Смекни!
smekni.com

Методические указания Содержание (стр. 29 из 31)

Таким образом, к началу 1980-х годов во Франции функционировали три национальных государственных телевизионных канала: ТФ-1, А-2 (вступил в строй в 1967 году), ФР-3 (появился в 1976 году). ФР-3 с самого начала выступал в роли канала, активно налаживающего связь с регионами. В 1984 году появилось 27 региональных станций, чья деятельность была тесно связана с Франс-Режьон-3.

В ноябре 1984 года вступила в строй четвертая программа телевидения - Канал-Плюс. Это была частная программа. Появление этого канала было первым фактом отступления от государственной монополии на французском телевидении. Вместе с тем, немаловажно, что хотя программа имела статус частного предприятия, государство через национализированные банки и агентство "Гавас" имело возможность ее контролировать. Владельцами первого французского частного телевизионного канала стали француз Жером Сеиду и итальянский магнат Сильвио Берлускони.

Рубеж 1985-1986 годов ознаменовался появлением новых частных программ: Пятой программы общенационального французского телевидения и Шестой программы, которая получила название Метрополъ-6 (М-6).

Вообще, 1986 год стал временем активной коммерциализации телевидения. В этом году было объявлено о реформе аудиовизуальных СМИ Франции, В соответствии с намеченными преобразованиями предполагалось провести приватизацию

государственного ТФ-1 и некоторых обслуживающих компаний, входящих в государственный вещательный сектор. В 1987 году ТФ-1 был приватизирован. Основным держателем акций канала стало общество Буига. Компаньоном Буига в покупке ТФ-1 стал магнат английской прессы Роберт Максвелл.

В итоге Франция перешла от полностью государственного телевидения к смешанной системе, в которой к концу 1980-х годов стал доминировать частный сектор: два государственных канала (А-2, ФР-3) против четырех частных (ТФ-1, Канал-Плюс, 5 канал, М-6).

Франция стала одной из первых стран мира, приступивших к осуществлению "культурной дипломатии", создавая за рубежом школы, культурные центры, отделения "Альянс франсэз" и осуществляя научно-техническое сотрудничество. В последнее десятилетие правительство определило новые ориентиры, способствующие развитию основных каналов международной радиотелевизионной связи, которыми являются ТВ-5, "Канал Франс энтернасьональ", "Радио Франс энтернасьональ" и радиовещательные филиалы компании СОФИРАД. Последняя объединяет средства государства, выделенные для участия в финансировании государственных и смешанных аудиовизуальных предприятий. Эти ориентиры включают три главных направления: превращение ТВ-5 в витрину деятельности Франции за рубежом в области телевидения, поддержка экспорта французских аудиовизуальных программ и увеличение финансовой помощи спутниковым программам.

В этих целях государственное финансирование зарубежной деятельности Франции в области радиовещания и телевидения возросло с 900 млн. франков до 1,4 млрд. франков в 1998 году. ТВ-5, на которую отныне возлагается основная задача по трансляции французских программ за рубеж, является системой многостороннего франкоязычного телевидения, ведущего передачи через спутники или кабельные сети. Эта система, созданная в 1984 году, связывает французский государственный аудиовизуальный сектор ("Франс-2", "Франс-3", СОФИРАД, Национальный институт радио и телевидения) с государственным телевидением франкоговорящей части Швейцарии, Бельгии, Канады и Квебека - отсюда ее название ТВ-5. В 1998 году программы ТВ-5 смотрели более чем 80 млн. семей почти в 100 странах Европы, Америки, Африки, Азии благодаря примерно 20 спутникам. Она осуществляет вещание круглые сутки, передавая высококачественные программы, на 75% французские: собственные выпуски новостей, подготовленные ТВ-5, последние известия государственного телевидения Франции, Швейцарии, Бельгии, Квебека и Канады, обозрения, теле- и кинофильмы, спектакли, эстрадные представления, игровые программы и т. д.

Канал "Франс энтернасьональ" (КФИ) с момента создания в 1989 года является банком видеозаписей французских программ, передаваемых через спутники и предназначенных в основном для национального вещания африканских стран. В 1997 году канал в течение 27 500 часов передавал программы более чем в 80 стран через 100 телеканалов-партнеров. Благодаря наличию шести спутниковых каналов, покрывающих все пять континентов, канал вышел на потенциальную аудиторию, составляющую 354 млн. телезрителей. Получив в 1998 году ассигнования в размере 180 млн. франков, он ежедневно передает 11 полных выпусков новостей (из них два на английском языке), а также множество репортажей в прямом эфире о спортивных соревнованиях (теннисный турнир "Ролан Гаррос", Кубок мира по футболу, велогонки "Тур де Франс" и т. д.). КФИ демонстрирует более 150 полнометражных фильмов в год, документальные фильмы, теле- и кинофильмы, спектакли, обзоры текущих событий, эстрадные программы и программы для молодежи. В рамках новой системы зарубежного вещания КФИ скорректировал свои задачи, сконцентрировавшись на деятельности в качестве банка программ и инструмента технического сотрудничества, а также на выполнении функций вещания на Африку.

