Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 5 из 39)

Участник. Чувство напряжения напомнило мне о чувстве крайней ненависти, предельного конфликта. А также о времени реального экс­таза. Это кажется не слишком осмысленным, да?

Энрайт. К счастью, в этом эксперименте нет необходимости искать, что это значит. Это лишь преувеличенное правило нашей культуры. Иногда оно полезно, чаще же оно становится препятствием к просто­му, открытому переживанию своего опыта.

Участник. Я почувствовал напряжение, чувство сжатости и подавленности, невозможности выбраться.

Энрайт. Заметьте, что эта невозможность выбраться очень сложное переживание, это не простой опыт. Это включает образ того, как вы могли бы реагировать, плюс борющиеся с этим реакции, которые вы осуществляете, плюс какие-то оценки, что то, что могло бы быть и в некоторых отношениях предпочтительнее и т.д. и т.п. Мы вернемся к этому позже - опыт невозможности, "я не могу" очень сложный и неприятный.

Участник. Я действительно почувствовал, что мои брови нахмурены, а зубы сжаты. Ассоциация, которая возникла в связи с этим, - предельное усилие. Я связываю с этим что-то вроде истории про атлетов, чувство "Я сделаю это несмотря ни на что, черт возьми!"

Энрайт. Знаете ли вы, что вы собираетесь сделать в этой ситуации?

Участник. Непосредственной ассоциацией было сосредоточение и попытка понять...

Энрайт. У кого-нибудь возникли воспоминания из прошлого, мо­жет быть из своего далекого прошлого? Это часто происходит. Или воспоминание о чем-то совсем недавнем?

Участник. Я почувствовал напряжение, злость, страх, тревожность - и я не хотел дать воспоминаниям возникнуть.

Энрайт. И вы затолкали их обратно: "Уйдите, забытые, вы не нуж­ны мне сейчас".

Участник. Я почувствовал напряжение в руках, щеках и ногах. Я почувст­вовал что-то вроде предостережения, концентрации и защиты. Были также вспышки сексуального напряжения.

Энрайт. Это упражнение иногда дает немедленные результаты, другие нуждаются в некоторой практике. Мышцы лица - местополо­жение качеств эмоций и чувств. Обратная связь от лица в значитель­ной степени определяет особенности эмоционального переживания. Ваше лицо всегда знает, что происходит. Иногда в этом упражнении вспоминаются события двадцатилетней давности, иногда - произо­шедшие пять минут назад - от самого тонкого до самого смешного. Ваше лицо всегда с вами, оно старается рассказать вам о том, что важно, что происходит здесь и теперь, что вы реально сознаете и т.п. Оно говорит вам, как вы относитесь к ситуации, какие моменты про­шлого значимы. Нужно только настроить его, выслушать его, найти несколько секунд, чтобы его заметить, - и вот оно.

2. Позы тела как выражение отношения.

0'кей. Останьтесь теперь в той позе, в какой вы находитесь прямо сейчас. Не делайте даже малейших перемещений и приспосаблива­ний. Почувствуйте, что с чем связано, чего касается, где напряжение. Посмотрите, можете ли вы просто дать этому быть как оно есть. У нас всегда существует принудительная тенденция расслабиться если мы замечаем напряжение. Пусть оно будет. Оно пытается сказать вам что-то. Почувствуйте, что происходит.

Можно подойти к этому двумя способами. Один состоит в том, чтобы найти три-четыре глагола - здесь нужны именно глаголы, чтобы выразить то, что происходит - удерживает, толкает назад, выдвигает вперед, достает, и так далее. Найдите три-четыре глагола, которые ваше тело выражает прямо сейчас: закрывается, открывается, стиски­вает. Просто дайте этим глаголам проскользнуть в ум, просмотрите свое тело и дайте глаголам появиться.

Есть другой подход. После того, как вы просидели в этой позе больше минуты, может быть, возникло несколько точек небольшой боли или напряжения, которые начали проявляться из фона. Найдите эти точки, особенно если это касается двух частей тела, или мест, где тело соприкасается с чем-то внешним. Найдите точку напряжения или неудобства, где встречаются два элемента, и дайте своему созна­нию перемещаться туда и сюда. Если это, например, рука и подборо­док, дайте своему сознанию сначала целиком войти в подбородок - почувствуйте, его, найдите слова, которыми это можно описать. За­тем перенесите сознание на руку, почувствуйте как она "себя чувству­ет". Один из способов сделать это - провести беседу. Локоть может сказать подлокотнику кресла: "О, спасибо, что вы здесь, мне так удоб­но лежать на вас", - а подлокотник может ответить: "О, пожалуйста, опирайтесь, я могу многое выдержать", -дайте им поговорить минутку-другую. Пусть ваше осознание перемещается от одного элемента к другому.

Существует очень полезное правило: когда вы вроде бы готовы ос­тановиться, кажется, что пора остановиться, - сделайте еще один шаг, скажите еще что-то. 0'кей. Давайте послушаем, какие глаголы пришли вам в голову.

Участник. Удерживаюсь.

Участник. Предчувствую.

