Смекни!
smekni.com

Методические указания Содержание (стр. 26 из 31)

Согласно твердой схеме каждая земельная радио- и телекомпания поставляет свои материалы для совместной программы в рамках АРД. Сюда же следует отнести и совместно подготовленные материалы, например, централизованно закупленные художественные фильмы, сериалы, материалы, полученные в рамках международного обмена телепрограммами, а также передачи, подготовленные одной телерадиокомпанией по поручению всех остальных. Важнейшими из них являются информационные передачи "Тагесшау" ("Новости дня") и "Тагестемен" ("Темы дня"), которые готовятся в редакции "Норддойчер рундфунк" в Гамбурге.

В последнее время эфирное время телеканала АРД было значительно расширено. Трансляция, как и у частных телеканалов, ведется теперь круглые сутки. Между 17.30 и 20.00 телерадиокомпании, входящие в АРД, транслируют региональные программы, в которые вмонтирована и реклама продолжительностью 20 минут. В вечерних передачах после 20.00 и по воскресеньям рекламы нет. Наряду с передачами Первой программы отдельные компании транслируют - иногда совместно - в целом 6 "третьих программ". В общем структура выглядит таким образом: около 40 % эфирного времени отведено информационным, около 60 % - игровым, спортивным, музыкальным и развлекательным передачам.

Значительное влияние на структуру программ публично-правовых телерадиокомпаний стала оказывать зрительская квота - результат нажима со стороны частных конкурентов. Поскольку большие группы зрителей одобряют увеличение числа развлекательных программ, их становится больше, прежде всего, художественных фильмов, сериалов, спортивных мероприятий. Определением зрительской квоты поручено заниматься Обществу по исследованию потребления в Нюрнберге, чьи методы признаются как публично-правовыми, так и частными телерадиокомпаниями. Уже через несколько часов после передачи предоставляются данные о квоте зрителей или соответственно радиослушателей, на основе которых в редакциях планируются не только программы, но и распределяется рекламное время среди наиболее популярных передач.

Несмотря на активный протест частных телекомпаний, АРД и ЦДФ организовали два специальных телеканала: "Феникс" (с апреля 1997 года), информационно-документальный канал, специализирующийся на политических темах, и "Киндерканаль" (с января 1997 года), канал для детей, свободный от рекламы. В сотрудничестве со Швейцарской радио- и телекомпанией и Австрийским радио и телевидением АРД и ЦДФ транслируют через спутник программу "3 sat" с упором на культурную тематику. Кроме того, они поставляют по 25 % программ для совместного германо-французского телеканала "Арте", ориентированного на культуру. С 1991 года программы этого телеканала со штаб-квартирой в Страсбурге транслируются через спутники и по кабелю в обеих странах. С французской стороны программы поставляет компания "L'Set".

Для того чтобы удержать свои позиции на фоне телевидения, считающегося более привлекательным СМИ, радио постаралось приспособиться к изменившимся привычкам слушателей, используя для этого некоторые свои преимущества. Густая сеть коротковолновых станций позволяет одновременно готовить программы, как для целевых групп, так и для определенных регионов. Каждая из 10 публично-правовых телерадиокомпаний транслирует в своей зоне минимум 4 и максимум 8 радиопрограмм, структура которых весьма различна. Если сравнить, например, программы "Вестдойчер рундфунк", то в ее 4-й программе доля легкой музыки составляет 92 %, а речевых передач - 7 %. В 3-й радиопрограмме доминирует серьезная музыка (80 %). В 5-й радиопрограмме главный акцент сделан на речевые передачи (более 80 %).

Развитие частного сектора в области радио и телевидения долгое время было предметом споров как в Бундестаге, так и в земельных парламентах. Публично-правовые телерадиокомпании активно сопротивлялись тому, чтобы частные фирмы составляли им конкуренцию. Разборками конфликтов занимались даже суды, пока в 1986 гjle Федеральный конституционный суд не подтвердил, что дуальная система радио- и телевещания, к которой стремились большинство федеральных земель и федеральное правительство и которая предусматривает урегулированное законом сосуществование публично-правовых и частных радио- и телекомпаний, не противоречит конституции. Между публично-правовыми и частными компаниями, согласно решению суда, должны установиться отношения свободной профессиональной конкуренции.

