Смекни!
smekni.com

А. Ю. Забродин интеллектуальные услуги в бизнесе (стр. 4 из 10)

- Знания – интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором; система понятий, используемых для принятия решения, критична для компании.

- Перемены – непрерывные, быстрые и сложные; создают неопределенность и сокращают предсказуемость.

- Глобализация – в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации, которая привела к раскрытию экономик, глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов.

Первым и важнейшим фактором «новой экономики» является интеллект и знания. Два других фактора только еще более усиливают значимость интеллектуального капитала, но при этом имеют и самостоятельное значение. Настоящая работа посвящена проблематике интеллектуальных услуг для современного бизнеса, в связи с чем фактор интеллекта представляет особый интерес. Рассмотрим основные составляющие этой движущей силы «новой экономики».

1.2. Общие характеристики тенденций интеллектуализации современного бизнеса

Повышение интеллектуальной емкости и наполненности как самих товаров и услуг, так и процессов их продвижения и продажи, представляется в настоящее время тенденцией, пожалуй, наиболее значимой с точки зрения трансформационных тенденций, протекающих как на уровне национальных, так и на уровне мировой экономик и характеризующих так называемую «новую экономику». Интеллектуализация современной экономики выглядит особенно осязаемо и тотально в виду широкого распространения современных информационных технологий, хотя сводить это явление исключительно к информационным технологиям, безусловно, нельзя. Тенденция эта значительно более многосторонняя, причем информационно-технологическая составляющая здесь играет скорее вторичную нежели первичную роль. Исходя из сложной природы тенденцию интеллектуализации и информатизации экономических отношений, следует рассмотреть ее как в целом, так и путем выявления различных ее аспектов.

Происходит трансформация экономики товаров в экономику знаний, что сопровождается осознанием необходимости специального вида управления – управления знаниями. Знания начинают рассматриваться как особенно значимый ресурс, необходимый как для оперативной деятельности, так и для развития организации. Знания в экономической деятельности выступают как ресурс, как товар, и как капитал. Управление знаниями, повышение эффективности их использования становится актуальным практически для всех современных компаний. Интеллектуальные способности отдельных людей и коллективов, будучи основными активами, позволяющими эффективно обрабатывать, генерировать и использовать знания, становятся более значимыми, нежели производственные, коммерческие или технические компетенции.

Наиболее важный из аспектов интеллектуализации бизнеса состоит в повышении интеллектуальной и информационной насыщенности самих товаров и услуг, как предметов экономической деятельности. В настоящее время большинство товаров становится «умными вещами», т.е. содержат в себе сложную «умную» технику, позволяющую усложнять и расширять функциональные возможности товаров. Причем интеллектуальная, «мягкая» (soft) часть товара как по стоимости, так и по потребительской полезности, становится большей. Она уже превалирует над «жесткой» (hard) составляющей. Здесь речь идет не только о традиционно сложных технических товарах, или о традиционных высоко технологичных товарах. Понятие «высоких технологий» проникает во многие секторы рынка. До недавнего времени никто и не слышал о высоко технологичной мебели, а сегодня производятся и продаются образцы мебели, которые способны самостоятельно принимать форму внешних поверхностей, максимально подходящую для пользователя. Традиционные объекты, такие как дом или автомобиль, насыщаются интеллектом до такой степени, что берут на себя массу интеллектуальных функций, выполнявшихся (не самым эффективным образом) человеком. На рынке появляются «умные дома» (smart house, intelligent building) и «умные автомобили» (smart car).

Товары становятся все сложнее, в них вкладывается все больше интеллекта. Это сопровождается повышенной инновационной активностью, которая вызывается предельной насыщенностью рынка, успех на котором может базироваться только на определенной новизне товара или услуги и на постоянной адаптации к меняющимся вкусам и потребностям конкретных клиентов. В противном случае этот товар просто не будет замечен. Интеллектуализация проявляет себя как в сложных технических товарах, например, автомобилях, домах, так и в товарах повседневного спроса (пример - сигареты R1 и их высоко технологическая обработка табака и устройство фильтра).

