Смекни!
smekni.com

Джон Энрайт «Заметки о гештальт-терапии» (стр. 7 из 39)

Если напротив вас сидит паренек и говорит: "Да, сэр доктор, я действительно люблю свою жену, у меня нет здесь проблем", - а при этом он вбивает кулак одной руки в ладонь другой, вот так (показыва­ет),- здесь возможно несоответствие, имейте в виду - только возмож­ное несоответствие. Имеется энергетическое проявление, может быть не сознаваемое. Я спрошу его: "Можете ли вы сказать, что вы делаете руками?". Я не спрошу: "Замечаете ли вы, что вы ударяете рукой?", потому что может быть он и не ударяет. Он может сказать: "Я, вроде бы, поглаживаю руку". Я не хотел бы быть его женой, но если в его вселенной это ласка - это ласка. А если я назову это ударом вместо ласки, я, может быть, уведу его в сторону, я сделаю для него более трудным выяснить, что же происходит. Так что я очень-очень осто­рожно спрашиваю, оставляя ответ открытым, так что он дает в ответ глаголы. Если он скажет: "О, я, кажется, ударяю свою руку!", это хоро­шо. Я могу не сказать ничего больше.

Может быть осознавание возник­нет в нем спонтанно, может быть посредством отрицания: "Да, быва­ло, я ее иной раз поколачивал, но я никогда больше не буду этого делать". Хорошо, это то, где он находится. Или если я по-прежнему заинтересован тем фактом, что он ударял руку, и хочу, чтобы он обратил на это внимание, я могу спросить: "Где вы более живо чувст­вуете удар - в кулаке или в ладони?". Может оказаться, что это жена постоянно его бьет. Если он более живо ощущает ладонь, он может продолжить так: "Да, я люблю свою жену, хотя она меня постоянно бьет*'. Может оказаться, что не он бьет, а его бьют! Все, что мы знаем с уверенностью, это что имеет место определенный энергетический процесс, который может быть вне осознания, и может быть связан - мы не знаем как - с тем, что он говорит. Мы предполагаем, что его словес­ное утверждение относительно текущего осознания неполно, и физи­ческое действие, сопровождающее это утверждение, помогает нам до­полнить нечто, и поможет ему расширить свое осознание, включить е него еще что-то. Гештальтист в работе чаще всего занимается именно этим - приводит энергетический процесс, который кажется не полно­стью представленным в осознании, в более полное осознание.

Участник. Есть ли здесь какой-нибудь селективный процесс?

Энрайт. Да! Интенсивность. Это в действительности две вещи. Ин­тенсивность самого энергетического процесса, который кажется выпа­дающим из осознавания, и то, насколько он кажется выпадающим. Не очень интенсивный процесс, совершенно неосознаваемый, стоит при­влечь к осознанию. Интенсивный процесс, который лишь частично сознается, заслуживает привлечения к нему специального внимания. В случае парня, ударявшего себя по руке кулаком, у меня не было никакой гипотезы, я не представлял себе, что там происходит.

Вообще Гештальт работает лучше, когда у вас нет гипотезы. Одна из ценно­стей гештальтистского обучения для психотерапевтов, даже если они не принимают его в целом, состоит в том, что он освобождает от при­нудительной необходимости все понимать.

2.Аргументы против расчетливости в Гештальте.

Фриц часто произносил фразу, которая выводила людей из себя: "Оставьте ваш ум и обратитесь к чувствам". Если вы представите себе источник энергии с ограниченным выхо­дом и компьютерную систему сканирования и собирания информа­ции, пользующуюся этой энергией, вы поймете, что чем больше энер­гии уходит на собственно компьютерные процессы, тем меньше остается для сканирующей, сенсорной системы. Так что если я сижу и думаю как сумасшедший: " Что это он там делает своими руками, почему это он так сидит?" и т д., - то каждый квант энергии, потрачен­ный на эти спекуляции, - это энергия, отнятая у моих глаз, ушей и чувств.

Наблюдая работу молодых терапевтов, я вновь и вновь вижу такую картину: пациент говорит, возникает мгновение молчания, затем терапевт начинает что-то говорить, может быть очень ценный коммен­тарий, но как раз в тот момент, когда он начинает говорить, пациент тоже начинает что-то говорить. Он успевает проговорить три слова, и оказывается подавленным терапевтом.

Признак хорошего терапевта - способность прервать то, что он го­ворил, и слушать. Если вы и вправду можете этого достичь, ваша терапия улучшится на 10%. Если вы задаете кому -то вопрос, а он дает вам ответ, который, очевидно, не есть ответ на ваш вопрос, то большинство терапевтов в этом месте повторяют вопрос. А человек делает вам фантастический подарок! Он говорит, что есть другой воп­рос для него, настолько важный, что он просто искажает ваши слова в этом русле! Так оставьте тот глупый вопрос, который вы задавали, поймите, на какой вопрос он, как ему кажется, отвечает, и задавайте его. Если вы будете настаивать на своем и пытаться понять, в чем дело, вы упустите его реальность. Он сберегает вам час, потому что говорит вам, что нечто для него столь важно, что ему пришлось иска­зить то, что вы сказали, чтобы вернуться к этому. А большинство терапевтов отбрасывают это, повторяя свой вопрос.

