Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 26 из 39)

Гештальт дал нечто новое. Несколько раз в конце интенсивной гештальтистской работы я об­ретал чувство благополучия и ощущения, что даже "дурные чувства", которые я переживал, каким-то образом хороши и "правильны". В это время я начал посещать семинар для продвинутых, и самым живым воспоминанием от него остался случай, когда Вернер Эрхард, стоя рядом со мной, кричал моему соседу: "Я не думаю, что ты совершенен, я не вычислил, что ты совершенен, я не верю, что ты совершенен, я ЗНАЮ, что ты совершенен".

В течение 50 часов я или кто-нибудь еще пытались уронить себя каким-нибудь образом, но флаг поднимался вверх и нам показывали, что каким-то образом мы "0'кей", несмотря ни на что. В течение не­скольких дней после этого семинара я ощущал ту опору, которую обретал минутами в гештальтистской работе - реальное ощущение "окейности". В это время мое поведение драматически изменилось и, я полагаю, к лучшему, без всякого ощущения усилия или делания с моей стороны.

Я обнаружил, что в собственной работе в группе, на семинаре, или в общении с человеком, обнаруживающим дурной симптом, я говорю: "Я уверен, что когда это появилось, это было лучшее, что вы могли сделать в тот момент". И действительно, при тщательном рассмотре­нии всегда так и оказывалось. Это настолько нравилось мне, что я стал специалистом по показыванию людям их собственными словами и на их собственном опыте, что любой их выбор был лучшим возмож­ным в тот момент. И тогда я говорил умно и убедительно: "Что же такое жизнь, как не совершенство, если она состоит из ряда совершен­ных выборов?"

Я придумал упражнение "другое название симптома", которое по­зволило показать, что любое дурное качество или дурная черта чело­века - это просто дурное имя, данное по существу полезному качеству, которое они приобрели в какой-то момент своей жизни. Если люди это видят, то они ни за что от него не откажутся. Проделав это упраж­нение с несколькими сотнями человек, равно как и в одиночестве, я почувствовал изменение точки зрения на жизнь, как на свою собст­венную, так и на жизнь других. Новым было ощущение органическо­го качества в жизни человека, которое предвещало дурное определе­ние событий или черт в результате недалекости, непонимания того, что в целом хорошо.

Дурное оказывалось недостатком понимания ситуации в целом, - и, конечно же, эта недалекость и непонимание были также совершенны в свое время. Я начал разрабатывать за этим "экологическую", так сказать, модель ума. Вид стаи волков, напавшей на лося, может быть неприятен, но волки поддерживают здоровье и нормальную числен­ность лосей. Подобным же образом считать симптом или черту чело­века дурными - это просто недальновидность в оценке небольшого фрагмента без представления о связном целом. Я начал также обна­руживать, что иногда, когда люди работают над своими проблемами, каждый оказывается замечательным знатоком как раз в той области опыта или чувства, которая именуется проблемой.

Практически эта точка зрения привела к простому и эффективно­му способу общения с дурными чувствами, на которые жалуются лю­ди. Когда человек рассказывает мне о дурных чувствах, таких как тревожность, вина и т.п., я могу показать ему на его собственном опыте, что эти чувства абсолютно необходимы и даже неизбежны при данных предположениях и данном восприятии мира. Человек может увидеть, что было бы глупым и даже рискованным не пережить этих чувств.

С этой точки зрения фобия - лучшее решение, к которому человек мог прийти относительно серьезной, ощущаемой им проблемы. Отри­цать или осуждать это решение, называя его симптомом, значит скры­вать серьезность проблемы, подлежащей решению/ Привычки или симптомы можно рассматривать таким же образ<^. Если мы будем просто осуждать человека за пьянство, мы не узнаем, какую серьез­ную реальную проблему он решает. С точки зрения совершенства мы не проводим анализ симптомов или, уходя от него, мы скорее идем прямо через него, находя его неузнанную пользу в том виде, в каком она существует.

Там, где я сейчас нахожусь, я не обладаю полной уверенностью, что все в мире хорошо, таким, я полагаю, должно быть восприятие мира того, кто полностью стоит на точке зрения совершенства. Я обладаю искренней уверенностью относительно множества специфи­ческих вещей, которые еще некоторое время назад я вряд ли бы мог рассматривать подобным образом. Я обладаю предположением, тео­рией, как можно было бы сказать, что все хорошо. Я даже начинаю подозревать, что я сам - "о" ксй", хотя я и думаю, что буду более почищусь.

Мой партнер Джордж Пранский, более уверенный, чем я, в точке зрения совершенства, создал стиль консультирования, названный на­ми позже бархатным катком. Он состоит в нахождении для каждой жалобы пациента, какой бы грустной или тяжелой она не была, кон­текста, в котором она является выражением совершенства в жизни человека. В этом нет ни вопросов, ни советов для действий. Пациент может осознать свое совершенство там, где он находится, или про­явить некоторое стремление к тому, чтобы увидеть это совершенство* В последнем случае каждое новое высказывание пациента трактуется подобным образом, даже если пациент выражает сопротивление.

