Смекни!
smekni.com

Методические указания Содержание (стр. 9 из 31)

В целом изучение документов Папского совета по социальным коммуникациям дает основание говорить о том, что Ватикан располагает достаточно строгой концепцией средств социальной коммуникации, являющейся органичной частью всей католической доктрины. В ней четко определена роль церкви в мире коммуникаций, осваивающей практически все ее средства и формы: от устной проповеди до интернетовского сайта, от печатного станка И.Гутенберга до спутникового телевидения. Особо подчеркивается, что коммуникационная экспансия глубоко влияет на культуру всего мира и не оставляет места на земле, где бы ни сказывалось воздействие медиа на религиозных и моральных отношениях, на политических и социальных системах, на воспитании. К привычным уже понятиям "информационное общество", "медийная культура", "медийное поколение", которые отражают в определенной мере зависимость знаний и представлений о жизни от медиа, добавляется еще и "медийный опыт", подменяющий человеческий опыт.

Опережающий всякие предсказания технологический прогресс способствует как эволюции "старых", так и появлению "новых медиа", которые вместе овладевают "новыми языками" коммуникации и с их помощью формируют "новую коммуникационную культуру". Такова логическая схема католической концепции в части, касающейся развития современной ситуации. Иоанн Павел II в своих многочисленных обращениях к пастве указывает, что в современном мире существует немало "ареопагов", в которых церковь должна заявить о себе: мир политики и культуры, экономики и науки, общественные движения в поддержку международного сотрудничества и мирного сосуществования. Однако "первый ареопаг современности - это мир коммуникации", поскольку "средства социальной коммуникации стали для многих людей основным инструментом информации и воспитания", наставником в личной, семейной и социальной жизни, а также создателем "новой культуры". В этой ситуации, считает Папа, церковь должна не только и не столько использовать медиа для распространения Евангелия, а интегрировать Божественное Послание в новую коммуникационную культуру несмотря на всю сложность проблемы. Эта культура порождена не одним новым содержанием, а и новыми способами коммуникации и новыми языками, новой техникой и новыми психологическими подходами. Между тем неотложность решения поставленной временем задачи диктуется пониманием того, что "разрыв между Евангелием и культурой, без сомнения, является драмой нашей эпохи".

С 1967 года Ватикан ежегодно отмечает Международный день социальных коммуникаций. Каждый из них имеет свою тему, которая обозначается в Послании Папы 24 января в день св.Франциска Сальского, покровителя католических журналистов. В Послании к XXXIII Дню социальных коммуникаций (1999) Иоанн Павел II, говоря о готовности церкви к любой форме диалога и сотрудничества, остановил свое внимание и на различиях в культуре церкви и культуре средств социальной коммуникации, иногда приобретающих контрастный характер. Церковная культура базируется на Предании, Мудрости и Радости, а культура медиа основана на преходящих новостях, информации и развлечении. Однако Папа усматривает возможность их сосуществования и взаимообогащения на благо человечества, чтобы в мире коммуникаций новости были достойны Предания, информация была богата Мудростью, а развлечение пронизано Радостью.

Социокультурный контекст в католической доктрине является доминирующим, хотя в ней, в частности, отмечается и зависимость национальных экономических структур от современных коммуникационных систем, оцениваются процессы коммерциализации и приватизации в телекоммуникационном секторе и связанная с этим проблема регламентации этих процессов со стороны властей.

Ватикан подчеркивает, что "каждый член человеческого сообщества, от рядового потребителя до могущественнейшего производителя программ, несет личную ответственность". Непременным долгом медиа называется уважение достоинства личности и участие в интегральном развитии. При этом медиа не могут и не должны заменить ни прямого личного контакта, ни отношений между членами семьи или друзьями, поскольку именно в разумном сочетании всех видов коммуникации заложена основа наиболее полного воплощения человеческой общности и единения. "Надо надеяться, - подчеркивает Иоанн Павел II, - что разрыв между теми, кто получает пользу от новых средств информации и выражения, и теми, кто не имеет доступа к ним, не станет в дальнейшем неконтролируемым источником неравенства и дискриминации".

Ареал культуры, подчеркивается в документах Совета по социальным коммуникациям, должен быть очищен от ненависти и отчаяния, лжи и бездуховности, от морального загрязнения, - необходима своего рода "экология коммуникации". Решение этой сложнейшей проблемы Ватикан видит в выработке морально-этических кодексов и законов, в социальной ответственности властей и журналистов, родителей и воспитателей, в исповедании всеми людьми общечеловеческих ценностей.