Так что хотелось бы освободить вас от необходимости знать, что происходит и что будет происходить... это необязательно. Все, что вы видите - это энергетические процессы, вы привлекаете их в осознание, и то, что получается - прекрасно. Если у вас есть гипотеза относитель­но того, что это хорошо, то не давайте ей встать на пути того, что там на самом деле есть.

Участник: Мне непонятно, как вы определяете, что процесс, который вы наблюдаете, не сознается индивидуумом?

Энрайт. Я лишь предполагаю. Иногда вы ошибаетесь - и тоща... тоща вы теряете много времени. Действительный расточитель време­ни будет думать о том, что он может потерять время и беспокоиться о возможности ошибки, вместо того, чтобы просто следовать тому, что происходит. Если это происходит один раз,- это происходит 20 раз, что-то вроде этого. Женщина входит, садится, улыбается и говорит:

"Жизнь - это ад, правда, доктор?". Возможны два пути для работы:

"Знаете ли вы, что вы улыбаетесь?" или "Скажите это еще раз без улыбки". В половине случаев, если она скажет это без улыбки, - она разрыдается. В другой половине я ошибаюсь. Хорошо, не теряйте много времени, позже то, что иноща выглядит как ошибка или неточ­ный комментарий, может привести к таким аспектам работы, до кото­рых мы не добрались бы никак иначе.

В этом месте нужно поговорить еще вот о чем. В каждый данный момент человек находится в своего рода равновесии. Он имеет столько осознания» сколько, как он считает, он может удерживать. Как Виола только что сказала своим приходящим воспоминаниям: "Уходите, вы не нужны мне сейчас",- это очень хорошо, поскольку она это осознала. Большинство из нас делает это все время, не сознавая. В каждый данный момент у нас такое количество осознания, с каким мы можем управиться.

Путь увеличения осознания состоит в том, чтобы выталкивать че­ловека из мертвой точки в любом направлении. Многие гештальтист-ские методы можно отнести к преувеличениям или остановкам. И то и другое одинаково хорошо: уменьшить или увеличить. Около 90% гештальтистской техники принадлежит к такого рода методам. Каж­дый из них выбивает вас из мертвой точки, нарушает текущее равно­весие. Так, я могу сказать Виоле: "Дай этим воспоминаниям придти" или я могу сказать: " Продолжай, скажи этим воспоминаниям, чтобы они вообще забылись, ты никогда не захочешь к ним вернуться и ударь-ка кулаком, когда ты говоришь это". В любом случае это срабо­тает, нарушит равновесие и даст воспоминаниям вернуться и уйти, уйти и вернуться. Клаудио Нараньо в своей прекрасной небольшой книжке о Гештальте называл эти полюса путем "ДА" (тяни) и путем "Нет" (толкай).

3. Гештальт в одиночку и с другими

Участник: Обязательно ли, чтобы это равновесие (для выбора направления!) нарушал кто-то другой?

Энрайт. Нет. Одна из ценных сторон Гештальта - что это реально может осуществляться как само-терапия. Легче делать это с другим, но упражнения, которые я вам давал, вы можете делать сами. Можно просто их выполнять. Присутствие других лишь увеличивает их воз­действие. Здесь есть два или три уровня. Если я делаю нечто в вашем присут­ствии - даже если вы не даете мне обратной связи это становится для меня более важным. Это увеличивает воздействие. Если вы даете мне обратную связь - это уже другой уровень работы. Но я могу делать те же вещи один и получать из этого все ценное.

Может ли интеграция быть опасной?

Участник: Вы говорили, что техника Гештальта направлена на то, чтобы объединить две сферы, вы называли их компьютерной и сенсорной. По-видимому это значит, что тот, кто прошел эти процедуры, будет единым в этом смысле. Предположим, что вы собрали кого-то таким образом, и оказалось, что это крайний параноик или сильный мелан­холик, но вполне интегрированный. Говорит ли Гештальт: "Ну и хо­рошо", или вы пытаетесь изменить вещи?

Энрайт. Гештальт отвечает на это вполне определенно. Наша цель - интеграция энергетических процессов и осознавания, вот и все. Как в используете это - это ваше дело. Многие из нас вполне убеждены, что подлинная интеграция несовместима с такого рода поведением, о ко­тором вы говорите. Человек не может быть интегрированным, если он параноик. Паранойя, по определению, - преувеличенная проекция. Интегрированный человек, конечно, проецирует, но он обычно оста­ется в соприкосновении с этим. Верно это или нет, но Гештальт утвер­ждает, что это невозможно. Это что-то вроде высокого карлика: ин­тегрированный человек не может быть в сильной степени параноиком или мегаломаном.

4.Три уровня Гештальт-терапии

Участник: Предположим, что в человеке много враждебности, злости. Он удерживает это. Допустим, вы обнаруживаете эту злость в Гештальт-процессе. Утверждает ли теория, что если он обнаружит свою враж­дебность, она исчезнет, или он, обнаружив свою враждебность и со­знавая ее, начнет ее выражать, будет бить людей или что-то вроде этого? Или ему нужно просто уйти?