Одно из следствий этого стиля - создание атмосферы принятия, в которой человек обретает свободу исследовать значение и смысл свое­го поведения. Часто результатом этого для пациента становится осоз­нание и реальное переживание того, что он сам и его ситуация "о-кей". Изумительно, однако, как часто люди этому сопротивляются. Они сражаются до последнего, лишь бы не пережить совершенства. Мы заметили два возможных вида этого сопротивления. Одно состоит в том, что проблема, которую излагает пациент, - не проблема. Пробле­ма состоит в убежденности, что здесь должна быть проблема. Само же положение реальности не переживается как дурное. Часто, когда че­ловек рассказывает о ситуации, которая привела его к консультанту, например, 30 кг лишнего веса, и мы спрашиваем, что же в этом плохо­го, человек затрудняется ответить. Он не переживает ситуацию как плохую. Собственно, проблема и возникает, выдумывается или разду­вается, чтобы соответствовать убеждению, что должна быть проблема.

С этим связан второй феномен, который мы обнаружили в сопро­тивлении совершенству. Некоторые люди глубоко привязаны к жест­ко заданной цели, конечному состоянию, в котором они будут совер­шенны - фантастическому состоянию, которое может называться здоровьем, спасением, самоактуализацией или достижением. Эта ил­люзия прекрасной цели становится основным препятствием к пози­тивной оценке наличной реальности, того, что есть прямо сейчас.

Перефразируя это, можно сказать, что идеальное совершенство -величайшее препятствие для переживания существующего совершен­ства, которое уже есть. Этот журавль в небе, идеальное совершенство - одно из коварных препятствий для простого переживания "окейно-сти" настоящего. Однако люди готовы быть скорее несчастными сей­час, но сохранить мечту, чем отказаться от этой мечты и просто пере­живать движение жизни со всем тем, что она несет.

Среди возражений точки зрения совершенства наиболее часто встречаются три группы:

Первая: "Как быть с дурными привычками, которые будут сохраняться в атмосфере принятия?" Ответ: "Кто на самом деле знает, что действи­тельно эти привычки являются дурными с более широкой точки зре­ния?" Часто черта или привычка называется дурной только с точки зрения иллюзии совершенства. В безопасной атмосфере пациент может посмотреть на дурной симптом своими собствен­ными глазами и в своем собственном контексте, и наметить те измене­ния, которые он сочтет нужными.

Парадоксально, что сторонники совершенствования в противопо­ставлении совершенству чаше всего пессимисты в отношении к чело­веческой жизни. Представление, что мы должны бороться и стремить­ся к улучшению, исходит из предположения, что улучшение не будет происходить спонтанно, и мы, по существу, несовершенствующиеся создания, которых нужно подгонять к совершенствованию.

Точка зрения совершенства оптимистична в своем предположении, что если людям дать немного времени, места и силы, то они будут естественно двигаться к лучшему. Рассматривать содержание жизни как совершенное, значит с большей вероятностью давать людям это время, место, силу и свободу от давления. Требование измениться в определенном направлении в конце концов определяется той же точ­кой зрения, с которой первоначально данную черту называли дурной, что только мешает на пути естественного процесса совершенствова­ния.

Второе, более серьезное возражение возникает, когда пациент обнару­живает актуально деструктивное поведение вроде пьянства и т.п. С точки зрения совершенства импульс пьянства или избиения детей сам по себе совершенен. Он лишь нуждается в рассмотрении в атмосфере принятия, чтобы можно было найти его позитивную суть. В конце концов, в тот момент, когда пациент разговаривает со мной, он не делает этого, так что импульс или желание делать это может быть безопасно рассмотрено в таком контексте. Часто я заключаю согла­шение с пациентом не осуществлять это поведение некоторое время, пока мы не рассмотрим его, но я не соглашаюсь называть это дурным.

Третье, более абстрактное возражение касается других людей. "Как быть относительно Гитлера и евреев?" "Как относиться к войне и к голоду?" "Как насчет природных катаклизмов или расизма?" Один из ответов состоит в том, что зло - это оценка с близкой точки зрения. Кто знает? Я уверен, что многие люди в Сан-Франциско, если бы они могли отмолить землетрясение 1906 года, так бы и сделали. Однако, в таком случае напряжение, которое возрастало бы и накапливалось в течение последующих лет, привело бы к тому, что недавнее землетря­сение было бы гораздо суровее, так что, оглядываясь назад, мы можем только желать, чтобы было все так, как оно было. Называть что-то хорошим или дурным - это высокомерие и псевдоуверенность вместо реальной уверенности, которой никто из смертных не может обладать.