Наконец, чтобы способствовать взаимодействию между двумя направлениями деятельности Франции в области телевидения за рубежом, КФИ и ТВ-5 были подчинены единому руководству.

Во Франции телевидение остается самым популярным медиа. Исследования компании Mediametrie показали, что в 2004 году французы в среднем за день смотрели телевизор на 2 минуты дольше, чем в 2003 году. Всего ежедневное телесмотрение во Франции в прошлом году составило 3 часа 42 минуты.

Спутниковая сеть TNT, запущенная во Франции 31 марта и включающая в себя 14 независимых телеканалов, имеет большой успех: продажи от приставок TNT превзошли все ожидания, их тираж достиг 150 тысяч в первую неделю выхода на рынок. Согласно мониторинговой компании Yacast, в течение двух недель после запуска TNT рекламные доходы новых каналов в совокупности достигли 660 тысяч евро.

Текст лекций

СМИ и философия постмодерна

Постмодернистская философия возникла в конце 1970-х годов в европейских странах, прежде всего во Франции, как антитеза культуре, базирующейся на ценностях и идеалах Просвещения, и выдвинула в качестве ядра культуры понятие "языковой игры". В предисловии к сборнику статей "Приближаясь к проблеме постмодернизма" его составители Д.Фоккема и Х.Бертенс пишут: "К большому замешательству историков литературы, термин "постмодернизм" стал ходячим выражением даже раньше, чем возникла потребность в установлении его смысла. Возможно, это верно как относительно США, так и Европы". В результате дискуссий, развернувшихся между западными теоретиками Г.Хоффманом, А.Хорнунгом, Р.Куновым, С.Сулейман, Х.Летен и рядом других, постмодернизм стал осмысляться как выражение "духа времени" во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, социологии, философии, науке, экономике, политике и прочих. Иными словами, постмодерном пытаются объяснить весь современный мир. Как отмечает В.Вельш, "постмодерн здесь понимается как состояние радикальной плюральности, а постмодернизм - как его концепция".

Господствующим признаком культуры эры постмодерна объявляется эклектизм как нулевая степень общей культуры. Важную, если не ведущую роль здесь играют средства массовой информации: они, по мнению Ж.-Ф.Лиотара, пропагандируя гедонистическое отношение к жизни, закрепляют состояние бездумного потребительского отношения к искусству. Размышляя над этим, голландский критик Т.Д'ан приходит к выводу, что смысл при восприятии постмодернистского текста "уже более не является вопросом общепризнанной реальности, а скорее эпистемологической и онтологической проблемой изолированного индивида в произвольном и фрагментированном виде". Особую роль в формировании языка постмодерна, по признанию всех теоретиков, опять же играют масс-медиа, мистифицирующие массовое сознание, манипулирующие им, порождая в изобилии мифы и иллюзии - все то, что определяется как "ложное сознание". По мнению Т.Д'ана, произведения постмодернизма разоблачают процесс мистификации, происходящей при воздействии СМИ на общественное сознание, и тем самым доказывают проблематичность той картины действительности, которую внушает массовой публике массовая культура. Модернистский коллаж, придавая в новом контексте иной смысл тиражированным массовой культурой высказываниям, парадоксальным образом их дебанализирует, передавая при этом читателю ощущение симультанности. Одна и та же вещь предстает здесь одновременно с разных точек зрения.

Ирония и интертекстуальность, влекущая за собой "смерть автора", рождают специфическое свойство постмодернистского текста, получившее название пастиш - фантазийная пародия, составленная по принципу поппури. В западной журналистике это качество нашло отражение в требованиях соблюдать комбинированность в информации как сочетание одновременной серьезности и развлекательности. По определению Р.Барта, "каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык. Как необходимое предварительное условие для любого текста, интертекстуальность не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитаций, даваемых без кавычек". Таким образом, мир, пропущенный через призмы интертекстуальности, предстает как огромный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу калейдоскопа: смешение определенных элементов дает новые комбинации.