Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 8 из 39)

Энрайт: Большая часть техник Гештальт-терапии и большая часть того, что Гештальт-терапия делает, можно рассматривать на трех связанных, но несколько различных уровнях. Каждая техника затрагивает все три уровня, но фокусируется обычно на одном из них. Я называю их по порядку таким образом» что предполагается, что вы не можете достичь второго, пока не сделали что-то на первом.

Первый уровень – «доступная энергия». Пока нет некоторого количества доступной энергии, ничто не мо­жет произойти. Если вы находитесь в государственной больнице в комнате с 20 остальными пациентами, которых медперсонал доста­точно заглушил, вряд ли можно рассчитывать на возникновение зна­чительного осознания. Здесь нет энергии, нет свободного возбуждеиия. Необходим хотя бы минимум свободного возбуждения. Нужно иметь энергию определенного рода: враждебность, любовь, радость, волнение или тревожность - это самое обычное, это все годится - любого рода свободное возбуждение или энергия.

Второй уровень – «фокусирование». Допустим, я заряжен, но я не знаю, что происходит. Именно здесь Гештальт уместнее всего. Процессы, которые принято считать Гештальтом, лучше всего обеспечивают фокусировку какое количество энергии имеет место и где. Именно это мы делали с вами - фокусиро­вали процессы в теле.

Третий уровень – «присвоение или овладение» Допустим, у меня есть энергия, и я сфокусировался на ней - это гнев: "Ты сердишься на меня!". Видите, я еще не присвоил это. При­своение или овладение в действительности означает принятие ответ­ственности. Если человек действительно целостен в осознавании - он обладает энергией, знает, что это такое, и знает, что это принадлежит ему. По существу, конечный шаг Гештальт-терапии - принятие ответ­ственности. Я знаю, что я являюсь причиной, источником своей враж­дебности. Никто другой во вселенной не делает этого - я делаю. Затем я начинаю крутить это и сваливать это на других. Если я уже имею это, я имею эту энергию, и я знаю, что это враждебность, и вы делаете это - процесс осознавания не полон. Процесс фокусировки, если его продолжить, приведет к овладению или присвоению.

Большинство неудач в Гештальт-терапии происходит из неразли­чения этих уровней, непонимания, где вы находитесь. Я бы сказал, что наиболее общая проблема в Гештальте - попытка фокусировать прежде, чем есть достаточно энергии, то есть перейти на уровень два до освоения уровня один. Другая ошибка - пытаться овладеть фокусированием. "Примите на себя ответственность за это...", - но если вы не определили, что "это", ничего не происходит.

Я позволю себе историческое замечание. Эти понятия не появи­лись бы у Фрица, и вы не получили бы их от него, если бы говорили с ним, потому что они для него абсолютно сами собой разумелись. И вот почему. Представьте себе атмосферу семинаров. Фриц работал в Биг Суре, и дорога туда была не близкой. Допустим, я приехал на занятия к Фрицу. Прежде всего я заплатил за это около 200 долларов. Одно это уже обеспечивает энергетический подъем. Потом, в зале 60 человек; все они ненавидят меня, когда я иду к горячему стулу и занимаю все внимание.

Если вы можете сесть на горячий стул без огромной энергии в фор­ме возбуждения или волнения - вы являете собой нечто невероятное. Так что Фриц никогда не должен был иметь дело с не-возбужденным, не-энергетичным человеком. Или это мог быть один из тысячи. Так что он совершенно упускал это из виду. Все методы, которые он раз­вивал, касались фокусирования и овладения, больше фокусирования. Обычно он предоставлял людям овладение и ответственность осуще­ствлять самим. Он был наиболее блестящ в фокусировании. Наличие энергии было само собой разумеющимся.

Ну, а люди приезжали к нему, учились у него, наблюдали, что он делает, возвращались домой и пытались делать то же самое. Да, но люди, с которыми они работали, пришли к ним с той же улицы, а не проехали 200 миль, они не заплатили уйму денег и не находились в присутствии самого Мастера. Когда они были в присутствии Джо Та­кого-то, у них не было такого количества свободного возбуждения, так что когда Джо Такой-то пытался с ними делать то, что Фриц делал с людьми, они не реагировали. Джо Такой-то пытался фокусировать прежде чем есть свободная энергия, на которой можно было бы фоку­сироваться, или которую можно было бы фокусировать!

Если вы были в Гештальт-группе, которая еле тянулась посмотри­те, не происходило ли что-нибудь вроде этого: фокусирование прежде, чем появлялось что-то, что можно было бы фокусировать. И ведущий мог не знать, что проблема в этом. Мастер, у которого он учился, не сталкивался с этой проблемой, так что не мог показать, что с этим делать.

Вот почему я прежде всего обращаю внимание на источник возбуж­дения, который может быть в распоряжении. Интересно, что в начале своей работы Фриц хорошо сознавал эту проблему, подзаголовок пер­вой книги о Гештальте - "Возбуждение и рост в человеческой лично­сти". Отвечая на ранее заданный вопрос, добавлю, что когда кажется, что гештальт-терапия не очень подходит людям определенного типа, может быть, проблема именно в этом - пропущен шаг энергетизирования. В ранние годы Фриц работал короткое время в государственной больнице, и ему не слишком это понравилось. Думаю, что одной из причин этого было как раз то, о чем мы сейчас говорим.

