Смекни!
smekni.com

Методические указания Содержание (стр. 28 из 31)

В 1990-х годах у многих изданий появились собственные Интернет-сайты: первой варианты своих 17 местных изданий в глобальной сети разместила "Телеграмм де Брест". В настоящее время сайты имеются у 35 газет. Однако руководители региональных изданий, как, впрочем, и владельцы всех прочих газет, уже убедились в том, что идея получения прибыли от Интернет-версий печатных номеров за счет рекламы себя не оправдала. Она была популярной еще в 2000 году, когда на волне бума онлайновых технологий и энтузиазма создателей "веб-страниц" общий объем рекламных инвестиций в Интернет-индустрию составил около 280 млн. франков. Однако уже с января-февраля 2001 года рекламные доходы сайтов начали сокращаться. Кроме того, стало очевидно, что пользователей "всемирной паутины" во Франции не так много: от восьми до десяти миллионов человек. В связи с этим в 2001 году руководители ряда ежедневных региональных изданий приняли решение изменить стратегию развития своих Интернет-проектов: они стали сокращать расходы на них и делать доступ к онлайновым версиям номеров платным.

С 1921 года, с первых дней существования радиовещания во Франции, правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1926 году были выработаны основные принципы, регламентировавшие работу радиовещания, и создана служба радиовещания в аппарате Министерства почт и телеграфа. С ростом аудитории радиослушателей возникла необходимость привлечения в радиовещание финансовых средств. Это заставило парламент в 1933 году ввести абонентскую плату за пользование радиоприемниками.

Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сигнала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только государственным службам. Этим и объясняется тот факт, что частные станции могли иметь на территории Франции свои студии, но не могли вести передачи с ее территории. Выходом из этой ситуации стало появление так называемых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Их студии находились на французской территории и были связаны с передающими антеннами с помощью кабеля.

Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Франции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

Несмотря на то, что во Франции государственная монополия на вещание довольно строго соблюдалась, тем не менее, не всегда просто дать ответ об источниках финансирования аудиовизуальных предприятий, так как переплетение государственных и частных капиталов довольно сложно. Известны организации, через которые государство осуществляло контроль над периферическими радиостанциями: Софирад и Гавас.

Гавас - рекламное агентство, более 50% акций которого в 1940-1950-е годы принадлежало государству; Софирад (Сосьете Финансьер де Радьодиффузьон) было создано для участия государства в финансировании периферических станций.

По мере распространения телевидения в 1960-1970-е годы, радиовещание вынуждено было приспосабливаться к новым условиям, учитывая конкуренцию. Были не только пересмотрены сетки вещания, но и сами программы и стиль передач. Вечернее время пришлось уступить телевидению, основное время радиопрограмм было перенесено на середину дня и утро.

Государственные радиопрограммы были рупором правительства. Периферические станции давали более разнообразную информацию, они привлекали большую аудиторию, особенно в утренние часы. В конце 1962 году РТЛ слушали 42% французов, Эроп-1 - 34%, а государственную Франс-Энтер - только 24%. В последующие годы технические усовершенствования, обновление программ способствовали увеличению аудитории Франс-Энтер, и с 1967 по 1973 годы она имела самое большое число слушателей.

В 1974 году государственное вещание было структурно упорядочено. Была создана национальная государственная компания Радио-Франс (РФ). Она передавала следующие программы: Франс-Энтер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) - служба иновещания.

Франс-Энтер - программа общей информации. Она содержала выпуски новостей, политические, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Программа финансировалась за счет абонентной платы и не передавала рекламы. В связи с нарастающими требованиями децентрализации аудиовизуальных средств массовой информации, которые исходили от местных властей и многих общественных организаций, а также в связи с появлением радиостанций-пиратов, правительство вынуждено было пойти на децентрализацию радиовещания. В результате в 1970-е годы во Франции стали создаваться местные государственные радиостанции.

Франс-кюльтюр - станция, специализирующаяся на культурной тематике, Франс-мюзик - музыкальное радио.