Энрайт. Это довольно далеко от прямого наблюдения. Что пережи­вает тело, когда вы предчувствуете?

Участник. Я полагаю, готовность.

У. Сотрясение.

У. Обхватывание.

У. Возбуждение.

У. Полет.

Энрайт. Заметьте, что такие ответы, как "предчувствую" или "ле­чу", весьма метафоричны, довольно далеки от прямого, основанного на ощущениях тела, опыта. Это может быть красиво и поэтично, но здесь есть опасность неясности, предвзятости и поспешных заключе­ний, связанных с метафорой.

Ну, а какие разговоры возникли, что из них получилось? Пришли ли они к межличностным отношениям?

Участник. Я удерживал правую руку от действования, похоже, что только два пальца делали это. Правая рука сказала этим пальцам: "Да, вы не хотите в этом участвовать, потому что если бы это произошло, я была бы гораздо сильнее, чем вы, два пальца".

Участник. Мое колено поговорило с лодыжкой. "Ха, лодыжка!" "Ха, коле­но!" - "Мы с тобой не раз встречались" - "Как тебе удается всегда быть наверху?" - "Не знаю, привычка, наверное. Хочешь, давай поменяем­ся".

Энрайт. Весьма по-дружески!

Участник. У меня произошла беседа между задницей и стулом. Сначала стул сказал: "Вот я удерживаю тебя, и мне это нравится". Задница ответила: "Спасибо, ты мягкий и теплый". Потом стул сказал: "Минутку, ты совсем на меня взгромоздилась, слезай-ка", а задница ска­зала: "Нет, мне нравится здесь сидеть". Но стул говорил: "Нет, теперь моя очередь, я хочу, чтобы ты слезла и я побыл один", но моя задница отвечала: "И не подумаю, я буду здесь сидеть".

Энрайт. Один из способов отношения к тому, что из этого получает­ся, это увидеть, как вы постоянно создаете эмоциональное простран­ство, в котором живете, - между людьми или внутри себя, не важно. Обнаружив определенное качество взаимодействия между частями тела, поищите это качество в своей жизни.

3. Поза как информация об установке.

Проделаем еще одну-две вещи с телом, а потом перейдем к чему-нибудь другому. Примите на минуту центрированное, уравновешен­ное положение. Желательно, чтобы ноги и руки не перекрещивались и не касались друг друга. Это может показаться несколько искусствен­ным. Ничего, это только на минутку. Теперь оглядитесь, а потом наклоните немного голову в одну сторону, и снова осмотритесь, по­смотрите на людей вокруг, на меня. Дайте оформиться каким-то суж­дениям или восприятиям, пока голова слегка наклонена. Понаблю­дайте, какие чувства возникают, какие оценки и какого рода, когда вы видите мир из такого положения. Когда вы немного вживетесь в это, наклоните голову в другую сторону, тоже немного, просто чтобы по­чувствовать наклон, и посмотрите, что произойдет. Осмотритесь, и постарайтесь почувствовать разницу. Если кто-то вызывает у вас сильные чувства, попробуйте посмотреть на него такими двумя спосо­бами и понаблюдайте, что произойдет. Кто заметил какую-нибудь разницу? В чем она состояла? В каком отношении или направлении?

Участник. Когда я наклонил голову направо, мне стало теплее. Когда нале­во, это было несколько странно, причина, я думаю...

Энрайт. Не заботьтесь так о причинах. Сохраняйте переживание и испытывайте его в различных обстоятельствах.

Участник. Когда я наклонил голову влево, это ощущалось, как дружествен­ное, направо - несколько враждебно.

Энрайт. Это довольно частое направление различения. У меня, например, когда я наклоняю голову направо, я как бы говорю: "Я выслушаю то, что вы скажете, и помещу это в свои представления", а налево - это полная открытость, принятие того, что говорится на том уровне, на котором это говорится.

Участник. У меня это точно так же. Я чувствовал себя критичным, когда наклонял голову направо, и почувствовал себя гораздо уютнее, когда наклонил налево.

Энрайт. Для меня критичный - это слишком сильно сказано. Для меня это просто: "Я принимаю это не так, как вы говорите, а помещаю в рамки собственных представлений".

Хорошо, теперь зафиксируйте позу, в которой вы находитесь. По­старайтесь запомнить ее, чтобы иметь возможность к ней вернуться. Действительно запомните ее - до деталей, до мельчайшего изгиба брови, все, как оно сейчас есть. Когда вы будете совершенно уверены в том, что сможете вернуться в эту позу, примите опять то уравнове­шенное положение, которое я просил вас принять несколько минут назад, а потом очень медленно переходите из него в позу, которую вы запоминаете сейчас. Обращайте внимание на каждое изменение на пути, и старайтесь прочувствовать, о чем говорит каждый сдвиг. Итак, запомните позу, в которой находитесь, вернитесь к центриро­ванной позе, и медленно переходите в позу, которую запомнили.

Участник. Я сидел вот так, с центрированной спиной, и затем, когда я начал смещаться, ноги втянулись, и я наклонился вот так и вот так переме­стил ноги, так что они сблизились.