В конце двадцатого века германские частные телерадиокомпании транслировали в целом 182 радиопрограммы, из них 12 на всю страну, 135 - только в определенных населенных пунктах или регионах. Кроме того, германские оференты транслировали наземным путем, через спутник или по кабелю 16 телепрограмм, из них 6 полновесных и 10 специализированных. Они принимались на территории всей страны. Наряду с этим в 10 городах или соответственно регионах существует так называемое местное телевидение.

Не все частные радио- и телекомпании могут похвастать деловыми успехами. Лишь 4 телеканала, транслирующих передачи на всю страну, (два из них - чисто музыкальные каналы, показывающие видеоклипы) работают прибыльно. С другой стороны, стартовые потери с момента появления частного телевидения до конца 1998 года оцениваются в 7,5 млрд. марок. И, тем не менее, можно было наблюдать большой интерес к созданию частных радио- и телекомпаний. Особенно активно стремятся стать их совладельцами крупные газетно-журнальные издательства, прежде всего, мощные в финансовом плане концерны и издательские группы. Поначалу они аргументировали это тем, что радио и телевидение значительно снизят их доходы от публикации рекламы. Согласно государственному договору между федеральными землями от апреля 1987 года рекламное время в частных радио- и телекомпаниях не должно превышать 20 % ежедневного эфирного времени. Им же определено возможное число рекламных вставок. Правда, в отличие от публично-правовых компаний "частники" могут давать рекламу и после 20.00, а также по воскресеньям и праздничным дням.

В Германии, как и в других западных странах, облик коренным образом изменившегося ландшафта, даже, можно сказать, новую эпоху в области массовой коммуникации определяют три вида технологии связи: широкополосная кабельная связь, спутниковая связь и связь на базе цифровой техники.

Исходя из политической установки содействовать развитию частного радио и телевидения, концерн "Дойче телеком" с конца 1982 года приступил к расширению широкополосных кабельных сетей, затратив на это свыше 30 млрд. марок и создав тем самым предпосылки для сосуществования публично-правовых и частных радио- и телекомпаний.

Значительные средства "Дойче телеком" вложил и в техническое развитие спутниковой связи. Прогресс в этой области шел от создания спутников дальней связи (Intelsat, Kopernikus) с рассеянной трансляцией до спутников прямого излучения, программы которых с помощью приемных устройств можно принимать дома. Треть всех германских домашних хозяйств (10,3 млн.) принимает телепрограммы через спутник. "Дойче телеком", предоставляющий в аренду спутниковые каналы, испытывает жесткую конкуренцию со стороны других фирм, эксплуатирующих спутники и предлагающих частным и публично-правовым радио- и телекомпаниям выгодные условия аренды. Ведущие позиции на германском рынке занимает расположенная в Люксембурге компания "Сосьете юропеан де сателлит", эксплуатирующая систему спутников "Астра". Одним из ее совладельцев является "Дойче телеком".

В ближайшие годы в связи с появлением цифрового телевидения конкурентная борьба между публично-правовыми и частными телекомпаниями еще больше обострится. Поначалу группа Кирха сделала попытку утвердиться на этом рынке с помощью разработанного ею декодера для цифрового телевидения (Set top-Вох). Однако вскоре она была вынуждена взять в долю и своих конкурентов: CLT/Ufa и "Дойче телеком". Эта олигополия потерпела крах из-за сопротивления со стороны других частных оферентов программ и публично-правовых телерадиокомпаний. В целях сохранения конкуренции она была запрещена Федеральным ведомством по делам картелей и комиссией ЕС по развитию конкуренции. Поэтому вышеназванные фирмы и "Дойче телеком" разработали программный интерфейс, позволяющий и другим оферентам использовать декодер для своих нужд (поиск программ, доступ в Интернет, интерактивные рекламные передачи). Таким образом в сфере цифрового радио и телевидения была предотвращена монополия нескольких сильных в финансовом отношении групп.

Текст лекций

Современные СМИ Франции

Еще в годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные "Тан", "Экю де Пари", "Паризьен", "Матен") пошло на сотрудничество с захватчиками ("оккупационная пресса"); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов "Юманите" (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) был ознаменован ростом количества левых изданий. Газеты, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены. Однако с началом "холодной войны" роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке.