Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 9 из 39)

Осознавание - это не содержание того, что он в этот момент понял, это сам момент понимания, живой акт переживания "что - он - делает - когда - он - это - делает". Произошло мгновенное расширение поля его сознания, это не еще один факт в истории, который он рассказыва­ет, а факт контекстуального отношения истории к данной актуальной ситуации. Само содержание как таковое скоро потеряет свое особое качество осознания и останется просто фактом» процесс осознания может продолжаться, а может и нет.

Если этот особый процесс осознавания продолжается, он войдет более глубоко в настоящее время этой ситуации. История может быть ос­тавлена, и приятель может сказать что-то вроде: "Знаешь, твое мне­ние действительно для меня важно" - и это может быть следующим шагом в осознании, если для него в этом есть свойство живости и свежести, и новизны. Это может быть также и знакомым, заранее предположенным, утверждением ради манипуляции вами, и в этом случае его осознание, если оно есть, направлено куда-то еще, может, в оценивание того, насколько успешна его манипуляция.

Итак, что же такое осознание? Это мгновенное расширение, раздвигание границ того, что видится как соединенное и соотнесенное. Расширение перспективы - слова, близко передающие, на что похоже осознание, за исключением того момента, что перспектива обычно предполагает дистанцию, а осознание никогда не отдалено, оно всегда

в соприкосновении с тем, что в него входит.

Оно состоит в том, что больше элементов видится одновременно, причем видятся они как связанные, интегрированно. Всегда что-то из того, что видится как соединенное и связанное, присутствует здесь и теперь, как часть текущей ситуации. Поэтому в осознании всегда есть элемент новизны. Если человек говорит, что он обладает осознанием, таким же как предыдущее, вы можете быть уверены, что он говорит о чем -то другом. Содержание момента осознания может продолжаться, это может быть формулировка, осознанная в данный момент, но осоз­нание не продолжается отдельно в этой форме. Если качество осознава­ния продолжается, оно должно перетечь в какую-то другую форму.

Оно распознается по своему качеству, а не по содержанию. Содер­жание для осознавания - как раковина для моллюска, который выращи­вает ее как свой дом. Раковина может просуществовать столетия, и другие подобные моллюски будут роиться вокруг нес прямо сейчас, живые и благополучные. Но тот моллюск, который создал раковину, мертв. Вы можете многое узнать о нем, может быть, даже что-то важное, изучая оставленную им раковину, но вы никогда не узнаете его. Целые мешки инсайтов, которые люди таскают с собой, могут быть так же полезны, как раковины; мой опыт говорит мне, что они являются скорее препятствиями, чем путями к новому, свежему осоз­нанию. Вчерашний инсайт - сегодня прошлое, а завтра - сопротивле­ние.

Представьте себе рулон ткани из ниток разных цветов. Большинст­во нитей серые и неяркие, но есть одна полоска красного цвета, пробе­гающая через всю ткань. Иногда красная нить едва видна, окутана серыми, иногда она заметна и ярка. Она в любой момент где-то есть, хотя часто окружена и заслонена серым. Если ткань - это сознание, то переменчивая полоска красного цвета - это осознание, проходящее через него, вперемешку со всем остальным. Невозможно предсказать, где она будет, она уходит на задний план в одном месте, и внезапно вновь появляется в другой части ткани.

Осознавание обладает, так сказать, собственным умом. Это живое качество момента, не его содержание. Можно сравнить его еще с ру­чейком, где-то скачущим водопадом, где-то уходящим под землю, затем снова выбегающим на землю. Осознавание это вода, а не русло. Живость осознания может в некий момент быть в словах, в словесном содержании, в следующий момент осознавание уходит из них и перебра­сывается в заботу говорящего о том, что вы о нем думаете, которая может быть проблеснет в глазах, в этот момент живость осознания - во взгляде. Затем, возможно, переживается момент какого-то гнева, и осознавание переходит на напряжение каких-то мышц руки говоряще­го. По существу все, что делает гештальт-терапевт - следит за течени­ем этого качества, не обманываясь постоянными сдвижками содержа­ния и форм, в которых проявляется эта жизнь.

Осознавание, движущийся момент пересечения сознания с сейчас - существенная материя гештальт-терапии.

2.Континуум осознания

Основной гештальтистский прием изучения осознания - это конти­нуум осознания - натуралистический процесс простого наблюдения с абсолютным минимумом структуры или руководства. Это может быть практикуемо в одиночку или с другими, в качестве медитации, то есть как основной фокус внимания, или по ходу других дел. Инструкции просты: начинать предложение словами "Сейчас я сознаю...", и закан­чивать тем, что доминирует в сознавании в данный момент. Чтобы это было гештальтистским упражнением, нужно удерживать начало «Сейчас я сознаю..", хотя постепенно это начинает проговариваться коротко или во внутренней речи. Без этого предложения, которое удерживает настоящее в каждый момент, упражнение может перейти в свободные ассоциации или, как Фриц называл это, «свободные диссо­циации».

