Смекни!
smekni.com

Методические указания Содержание (стр. 25 из 31)

Среди почти безбрежного моря германских журналов, насчитывающих около 20 тысяч наименований, есть группа журнальных изданий, выделяющихся высокими тиражами и публицистическим резонансом. Это развлекательные журналы "для широкой публики", насчитывающие примерно 750 наименований и имеющие разовый тираж свыше 127 млн. экземпляров. По обороту рекламы (около 3,5 млрд марок) в печатной прессе они занимают второе место. Это - иллюстрированные журналы "Штерн" и "Бунте", журналы с радио- и телепрограммами, журналы для женщин, мужчин, молодежи, обладателей какого-либо хобби, журналы, посвященные теме досуга и спорта. За последние годы тираж иллюстрированных журналов непрерывно сокращался. Особенно негативную роль в плане сбыта и доходов от рекламы играет здесь конкуренция со стороны телевидения. В то же время в силу постоянно растущего числа телеканалов расширяется рынок журналов-программ ТВ, насчитывающих 15 наименований и имеющих совокупный тираж 20,3 млн. экземпляров. 46 % рынка приходится здесь на долю издательства "Генрих Бауэр-ферлаг". Если приплюсовать сюда программы ТВ, являющиеся приложениями к ежедневным газетам, то общий тираж таких журналов увеличится еще на 18 млн. экземпляров. Показательно, что среди 10 журналов с наибольшим тиражом 8 - это программы ТВ.

Высокие тиражи имеют порой печатные органы различных организаций и союзов. Примерно треть всех германских журналов связаны с каким-либо объединением или представляют интересы какого-либо союза. К ним относится самый крупный по тиражу в Германии журнал "АДАЦ-моторвельт" (тираж - около 12,6 млн. экземпляров), который издается Всеобщим германским автомобильным клубом. Группа специализированных журналов, в которую входят научные периодические издания, насчитывает около 3 тысяч наименований, однако их тираж в основном невысок. Частично они десятилетиями выходят в одних и тех же издательствах и пользуются большим авторитетом во всем мире. Чрезвычайно быстро в последние годы росли число и тиражи компьютерных журналов. Это связано с тем, что с середины 1970-х годов в германских редакциях были установлены первые компьютеры.

Самым известным человеком среди германских газетных издателей за послевоенные годы несомненно был Аксель Шпрингер - причем не только благодаря тому, что в его издательстве выходила газета "Бильд", самая крупная по тиражу в Европе. Для некоторых интеллектуалов он был олицетворением отрицательного образа "газетного магната", проводившего национально-консервативную и ярую антикоммунистическую издательскую политику. Благодаря профессиональному чутью и умелому использованию капитала ему удалось завоевать ведущие позиции на рынке ежедневных и воскресных газет, а также развлекательных журналов, не ослабевшие и после смерти медиа-магната в 1985 году. К концу двадцатого века на долю печатной продукции концерна Шпрингера приходилось почти 23,8 % совокупного тиража германской ежедневной прессы. Еще при жизни Шпрингера издательство было преобразовано в акционерное общество, которое и сегодня контролируется его наследниками. За последние годы Лео Кирху, самому влиятельному германскому предпринимателю в сфере продажи художественных фильмов и телепрограмм и совладельцу ряда частных телекомпаний, удалось сосредоточить в своих руках 40 %. акционерного капитала концерна Шпрингера.

Концерн продолжал действовать, прежде всего, на рынке ежедневных газет. Кроме того, он является совладельцем ряда газетных издательств на севере Германии, в Берлине и в новых федеральных землях. Концерн участвует также в деятельности частных радио- и телекомпаний и всё больше расширяет свое присутствие на европейском рынке, прежде всего в Испании и Австрии. Он стал первым германским издательством, создавшим совместное предприятие в Венгрии. Концерн представлен в Польше. Вместе со швейцарской фирмой "Швайцер рингир АГ" он издает в Словакии и Чехии 21 газету и журнал. В 1998 году общий оборот концерна, насчитывающего 12.300 работников, составил почти 4,6 млрд. марок.

Правда, в некоторых регионах сформировались и другие сильные газетно-издательские группы, например "Вестдойче альгемайне цайтунг" в Эссене (вторая по мощи издательская группа, специализирующаяся на ежедневных газетах и имеющая на этом рынке долю в 6 проц.), "Зюддойче цайтунг" в Мюнхене, а также "Штутгартер цайтунг", "Кельнер штадтанцайгер" и "Франкфуртер альгемайне". Однако их влияние на рынке ежедневной прессы не сравнимо с влиянием издательства "Аксель Шпрингер-ферлаг". В 1997 году на долю пяти крупнейших издательств, выпускающих ежедневные газеты, приходилось около 42 % совокупного тиража всей германской ежедневной прессы.