Между тем, закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств существует на бумаге только в Канаде, Нидерландах и Великобритании, причем на практике он используется лишь в Великобритании, где под защитой британского законодательства находится исключительно Англиканская Церковь. Да и то с 1922 года по этой статье было рассмотрено всего лишь одно дело по обвинению в богохульстве.

В конце 2001 года Ватикан произвел перемены в штатном расписании небесной канцелярии, назначив святого покровителя Интернета. Выбор пал на святого Исидора Севильского, ранее бывшего покровителем только компьютерных наук. По сообщениям официальных служб Ватикана, он победил в споре с апостолом Филиппом и архангелом Гавриилом. Теперь все интернетчики могут знать, кому молиться, чтобы не обрывалась связь, а также праздновать 4 апреля день именин святого Исидора как свой профессиональный праздник.

Римская католическая церковь - не единственная представительница христианства, использующая достижения научно-технической революции. К помощи радио и телевидения прибегают баптисты, лютеране, адвентисты и многие другие религиозные секты. Во всемирной организации радиовещания к 1990-м годам было зарегистрировано сорок различных радиовещательных служб, ведущих религиозные передачи. Треть из них, называющих себя всемирными, ведут передачи из США: "Всемирное радио адвентистов", "Миссия евангелистского союза", "Вест-Индская миссия", "Дальневосточная радиовещательная компания", "Всемирный радиочас Святого Писания" и др. Центром деятельности радиостанции "Голос Андов", рупора Всемирной радиомиссионерской организации, является Майами (штат Флорида). Радиостанция "Лютеранский голос Святого Писания" имеет мощные радиопередатчики на Африканском побережье и ведет кроме религиозных передач бюллетени новостей и развлекательные программы. Радиостанции религиозного назначения есть в Австралии, Японии, Южной Корее, Гонконге, Бирме, Ливии и других странах.

В городе Фрибурге (Швейцария) находятся международные организации, помогающие координации между католиками: Международная католическая ассоциация радио и телевидения, основанная в 1927 году, и Международная организация христианских работников радиовещания. В Женеве располагается организационный центр и центр подготовки кадров религиозного радиовещания Всемирного совета церквей.

Второе место после христианских религиозных радиостанций принадлежит исламским. Крупнейшей из мусульманских религиозных радиоорганизаций является одна из программ "Радио Каира" - "Голос Святого Корана". Мощная радиостанция "Голос ислама" построена в Нигере. Чтение текстов Корана можно услышать и в передачах BBC.

Таким образом, религиозное радиовещание представляет собой хорошо отлаженную, охватывающую весь мир систему. Еженедельный объем радиовещания к началу XXI века составлял около тысячи часов, что равнялось количеству часов вещания всех подпольных радиостанций мира вместе взятых.

Как признается один из исследователей религиозного радиовещания Д.Хейл: "Роль религиозной проповеди, когда она обращается внутрь государства-атеиста, является подрывной. Это прекрасно понимают на Западе все, кто планирует программы. Отец Родзянко, работавший на BBC, например, был колоритной фигурой и вел передачи для верующих Русской Православной церкви в Советском Союзе".

Глобализация мирового пространства привела к трансформации пространства как такового. Сегодня наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное. Традиционные противостояния между государствами осуществляются как в физическом, так и в виртуальном, кибернетическом пространстве. Информационная война - сравнительно новое понятие, включающее в себя различные аспекты политической, экономической и социокультурной действительности. Она ведется в режиме "все против всех" с помощью манипулирования знаниями, охватывает все средства массовой информации, влияет на образование и разрушает традиционные старые культуры. Небольшая группа людей, владеющих приемами ведения сражений, может идеологически или психологически поработить социальные группы или целые страны. Директива 3600.1 Министерства обороны США определяет информационную войну как "информационные операции, проводимые во время кризисов или конфликтов для достижения или пропаганды определенных целей по отношению к противнику". Стремление достичь информационного превосходства приводит к возникновению опасности развития агрессивной потребительской идеологии, тотальной коммерциализации культуры, распространению идей насилия и нетерпимости, воздействию на психику разрушительных форм мифологизированного сознания.