Если есть возможность, читатель может остановиться и проделать это упражнение в течение нескольких минут, с помощью магнитофо­на, и держать пленку под рукой к тому времени, как мы перейдем к обсуждению упражнения. Если вы делаете это, и если у вас возникают ощущения, что вы собираетесь остановиться, отметьте это, как осоз­нание, и продолжите еще немного.

Нет возможности выполнить это упражнение неверно, хотя некото­рые и стараются потерпеть неудачу изо всех сил. Некоторые люди характеристически привязаны к трудностям выполнить инструкции или преуспеть в выполнении задания. Я рад предупредить таких лю­дей, что им действительно придется трудно. Осознание "мне нечего сказать" или "я не сознаю ничего" так же хороши в качестве осознания для этого упражнения, как пик-переживание. " Мой ум пуст" - пре­красно, отметьте это и продолжайте. Как только люди прислушива­ются к пустому, многое проявляется из него, и оно становится бога­тым. Фриц любил говорить о плодородной пустоте, о «Ничто», из которого истекает осознание; это переживание может повторяться в этом упражнении.

Мы сразу же замечаем, что это редко - плавное течение. В нем есть паузы, колебания, неожиданные скачки. Мы можем пережить их в себе и можем слышать их, коща другие делают упражнения. Когда мы слушаем, как кто-то выполняет упражнение, мы можем услышать моменты, звучащие как выбор или решение сказать то или другое, хотя, если это и моменты выбора, о них редко сообщают именно как о таковых. Иногда поток течет очень плавно некоторое время, и мы можем догадаться, что человек наткнулся на уловку, облегчающую задачу вроде каталогизирования: сейчас я сознаю окно, дверь, стены, ковер... Можно продолжать автоматически и перечислять элементы выбранной категории, пока не надоест.

Уже давно, делая это в группе, мы заметили невероятные различия в широте и в типах опыта, или в областях опыта, на которых люди фокусируются. Одни почти целиком остаются при внешнем виде и цвете, другие в течение многих минут не касаются видимого материа­ла. Одни замечают в группе почти исключительно вещи, имеющие отношение к другим людям, другие рассказывают о том, что происхо­дит в них, и не замечают других людей. Те, кто начинают это упраж­нение в группах, часто изумляются тому, что слышат от других вещи, которые им самим никогда не пришли бы в голову, хотя когда кто-то об этом уже сказал, они могут подтвердить, что переживали такие же вещи.

Я уже отмечал, что когда вы выполняете это упражнение, вы, воз­можно, приходите к чувству "Теперь мне хочется остановиться", иногда деликатно представляемому "Мне пора остановиться" или "На­до дать возможность и другим". Если вы просто сообщаете об этом пару раз как о содержании осознания и продолжаете, - очень вероят­но, что появится что-то особенно интересное - нечто, что заставляет вас ерзать и чувствовать, что сейчас что-то будет. Как будто вы знае­те, что некоторое содержание, чуть более волнующее и неконтролиру­емое, чем обычные, ищет себе дорогу, и вы решаете, что, может быть, безопаснее остановиться прежде, чем оно появится.

Если вы внимательно наблюдаете кого-то, выполняющего это уп­ражнение, вы скоро начнете отмечать особенные качества поведения, сопровождающие моменты осознания - ерзание, интенсивность, свя­занность с реальной ситуацией. Вместе с тем, временами вы заметите, что человек говорит о чем-то без этого качества живости - вовлечен­ности, в иные моменты вы можете заметить, что эта вовлеченность относится к одной области, в то время, как человек говорит о другой. Я видел, как люди перечисляют свои осознания тусклыми, безжизнен­ными голосами, в то же время бросая быстрые взгляды на кого-нибудь в группе, показывая все признаки реальной вовлеченности, и лишь через несколько минут скажет с некоторым удивлением и вовлеченно­стью: "А сейчас я сознаю Мейбл..." - я думал, что он никогда этого не заметит!

Это наблюдение ведет к новым возможностям разговора об осозна­нии. Организм всегда фокусируется - то есть телесно внимает - тому и на том, что для него важно. Объекты фокусирования меняются по мере возникновения новых внутренних потребностей, их исчезнове­ния, смены и т.п. Когда я чувствую жажду, я буду искать что-то, что может ее утолить; когда жажда утолена (или если, наоборот, ясно, что такая возможность мне в ближайшее время не представится) то фокус может переместиться на что-либо другое. Фокус может сдвигаться, но всегда есть какая-то фокусировка. Осознание - это зона пересечения постоянно сдвигающегося фокуса внимания тела с сознанием.