Как же гештальт-терапевт создает энергию? Ее невозможно действительно создавать, ее можно только разблокировать, хотя хорошая работа по разблокированию может ча­сто выглядеть, как акт создания. Человеку уже должна была понадо­биться энергия, чтобы добраться к вам, так что если вы посмотрите на его тело, или прислушаетесь к тому, что он говорит, вы можете найти это. Может работать шок или неожиданность. Если паренек входит вот так: тело согнуто, расслаблено, как бы обесточено и говорит тусклым голосом: "О, доктор, у меня ужасные проблемы с женой", я могу ответить, реагируя больше на его тело и голос, чем на слова, "Что-то не верится". Это всегда мобилизует! Или я могу сказать: "Покажи, как ты сказал бы мне об этой проблеме, если бы чувствовал что-то по этому поводу".

Хорошо, я чувствую и вижу, что наше время истекло. Нет опреде­ленного места, где хорошо остановиться, так что это место так же хорошо, как любое другое. Мне понравились ваши вопросы и ваше участие прояснило некоторые вещи для меня самого, пока мы разгова­ривали.

Об осознавании.

1.Что такое осознавание?

Представьте себе, что вы заперты в темной комнате, полной инте­ресных объектов. Вам дали лампу-вспышку, и ваша задача внима­тельно рассмотреть каждый объект в комнате и дать его точное описа­ние. Вы не сможете рассмотреть все объекты в комнате, потому что лампа - тоже объект, а его вы не можете увидеть. Осознавание - это такая лампа, с помощью которой мы изучаем мир и себя, но как мы можем изучать осознавание?

Если мы наивным взглядом рассмотрим сознательный опыт, что мы увидим? Поток фантазий-образов и внутренней речи-мышления, ко­торый иногда связан с чем-то, что происходит во внешнем мире, но чаще являющийся несвязными мечтаниями. Внешний мир представ­лен в сознании временами, особенно если мы в нем что-то делаем -например, ведем машину. Иногда мы не обращаем на него внимания довольно длительные промежутки времени, хотя он, кажется, всегда присутствует, когда мы опять выглядываем или прислушиваемся. Ча­сто возникают сигналы ощущений тела, внутренних или в связи с контактом с внешним миром. Они обычно временны, иногда более или менее устойчивы.

Содержанием мечтаний может быть либо воспроизведение, либо предвосхищение чего-то, будь то с тревожностью или с ожиданием удовольствия. Это может быть пересмотр чего-то, что уже произош­ло. Часто в таких случаях добавляется: "Нужно было..." , "Если бы я сказал..." - сожаление часто является основным тоном чувствования.

В этом потоке может происходить множество вещей: внезапный сдвиг в том, что мы замечаем, сдвиг в чувствах относительно этих вещей. Или наоборот: сдвиг чувствования и вслед за ним сдвиг заме­чания. Мы можем делать одно, например говорить по телефону, но при этом сознавать, что мы машинально чертим что-то на бумажке, или еще что-то. Как погода, сознание постоянно меняется. Однако, так же, как и в случае погоды, может быть несколько лежащих за видимыми переменами тем или принципов, на которых основывается все разнообразие.

Что же такое осознание среди всего этого? Если это не синоним сознания, то что в него входит? Многое происходит, многое регистри­руется. Может быть осознание - это регистрирование? Акт регистри­рования? Или это то, что мы делаем? Действие делания? У нас могут быть длинные промежутки, которые кажутся свободными от регист­рирования, пустые мечтания, и все же, если внезапно спросят, мы можем оглянуться назад и вспомнить впечатление или действия, ко­торые, как нам кажется, мы не регистрировали в то время.

Делание - это очевидно не осознание, потому что многое из того, что мы делаем, даже сложные двигательные акты, даже значительная часть разговоров, - вполне автоматичны, выполняются на уровне органической деятельности, высоко интегриро­вание, но без сознания. Лунатизм редкий и драматический пример того, что происходит с каждым постоянно в менее драматической фор­ме.

Осознавание не находится ни в каком содержании или действии. Его суть - связанность любого содержания с любым другим из актуальной ситуации, в которой это происходит. Осознавание - одновременное делание и знание.

Пациент или друг может рассказывать вам, со значительным жа­ром о недавнем инциденте, в котором шеф что-то ему сделал. Он увлечен историей, в ней есть энергия. Вдруг он каким-то образом замечает свой пыл, с которым он пытается доказать вам, что он прав в этой ситуации. Мгновенно происходит расслабление - высвобождение его напряжения. Он может слегка улыбнуться, возникает момент смягчения, в этот момент он действительно разговаривает с вами. До этого, только что, он больше говорил вам, чем разговаривал с вами, слова не формировались прямо здесь, а были как бы заранее заготов­лены и воспроизводились, как из радиоприемника.