телегероям в реальной жизни. Единственная проблема заключается в том, что зачастую эти герои выдуманы неким человеком или группой людей. Таким образом, получается, что люди подражают выдумке.

Несомненно, роли, разыгрываемые в телефильмах и различных программах, существуют в реальной жизни. Каждый из нас знает о деятельности сил правопорядка, детективов, юристов, врачей, медсестер и высокооплачиваемых топ-моделей. Однако в нашей повседневной жизни многие из этих людей ведут себя совершенно не так, как показывают работники голубого экрана. Перед нашим взором разворачивается лишь одна сторона их жизни. В фильме наши герои предстают перед нами во всеоружии, готовые раскрыть преступление и схватить бандитов. Но никто не расскажет нам о том, что многие из этих людей недоверчивы, разочарованы, разведены, одиноки, пристрастились к алкоголю или наркотикам, подавлены стрессовыми ситуациями или находятся на расстоянии шага от самоубийства.

Схемы поведения, направленные на самоуничтожение

Вдобавок к фантазиям, в уме заложено еще несколько механизмов, которые могут сбить нас с толку. Наиболее характерными состояниями ума являются вялость, погруженность в себя, стремление к обоснованию собственных желаний и привязанностей.

Вялый ум никогда не сможет стать нашим другом. Потому что он не способен восстановить в памяти и проанализировать причины, приведшие нас к затруднительному положению. Такой ум не заинтересован в поиске решения проблем. На самом деле, он может и не обнаружить их. Подобный тип ума погряз в гуне невежества, которая характеризуется ленью, сонливостью и инертностью. Вот почему вялый ум не способен дать адекватную оценку собственному состоянию. В соответствии с наставлениями древних писаний, детьми такого невежественного ума становятся «глупость, безумие и иллюзия». Поэтому мы должны быть крайне внимательны, чтобы избежать ментальной вялости и попытаться очистить наш ум благодаря духовной практике.

Склонность ума погрязать и воспоминаниях о прошлых событиях, даже неприятных, мы называем «погруженностью». Всем нам знакомо ощущение отторжения, возникающее через несколько часов прокручивания в памяти мелодии популярной песни или рекламного ролика. Хотя нам может не нравиться сама песня, стихи или рекламируемый продукт, наш ум немилосердно снова и снова прокручивает эту мелодию в нашей голове. Если не направить эту способность ума зацикливаться на нежелательных мыслях или впечатлениях в позитивное русло, она может очень мешать духовному развитию человека. Духовное продвижение в огромной степени зависит от умения сознательно направлять умственную деятельность в конструктивное духовное русло.

Обоснование собственных желаний является еще одним серьезным препятствием на пути нашего развития. Известный в религиозных кругах автор Мерлин Хикей пишет: «Способность ума к обоснованиям чем-то напоминает тупик, и очень многие оказываются пойманными в этом тупике». Это качество ума причиняет нам огромный вред. Иногда ум страшится и избегает собственного взросления, потому что не уверен в том, что ожидает его в будущем. Мы боимся того, что от нас потребуется, если мы перейдем на иной уровень мысли или действия, и это чувство незащищенности вынуждает нас сопротивляться и на подсознательном уровне сводить на нет все попытки внутреннего роста.

Неконтролируемая способность ума к обоснованию лишает нас возможности замечать в себе недостатки. Более того, посредством умелого применения этого качества ум переключает весь наш гнев за собственные несовершенства на внешние объекты. Когда мы пытаемся обосновать свои поступки, в нас естественным образом пробуждается желание оправдать себя, сказав: «Я сделал все, что можно было сделать в этих обстоятельствах». Мы не обращаем внимания на то, что другие люди, пребывая в подобных условиях, смогли добиться намного большего, найдя применение своим смирению, энтузиазму и решимости, а также искренности. Способность к обоснованию препятствует нашему росту и приложению усилий, убеждая нас, что мы уже и так добились максимально возможного совершенства Подобное отношение не способствует духовному продвижению. Чтобы избежать подобной ловушки, духовные воины должны быть строги к самим себе и снисходительны к другим.