Иновещательная станция Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) к маю 1981 года начала вести передачи на коротких волнах на Африку, Восточную Европу и восточный берег Америки. Постепенно РФИ расширяла географию вещания. Увеличивался объем вещания на страны Восточной Европы, на Латинскую Америку, началась подготовка программ для Ближневосточного региона.

К 1983 году государственные национальные станции охватывали вещанием всю территорию Франции. Региональные радиостанции, которые раньше входили в систему третьей программы телевидения, теперь перешли к Радио-Франс.

Одной из основных проблем частного радио была проблема его финансирования, так как закон запрещал этим станциям распространять рекламу. Это вынуждало его создателей искать различные способы финансирования, иногда в обход закона.

В июле 1982 года были даны первые разрешения частным радиостанциям. Местные радиостанции стали конкурентами местным государственным станциям, созданным под эгидой Радио-Франс. В структуре французского радиовещания появился новый сектор - местные частные радиостанции. Уже через год можно было констатировать, что они привлекают все большую аудиторию слушателей качеством звучания передач и отсутствием рекламы. Сказывались и социальные изменения - обществу требовалась более индивидуальная, специализированная информация. Однако станции получили разрешение на существование без финансового обеспечения: реклама была запрещена, мощность передатчиков лимитирована. Каждая радиостанция, имеющая право вещания, получала от правительства 100 тысяч франков, в то время как самый скромный бюджет такой станции требовал 500 тысяч франков в год.

Радиостанции вынуждены были придумывать различные нестандартные способы привлечения финансовых средств. Например, некоторые из них давали в передачах список торговцев, которые предоставили покупателям, предъявившим карту радиослушателя, различные льготы. Эту карту можно было приобрести за определенную плату на радиостанции. Другие организовывали кинопремьеры, танцевальные вечера, концерты и в связи с этим неоднократно упоминали имя актера, название фильма или кинотеатра, где проходит зрелище. Часто радиостанции вели прямые передачи с фестивалей, ярмарок, из крупных магазинов. Таким образом, скрытая реклама в передачах присутствовала.

Меньше возражений вызывали коммерческие действия радиостанций, не связанные с самими радиопередачами: производство и продажа пластинок, издание бесплатных еженедельников.

Подходило к концу время, когда частные радиостанции могли существовать на добровольные взносы их создателей. Пришла пора переходить к стадии профессионализма ради сохранения своей аудитории; этот переход требовал финансов. И хотя специалисты уверяли, что частные радиостанции не получат права распространять рекламу, уже в 1984 году в "Журналь Оффисьель" был опубликован закон, разрешивший им передавать рекламные объявления.

Таким образом, с начала 1980-х годов прошлого столетия во Франции начали сосуществовать две системы радиовещания - государственная и частная.

Первые экспериментальные передачи начались во Франции в 1936 году. Вторая мировая война прервала эти эксперименты. В 1948 году передачи французского телевидения были возобновлены. Телевизионное вещание во Франции из-за недостатка финансирования развивалось достаточно медленно: в начале 1950-х годов только 10% французов могли смотреть телевизионные передачи. Со временем охват аудитории и объем вещания значительно расширились. К 1957 году аудитория увеличилась до 50%, в 1967 году зрительская аудитория составляла 90%.

В 1964 году было создано Управление по радиовещанию и телевидению - ОРТФ. Это государственное учреждение промышленного и коммерческого характера обладало монополией на вещание и находилось в подчинении у министерства информации и министерства финансов. Совет министров назначал генерального директора ОРТФ, Управление имело собственный бюджет.

Черед десять лет ОРТФ было реформировано: были созданы 7 компаний, четыре из них - это общества, занимающиеся распространением передач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ). Другие три компании - по обслуживанию первых: Теледиффюзьон де Франс (ТДФ) - обслуживание технических инфраструктур и осуществление вещания; Сосьете Франсез де Продюксьон (СФП) - непосредственное производство телепередач; Национальный институт аудиовизуальных средств - исследование радио и телевидения.