В сфере развлекательной прессы также имел место процесс концентрации, в ходе которого 4 издательства или соответственно издательские группы взяли под свой контроль две трети всего тиража этого вида "изданий. Это - "Аксель Шпрингер-ферлаг", "Генрих Бауэр-ферлаг", "Бурда-ферлаг" и "Грунер + Яр".

В Германии имеются 10 публично-правовых телерадиокомпаний: 7 созданы на базе земельных законов о радио- и телевещании, а 3 - на основе государственных договоров между землями. Государственные договоры заключены между Нижней Саксонией, Шлезвиг-Гольштейном, Гамбургом и Мекленбургом-Передней Померанией (относительно телерадиокомпании "Норддойчер рундфунк", между Рейнланд-Пфальцем и Баден-Вюртембергом (относительно "Зюдвеструндфунк") и между Саксонией, Саксонией-Ангальт и Тюрингией (относительно "Миттельдойчер рундфунк").

Еще в процессе объединения Германии было решено, что радио и телевидение бывшей ГДР прекратят трансляцию своих передач. 31 августа 1991 года все федеральные земли подписали "Государственный договор о радио- и телевещании в объединенной Германии", в котором были оговорены и условия первичного финансирования земельных радио- и телекомпаний на территории бывшей ГДР. Еще до этого АРД и ЦДФ переняли часть восточногерманских ретрансляционных станций, остальные находятся в распоряжении новых земельных радио- и телекомпаний.

Дополнительные проблемы возникли с теми радио- и телекомпаниями, чье существование было обусловлено расколом Германии: на западе это были "Дойчландфунк" и основанная в первые послевоенные годы РИАС (в американском секторе Берлина), на востоке - "Дойчландзендер". Было принято решение объединить "Дойчландфунк", редакцию культуры "Дочландзендер" и РИАС и поручить им трансляцию двух радиопрограмм (в которых будет отсутствовать реклама и которые будут финансироваться только за счет сборов за пользование радиоприемниками) на всю Германию с упором на информацию и культуру. В июне 1993 года АРД и ЦДФ создали совместную радиостанцию для двух общенациональных радиопрограмм, которая стала называться "Дойчландрадио". Телевидение РИАС перешло к "Немецкой волне".

Для выполнения задач, связанных с представлением публицистических интересов Федеративной Республики как единого целого, в 1960 году была создана радиостанция "Дойче велле" со штаб-квартирой в Кельне. В данном случае центральная власть - в отличие от случая с земельными радио- и телекомпаниями - оказывает более заметное влияние на организацию работы и программную политику станции. Из 11 членов Совета по радио- и телевещанию, существующего на "Немецкой волне", два избираются Бундестагом, два - Бундесратом, четверо назначаются федеральным правительством. Радио- и телевизионные службы "Немецкой волны" насчитывают 1600 штатных сотрудников. Примерно 400 редакторов, работающих на иностранных языках, - выходцы из 70 стран.

С 1 мая 1992 года "Дойче велле" располагает спутниковой информационной телевизионной службой, которая круглосуточно транслирует на весь мир передачи на немецком и английском языках, а также - с ограничениями по времени и регионам - на испанском языке. Во многих странах мира национальные радио- и телекомпании перенимают программы "Немецкой волны" для ретрансляции.

Для того, чтобы отстаивать свои интересы, ввести систему внутреннего распределения финансовых средств, транслировать совместную телепрограмму, закупать художественные фильмы и сериалы сразу для всех телекомпаний, земельные радио- и телестанции, "Дойчландрадио" и "Дойче велле" объединились в Рабочее сообщество публично-правовых радио- и телекомпаний Федеративной Республики Германия (АРД). Составление совместной телепрограммы АРД, Первой программы германского телевидения, координирует Программная конференция.

Еще в 1950-е годы возник замысел создать телекомпанию, альтернативную АРД, которая подвергалась критике за "монополизм в области телевидения" и за политическую односторонность. Инициатива исходила, как от тогдашнего федерального правительства во главе с Конрадом Аденауэром, который хотел создать телекомпанию под названием "Дойчланд-фернзеен гмбх", так и от союзов предпринимателей, которые думали о создании телестанции на частноэкономической основе. В 1961 году Федеральный конституционный суд запретил выход в эфир запланированной телепрограммы, которая должна была находиться в руках правительства, охарактеризовав это как антиконституционный акт. Тогда готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На базе государственного договора от 6 июня 1961 года они основали Вторую программу германского телевидения (ЦДФ) со штаб-квартирой в Майнце, которая стала субъектом публичного права. В отличие от земельных радио- и телекомпаний, организованных на федералистской основе, для ЦДФ характерна централизованная организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных земель, так и 12 представителей партий, представленных в Германском Бундестаге, а также 3 представителя федерации. Сюда же - как в случае с телерадиостанциями в рамках АРД - входят представители крупных общественных организаций. ЦДФ транслирует единую программу для всех регионов Федеративной Республики.