Это состояние сознания обычно сопровождает умственная вялость, поэтому прежде всего ей подвержены ленивые люди. Даже сильный интеллект не поможет нам избежать глупого и разрушительного поведения, если не сможет направить ум на смиренный откровенный самоанализ. Говоря другими словами. человек, постоянно оправдывающий свои действия и мысли, напоминает атлета, развивающего только одну группу мышц, что не позволит ему достичь поставленной цели.

Привязанность — это привычка чрезмерно обдумывать прошлое. Привязанности обычно возникают, когда мы не способны наполнить ум новыми положительными ощущениями. Так же, как голодный человек постоянно думает о последнем приеме вкусной пищи, неудовлетворенный ум стремится сосредоточиться на самых приятных воспоминаниях и отводит им наиглавнейшую роль.

Привязанность — неотъемлемая часть нашего естества. Однако когда наша привязанность направлена на материальные объекты, ум не сможет испытать всецелого наслаждения. Напротив, он начинает блуждать, словно сирота, потерявший своих родителей. Для обретения истинного счастья мы должны направить свою привязанность на духовный объект. Пока ум не погружен в духовное знание и не может развить привязанность к духовным объектам, изменить наши умственные пристрастия будет практически невозможно. Поэтому не следует ожидать от собственного ума сотрудничества до тех пор, пока мы не станем достаточно умственно дисциплинированы, чтобы придавать мыслям конкретное направление.

Мы способны все изменить

К счастью, в наши дни постоянно растет число людей, понимающих необходимость полной перемены ума — революции сознания для предложения человечеству перспективы жизнеспособного будущего. Поверхностных мер недостаточно. Мы нуждаемся в чем-то существенно большем, чем продуманное «руководство к действию» или серии срочных и косметических мер. Мы срочно нуждаемся в коренной перемене мировоззрения, определяющего наше поведение. Прежние схемы мышления, ставшие основой зарождения этих предпосылок, должны уступить место чему-то новому.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы должны осознать, насколько важна наша роль в определении будущего всей планеты. Участие в этом процессе каждого из нас крайне важно. Мы должны поставить перед собой цель повышать уровень нашего сознания ежедневно и ежеминутно. Каждый из нас может стать духовным воином, если мы хотим этого и готовы принять все последствия. Эти последствия выключают в себя непрерывное стремление к познанию истины и приложение всех возможных усилий для создания максимально здоровых условий жизни, основанных на ответственности, зрелости и, в конечном итоге, на чистоте. Чистота защищает нас и окружающий нас мир, потому что когда мы честны и открыты, никто не сможет обмануть нас, а мы не сможем навредить другим. Так давайте же сделаем четность нашим сильным качеством и приложим максимум усилий, чтобы излечить эту планету.

Вопросы и ответы

Вопрос: У меня сложилось впечатление, что наше общество развивается столь бурно за счет невежества людей в отношении вопросов духовности. Например, е Кажется, что существуют люди, которые прекрасно знают о могущественном влиянии регулируемой духовной практики и сознательно держат людей в невежестве в этом отношении.

Ответ: Представьте себе, что вы сидите в ресторане и не понимаете ничего из того, что написано в меню, или не имеете ни малейшего представления о том, что собой представляет каждое конкретное блюдо. Вы можете заказать что-то наугад, получив то, что вам может понравиться, а может и не прийтись по вкусу. Многие люди проживают свою жизнь подобным образом, делая непродуманные шаги, основанные на сиюминутных предпочтениях. Они надеются, что материальная природа в ответ одарит их чем-нибудь хорошим. Иногда они довольствуются тем, что у них есть, а иногда им кажется этого мало. Но это будет продолжаться лишь до тех пор, пока они не ознакомятся с законами материальной природы, знание о которых одарит благом всех без исключения.

Когда мы поймем правила игры в этой материальной тюрьме, мы начнем испытывать чувство ответственности за собственные поступки и за эффект, оказываемый нашей деятельностью на других. Такова основная причина опасений в отношении познания истины. Мы боимся сломать нашу незамысловатую привычную жизненную схему лишь потому, что испытываем страх перед неизвестностью. Нам достаточно комфортно живется в плену собственных иллюзий, которые не требуют от нас размышлений. Если же мы начинаем «слишком много думать», нам приходится усмирять себя одурманивающими веществами, чтобы вернуться в относительно безопасное состояние привычной ситуации.