Несколько иной оттенок интеллектуализации товаров открывается из того факта, что «мягкая», «умная» составляющая товара становится не просто большей, но и более значимой на рынке. Эти два момента тесно связаны между собой. Но последний момент указывает на то, что повышение информационной и интеллектуальной насыщенности становится потребностью рынка. Именно рынок диктует свои требования к усложнению и повышению интеллекта товара и услуги. Товары начинают приобретать исключительно в целях использования их интеллектуальных качеств, а не физических. Как это ни банально звучит, компьютер не нужен никому сам по себе, без программного обеспечения, и поэтому он нужен как «поставщик интеллектуальных услуг» по обработке информации в том или ином виде.

1.3. «Кастомизация» современного товарного пространства

Под «кастомизацией» понимается тенденция ко все большему и всестороннему воплощению в продукте требований конкретного потребителя. Само слово «кастомизация» (английское – customisation) происходит от английского слова customer, т.е. потребитель. «Кастомизация» означает переосмысление ценностей массового производства и переход к производству большого ассортимента товаров, но небольшими партиями, предназначенного для различных целевых групп потребителей и сегментов рынка. «Кастомизация» подразумевает модульный подход к производству и продвижению продукции, производство товаров и услуг, в точности соответствующих требованиям конкретных (а не абстрактных, среднестатистических) клиентов и потребителей. Если массовое производство ориентировалось на производство больших объемов однообразной продукции, то «кастомизация» ориентируется на производство малых объемов разнообразной продукции, высоко адаптированной к потребностям и ожиданиям конкретных клиентов. Тенденция «кастомизации» стала органичным явлением так называемого «маркетингового сдвига» в хозяйства, когда ценности производства отошли на второй план по отношению к ценностям продвижения продукции. На первый план вышла задача не эффективно производить продукцию, а результативно ее продавать. В 60-х гг. ХХ-го века бизнес стал реально поворачиваться «лицом к потребителю». Первоначальные усилия были направлены на развитие маркетинга и рекламы, т.е. на наиболее простое решение задачи, сводящееся к тому, чтобы убедить, заставить потребителей покупать то, что производится. Затем появились тенденции к повышению адаптивности самого производства, т.е. задача стала формулироваться так: производить то, что может быть результативно продано. Именно такая формулировка послужила отправной точкой для начала проявления тенденции «кастомизации». Одним из проявлений этой тенденции стало расширение ассортимента предлагаемой продукции. В настоящее время на развитых рынках как на Западе, так и в России расширение ассортимента привело к тому, что успех в бизнесе невозможен без серьезных и комплексных инновационных решений. Выходить на рынок можно только с товаром, который подразумевает не выявление еще не покрытых потребностей клиентов, а творческое формирование новых рыночных ниш, которых до сих пор не было.

По мере своего усиления «кастомизация» стала проявлять себя как теснейшее взаимодействие с потребителями, как активное участие потребителя в процессе проектирования и создания продукции и услуг. Эта сторона «кастомизации» получает название «тейлоризация». Это понятие никак не связано с именем основоположника научного менеджмента Ф.Тейлора и его учением [6]. Оно происходит от английского слова tailor, которое на русский язык в качестве существительного может быть переведено как «портной», а в качестве глагола (to tailor) как «шить», «шить на кого-либо», и что самое интересное – «специально приспосабливать для определенной цели, для чьих-либо нужд, вкусов, потребностей». Таким образом, «тейлоризация» означает производство продукции образом, во многом схожим с деятельностью частного портного, который шьет платье для каждого конкретного заказчика. У такого портного модель его продукции базируется на лекалах, созданных на основе замеров параметров тела каждого конкретного клиента. Эта модель продукции, как и сама продукция, является уникальной, вторичному использованию не подлежит, не может быть использована в дальнейшем как технологическая модель для производства нескольких образцов продукции. В настоящее время общественное производство становится все более и более «тейлоризированным». Любая продукция становится в той или иной степени tailor-made, т.е. сделанной на заказ, приспособленной для определенной цели. «Тейлоризация» производства напрямую связана с общесоциальными тенденциями в развитии общества, в рамках которых подчеркивается ценность уникального образа каждого конкретного человека, обозначается стремление к созданию своего личного имиджа, стиля. «Тейлоризация» связана и проявляет себя в таком явлении как мода. Если до недавнего времени мода касалась только потребительских товаров, то сегодня мода является средством управления жизненным циклом практически любого товара и услуги. Сама мода также становится все больше фрагментарной, локальной, «кастомизированной». Глобальные моды и бренды перестают быть привлекательными. Потребитель предпочитает продукцию, максимально соответствующую именно его потребностям, вкусам, пристрастиям.